| «Московский Художественный театр. Энергия места»: фасадНаталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 27.05.2020
Фасад — это лицо здания, а у здания, как и у человека, своя судьба. Она также зависит от удачи, случая и главной встречи. Дому номер 3 в Камергерском повезло, в его долгой жизни случилось то самое, заветное свидание, после которого началась его новая история. В 1901 году сюда вошел архитектор Федор Шехтель.
До этого дом жил-был с обычным для барского особняка фасадом в стиле московского ампира, с колоннами, двумя флигелями по бокам, гербами владельцев на фронтоне. С частными магазинчиками на первом этаже — «Кахетия», «Табак», «Ювелирный магазин».
Сохранив общую планировку фасада, Шехтель придал ему черты своего любимого стиля модерн. По-особому обработал створки входных дверей, изменил ручки, придумал оригинальные стеклянные навесы из матового стекла, поддерживаемые толстыми стилизованными цепями. Вход с правой стороны в бельэтаж и ложи стал парадным входом в театр. Его цоколь был отделан великолепной майоликой, наверху расположился и барельеф «Пловец» работы Голубкиной. Само же здание Шехтель выкрасил в бледно зеленый цвет. И вплоть до 50-х годов перед зданием зажигались два дуговых фонаря розового света.
«Завернув с Тверской в Камергерский переулок и увидев их розовый свет, еще более подчеркнутый зеленым оттенком газовых уличных фонарей, идущих в театр, начинал уже испытывать волнение от предстоящего спектакля» (Федор Михальский).
В революционные годы фасад как будто бы постарел – выглядел серым и бесприютным. Подчиняясь тяжелому, голодному времени, МХТ впустил в себя продуктовый магазин, в котором сотрудники могли купить самую простую еду.
«Часто после спектакля работники театра увозили отсюда домой муку, мороженую капусту, брюкву, картошку. Вспоминаю Ольгу Книппер-Чехову, везущую на маленьких саночках свой паек по темным заснеженным улицам, или двух сыновей Москвина, впряженных в такие же саночки с продуктами» (Федор Михальский).
В 20-30-е годы фасад снова изменился, его подлинный облик по праздникам прятали за живописными панно, лозунгами, портретами вождей и флагами, яркой иллюминацией. Театр выглядел как одна большая пропагандистская афиша.
Война сорвала временные украшения агитпропа, и театр вернул себе подлинное лицо. Строгие афиши представляли спектакли, на них даже не писали слово «премьера», вместо этого — «играется в 1-й раз». В послевоенное время круглые фонари заменили на квадратные, фасад осветили – появились специально созданные световые витрины с репертуаром. С тех пор окна первого этажа — своего рода экспозиционный стенд театра. Сегодня с каждой витрины на нас смотрит Антон Павлович Чехов, приветливо и чуть иронично улыбаясь.
фото: Александр Иванишин, pastvu.com | |