| «МХАТ на каникулах»: Алексей Бартошевич о Пестово. Часть IIIОльга Туркестанова, Медиацентр МХТ, 22.08.2020
Продолжаем рубрику «МХАТ на каникулах». Историк театра Алексей Вадимович Бартошевич вспоминает о том, как в середине прошлого века мхатовцы проводили лето в Пестове — доме отдыха Художественного театра.
— Излюбленной формой развлечения в Пестове было сочинение стихов. Актёры писали эпиграммы друг на друга. Довольно злые, не всегда справедливые, с точки зрения поэзии чаще всего сомнительные. Самым известным рифмоплётом был Леонид Еремеев, не очень известный актёр, ставший неплохим театральным педагогом. Еремеев писал огромные поэмы, которые расходились по спискам среди мхатовцев, потому что были наполнены невероятной саркастической злобой. Я знал эти стихи едва ли не наизусть, и читал их мхатовским актёрам, разумеется, не тем, кому они были посвящены. Слушатели были в полном восторге.
Во взрослые компании, на сборы на полянках со всякими возлияниями нас, детей, не пускали. Но одно такое сборище помню. В тот раз два актёра, Владимир Львович Ершов, один из самых прекрасных людей Художественного театра, и Николай Иванович Дорохин, муж Софьи Пилявской, разыгрывали потрясающую капустническую сцену про двух утопленников. Эти утопленники медленно качаются на волнах, абсолютно синхронно и спокойно, потом мимо проходит пароход, волны становятся сильными и высокими, и покойники тоже начинают сильно раскачиваться. А дальше пароход уходит, волны постепенно успокаиваются, успокаиваются и утопленники. В пересказе сценка кажется дурацкой, но сыграно это было так, что у меня осталось ощущение восторга.
И ещё одно воспоминание о Пестове. В 1952 году режиссёр Александр Птушко снимал там фильм «Садко». На берегу водохранилища чуть ли не в натуральную величину выстроили город Новгород. Маяк превратили в колокольню. Приехала съёмочная группа, которая жила вместе со мхатовскими актёрами (мхатовцы снимались в «Садко» в небольших ролях).
В этом фильме одну из первых своих ролей сыграла Алла Ларионова, тогда ещё студентка ВГИКа. Помню, меня совершенно поразили её фантастической красоты белые волосы, да она и сама была фантастической красавицей в свои двадцать лет. Снимался в «Садко» и Николай Крючков. Он тоже ходил по Пестову в полосатой пижаме, расстёгнутой на мощной волосатой груди, и с орденом Ленина, который был, без всякой иронии, на эту пижаму нацеплен.
В массовку включили и нас, мхатовских детей. Мы должны были изображать народ Новгорода. Нас разделили по парам, облачили в длинные, сурового полотна рубахи, дали в руки по палке, на которую также были надеты рубаха и парик. Как будто с нами стоит третий человек. Мы должны были раскачиваться, изображая волнение новгородской толпы.
В это время с нами в Пестове жил со своими знаменитыми родителями и Андрюша Миронов. Он был таким упитанным, розовым, толстеньким мальчиком. Из подобострастия вторые режиссёры «Садко» решили занять его не в безликой массовке, а снять в образе боярского сына. На его толстенькое тело нацепили боярский кафтан, на голову надели боярскую шапку, и получился такой хорошо откормленный боярский сын. Поставили Андрюшу в первом ряду, он должен был попасть в кадр, что нам и не снилось. И вот начинается съёмка, приходит Птушко, вдруг его взгляд падает на боярского сыночка, и он говорит: «Это что за чучело, убрать!» Так закончился дебют Андрея Миронова в кинематографе, свидетелем которого остался я один, а может, и ещё кто-то из этой сильно поредевшей массовки.
(Продолжение следует)
На фото: Андрей Миронов в детстве; съемки фильма «Садко», 1947 год; группа мхатовцев в Пестове; артист МХАТа Владимир Ершов в Пестове. Исторические фото, снятые в доме отдыха Художественного театра, предоставлены Музеем МХАТ. | |