Народный артист России Николай Чиндяйкин: «Дух захватывает, как подумаю, сколько живу»Елена Федоренко, Культура, 12.04.2022 Николай Чиндяйкин недавно отметил 75-летний юбилей. Накануне дня рождения актер ответил на вопросы «Культуры».Николай Чиндяйкин — актер, режиссер, педагог. В 60-е окончил Ростовское театральное училище, работал в Ростове-на-Дону, затем переехал в Омск в золотую пору расцвета его драматического театра. Через четверть века, когда потянула режиссура, поступил в ГИТИС, и по окончании дипломированный режиссер и актер служил в Московском театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. В Центре театрального эксперимента и поиска в Понтедере осваивал принципы и методологию Ежи Гротовского, которым грезила Россия, преподавал, вел тренинги. Сейчас служит в МХТ имени Чехова, много снимается в кино, солирует на филармонических вечерах и выступает с чтецкими программами, подготовил книгу мемуаров «Не уймусь, не свихнусь, не оглохну» и всегда искренне и прямо отвечает на вопросы. — Люди искусства обычно не любят разговоров о возрасте, а вы так часто касаетесь этого вопроса… — Могу бесконечно говорить о возрасте и пережитом — с чувством, что располагается рядом с восторгом. Дух захватывает, как подумаю, сколько я живу. Может, потому что в детстве и юности у меня было тяжелое заболевание. Мама старалась не показывать вида, но не могла скрыть слез. Я и не рассчитывал на такую долгую жизнь. У меня много друзей лет на 10–15 старше меня, в 30–35 эта разница особого значения не имела. Звонит вчера Николай Николаевич Эпов — театральный художник, в свое время очень известный, ему пошел 92-й год, и говорит: «Знаешь, я в последнее время в уединении, я его сам себе создаю». Друзей молодой поры становится все меньше. Думал, что опережу моих ближних, но они уходили, и ушла женщина, которую я любил больше всех в жизни. — Ее, Татьяну Ожигову, называли великой трагической русской актрисой. Теперь Камерная сцена Омской драмы носит ее имя. В своих дневниках, которые опубликованы, вы пишете о ней с такой нежностью и восхищением — дух захватывает. — Когда думаю, что ее уже 30 лет нет на свете и жизнь нашу сегодняшнюю она не знает, становится странно. Обратил внимание, что у Тани почти нет фотографий в цвете. Прекрасный мир отражен в черно-белых оттисках. Боже мой, и я жил в том мире, и он был для меня органичен, понятен, любим. — В вашей судьбе четыре театра — четыре периода жизни: Ростов, Омск, о котором ходили легенды, «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, теперь МХТ. Что должно случаться, чтобы успешный актер уходил из успешного театра? — Сроки цифрово красиво и занятно сложились — я не сразу заметил. В Ростове-на-Дону прослужил 5 лет, в Омске — 15, у Анатолия Александровича — 20, жизни в Художественном через годик с небольшим исполнится 15 лет. Мечтаю дожить. — Стоит на 25 настраиваться… — Я не против. По законам математики сложится красиво. Ясно, что я не подгадывал уходы. Знаете, это ведь не так много театров. Я человек провинциальный, и среди артистов из небольших городов много тех, кто больше двух сезонов в одной труппе не работали. В провинции смена была почти самоцелью: засиделся-засиделся, поеду-ка в Березняки. Жаль, о племени провинциальных артистов мало написано. Кому это надо? Когда мои дневники издавали в 2011 году, то первым предложением прозвучало такое: «Давайте Ростов и Омск выбросим, а сделаем книжку — работа у Васильева и в кино». Поначалу я даже забрал дневники — тогда не надо ничего. Для меня жизнь в Ростове и Омске была самодостаточной. Самый первый театр — Ростовская драма, там начал играть после второго курса. Моя alma mater, где актеры клеили бороды, а актрисы считали, что выходить на сцену без парика неприлично, как появляться неодетой. Предполагалось, что я вольюсь в труппу. Но в это время появился в ТЮЗе режиссер Артур Хайкин. Театр выбросил занавес, обратился к залу, повел разговор со зрителями. Получил диплом и ушел в ТЮЗ. Мне было не с руки обижать своих педагогов, это казалось предательством, хотя педагог не осуждал, только говорил: «Куда ты? Там занавеса нет!» Это казалось революцией. Режиссер — в свитере, все актеры — с гитарами. Ростовский ТЮЗ был