| Владимир Графов и его золотая «чайка»Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 26.10.2021
Сегодня день рождения Московского Художественного театра – 123 года. По традиции в этот день в Портретном фойе вручают памятные значки с мхатовской чайкой тем, кто проработал в театре 15 лет и больше. Золотую «чайку» с бриллиантом получит осветитель Основной сцены Владимир Васильевич Графов. В этих стенах он служит уже 60 лет, при нескольких руководителях МХАТа – Михаиле Кедрове, Олеге Ефремове, Олеге Табакове, Сергее Женоваче. Пришел в театр в 1961 году, после 8 класса. Вчерашнего школьника определили работать в осветительную ложу филиала МХАТа на улице Москвина (сегодня в этом помещении находится Театр наций). С учителями Графову повезло: в то время постановочной частью МХАТа заведовали легендарные мастера Николай Николаевич Готтих и Алексей Дмитриевич Понсов, а за световой цех отвечал не менее легендарный Ефим Леонидович Удлер. Графов говорит, что работа осветителя в те годы была гораздо более творческой, потому что пульт был на ручном управлении. Все делалось руками. Сегодня же все автоматизировано, самое сложное – это собрать спектакль, выстроить его световую партитуру. А провести не так трудно: знай кнопки нажимай. Публика, сокрушается Графов, тоже была другой – читающей, культурной. А сегодня – много ли молодых людей вообще читает книги? «Иду недавно мимо Школы-студии МХАТ – стоят абитуриенты. “Крылова-то изучили?” – спрашиваю. – “А кто такой Крылов?” Вот тебе пожалуйста!» Когда Графов пришел в театр, в филиале на улице Москвина как раз выпускали спектакль «Три толстяка». Его он смотрел несчетное количество раз и помнит наизусть. Владимир Васильевич вообще все пьесы помнит и часто разговаривает цитатами. Да и как их не выучить, если почти каждый вечер на протяжении 60-ти лет с первой реплики и до последней он сидел у самой сцены за пультом? «Вот спросите меня, чем заканчивается “Синяя птица”? – говорит Графов – Не знаете? “Если кто-нибудь из вас найдет синюю птицу, будьте добры, верните ее нам. Она нам нужна для того, чтобы стать счастливыми”. И занавес пошел. Еще: “Бубнов, у тебя совесть есть? – “На что совесть, я не богатый!” – “Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна”. Это “На дне” Горького, Пепел и Бубнов разговаривают. Ни одной пустой фразы у Горького нет!» С Художественным театром Графов объездил весь мир. Первая поездка была в Венгрию в 1966 году и с тех пор пошло-поехало: Венесуэла, Колумбия, Куба, Австралия, Япония, США, Китай, а уж в странах соцлагеря, вроде ГДР, Монголии или Болгарии, Владимир Васильевич побывал по нескольку раз. Гастроли тогда длились минимум двадцать дней, вывозили по 7-8 спектаклей. В советское время гастролеры за границей экономили как могли, чтобы на скудную валюту купить что-то домой. В поездку брали консервы. Однажды, перед гастролями в Японии, Графов сделал коллегам подарок: договорился с хорошей знакомой – директором школы и принес сорок маленьких электроплиток для лабораторных работ. Раздал в том числе артистам – например, Калягину. Сегодняшним молодым не понять, какой удачей было иметь в поездке (кстати, длилась она больше месяца) портативный электроприбор, на котором можно было прямо в номере готовить себе еду! С гастролями у Владимира Васильевича связано много историй. «Однажды я заблудился в Боготе, столице Колумбии. Три часа до начала спектакля “Вишневый сад” Олега Ефремова – думаю, пройдусь-ка я пешком, загляну в большой магазин. Хожу по магазину, вдруг на улице начался ливень. В торговом зале погас свет и нас вывели на другую улицу. Темнота, какие-то бездомные бродят, собаки бегают… Я не понимаю, где нахожусь, а мне спектакль вести! На свое счастье увидел полицейскую машину. Достал бейджик: “театро” – говорю. Полицейский посадил меня в машину: “Моменто!” Ну десять минут “моменто” прошло, пятнадцать, оказывается, он привез почтальоншу, которая по микрорайону разносит пенсии и теперь ее ждет. В общем, он доставил меня к театру без пяти семь. А там паника: куда Графов делся?!» Владимир Васильевич первым узнал о смерти Олега Николаевича Ефремова. «На нашей сцене играл БДТ, вспоминает Графов,- Ефремов должен был прийти на спектакль. А я на том спектакле дежурил. И вот уже вечер, его помощница Татьяна Горячева мне говорит: “Володя, что-то я звоню, а Олег Николаевич не берет трубку. Одна я боюсь идти. Пойдем вместе сходим”. Я отвечаю: “Таня, мне сейчас спектакль вести, не могу”. – “Давай быстро сходим”. Приходим в дом на Тверской, где жил Ефремов, она открывает дверь, я вхожу первым. Олег Николаевич уже был мертв, ничем помочь было нельзя. Наш театр был в это время на гастролях в Тайване, поэтому хоронили Олега Николаевича на пятый день. Гроб стоял на сцене среди декораций “Бориса Годунова”. Очень хороший Олег Николаевич был человек». Среди артистов, с которыми дружил Графов, – Георгий Бурков, Алексей Жарков, которых уже тоже нет на свете и по которым он очень скучает. Сегодня Графов ездит навещать старейшину осветительского цеха, художника по свету Игоря Александровича Ефимова. Ефимову 94, во МХАТе он с 1943 года. Выпьют по рюмочке коньяка и начинают вспоминать
В 1991 году к основному месту работы Владимира Васильевича добавилось еще дополнительное – Московский Областной драматический театр имени Островского. Началось все с детского спектакля про Емелю, куда его позвали поставить свет, а затянулось на четверть века. Владимир Васильевич 25 лет был в этом театре главным художником по свету. И сегодня продолжает сотрудничать с Московским Губернским театром (так он теперь называется). Одна из последних работ – спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Когда два года назад Владимир Васильевич праздновал 75-летний юбилей, его коллеги по художественно-постановочной части облачились в футболки с его портретами. И сегодня осветителей МХТ можно увидеть в этих футболках. Графова любят – за профессионализм и мудрую доброжелательность. «Любите театр, берегите театр. Относитесь с уважением и с пониманием к своим коллегам. Тогда у вас все будет прекрасно!» – говорит он всем нам. И это лучшее пожелание в день рождения театра!
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 | |