| Быть или не быть? К 100-летию встречи двух ГамлетовАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 18.09.2021
18 сентября 1921 года. Прага. Часть труппы Художественного театра уже больше двух лет колесит по миру, оторванная от России вихрем военных и революционных событий. Гастролеры поневоле во время своих скитаний получили название «качаловской группы» – по имени первого своего артиста Василия Качалова. В Праге в этот день играли «Гамлета». «Быть или не быть»? Само время ставило перед скитальцами этот вопрос. Решили – быть. И подчинились обстоятельствам трудной кочевой жизни: скудные декорации изготовили своими руками, актеры были одновременно и рабочими сцены – переставляли мебель и реквизит. Даже Книппер-Чехова – Гертруда, произнеся слова о том, что сын повернул ей «глаза зрачками в душу», подхватывала на пару с Полонием свое королевское ложе и уносила его за кулисы. Василий Качалов, игравший Гамлета, был недоволен всем, и, прежде всего, собой. Комплименты зрителей выслушивал молча, когда хвалили домашние – оскорблялся. Но был среди публики один человек, мнение которого не могло оставить Качалова равнодушным. Знаменитый немецкий актер Александр Моисси, в те же годы блиставший на европейской сцене в роли Принца Датского. И Моисси от Гамлета Качалова пришел в восторг. После премьеры «Гамлета» пражский банкир с очень подходящей к этому случаю фамилией Розенкранц решил устроить в честь мхатовцев прием. Позвал и Моисси. К ночи все разошлись – кроме Моисси и Качалова. Два Гамлета были в полном упоении друг от друга. Взахлеб говорили о Шекспире, о театре, о своих взлетах и провалах, о нюансах актерского искусства, об эротизме на сцене. Банкир Розенкранц совершенно осоловел от таких гостей. А те его уже давно не замечали, называли то Розенштерном, то Гильдеркранцем, и лишь просили еще вина с сельтерской и кофе. Разошлись утром. Совершенно счастливые. В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 | |