замечательный по энергии, по молодежным устремлениям. За эти пять лет — огромный репертуар. А что молодому артисту надо? Роли. От «Собаки на сене» до Володи Ульянова. Недавно на очередных похоронах встретились с Михаилом Швыдким. Сколько же лет мы знакомы! Он приезжал к нам в Ростов молодым критиком, я — играл, он — обсуждал, и с тех пор мы дружбаны, полвека. Меня не тяготило, что это ТЮЗ, я не отбывал наказание, тем более что тюзовских ролей почти не играл. Там и Васкова в спектакле «А зори здесь тихие» сыграл первым в стране, еще до Таганки. — И все-таки устали? — В Омск уехал Хайкин, и он, как всегда бывает, пригласил своих актеров. У меня же возникла проблема со здоровьем, и я надолго попал в клинику. Когда стало полегче и начал двигаться — отправился в Омск, знал, что театр замечательный, о нем тогда много говорили, уехавшие друзья уверяли, что буду нужен. В этом и не сомневался, но поехал от отчаяния, как бы умирать. И театр оказался счастливой картой, которую я вытащил. Возможно, он меня и спас. Потому что началась совсем иная жизнь. Думал, что поработаю в Сибири — года два-три, я же южный человек. Родители в то время жили в Луганске — ужасно, все время «выплываешь» на сегодняшний день. Когда началась работа — «Орфей спускается в ад», «Двое на качелях», «Любовь под вязами», «Бесприданница», — то об отъезде уже не вспоминал. Там встретил главного человека в жизни, свою жену Таню, с которой мы 15 лет прожили, до ее ухода. Без преувеличения, это был настоящий хороший русский театр — с отличным вкусом, сильной труппой и гениальным директором. До сих пор помнят Мигдата Нуртдиновича Ханжарова. Театральный раб и романтик, он собирал уникальных артистов. Говорил: «Труппа — это ожерелье, за одним камушком, которого не хватает, охотишься долго. Нахожу его, и все встает на место». Мог нужного артиста вытащить в Сибирь, пробить ему квартиру. Он пользовался поддержкой города, а Омск был удивительным. Ведь главное в каждом городе — футбольная команда, и секретарь обкома гордится игроками, а в Омске главным был театр. Приехал какой-нибудь шишка — вечером его ведут на спектакль. Такой придворный и любимый театр, который баловали мелкими радостями — устраивали распродажи, доставляли дефицит, шло-то советское время. — Что же заставило покинуть омский рай? — Жизнь есть жизнь. У Тани начались болезни, ей надо было прекращать работать, а я подался в ГИТИС, на режиссуру. Надо сказать, не без ее инициативы. Она все знала. Когда Тани не стало, в Омске не мог находиться — даже становиться главным режиссером театра мне не хотелось. Если нет мотивации, то все бессмысленно. И я остался в Москве, с Анатолием Васильевым. Открылся другой мир. Неважно, что не состоялась моя режиссерская судьба, меня это совершенно не беспокоит. — Как же не состоялась? Как режиссер получили «Золотую маску» за спектакль «Плач Иеремии», в том же качестве работали с актерами в «Школе драматического искусства». — Да, поставил несколько спектаклей — в Омске, тогда еще «Золотой маски» не было, и «Театральная жизнь» отдала мне свою первую премию — за спектакль «Не играйте с архангелами» по пьесе Дарио Фо, которого российская сцена еще не знала. Вы правы, в театре Васильева я был правой рукой Мастера, работал с труппой, вел тренинги. Говоря о режиссерской судьбе, имею в виду, что сегодня я — русский артист, нигде не числюсь ни педагогом, ни режиссером. Горжусь, что сумею поставить и комедию, и антрепризу — они соберут полные залы. Правда, не смог бы сидеть в подвале и создавать нечто для трех человек, а если заглянет четвертый, то — ужас, ужас, ужас… Как на духу говорю: для меня театр так и остается тем местом, куда публика ломилась, спрашивала лишний билетик. Понимаю Олега Павловича Табакова. Он говорил, что самые любимые минуты, — когда стоишь у окна, маскируясь шторой, и смотришь на очередь зрителей. Конечно, театр должен быть разным. Анатолий Александрович очень любил два стула — и даже коврика не надо. Почему ушел от Васильева? Прошло 20 лет, сама цифра говорит о многом, да и есть такое понятие — усталость металла. Все меняется, и ты тоже — над тем, что раньше принимал с радостью, начинаешь задумываться: а надо ли? Да и искушения тоже серьезная часть жизни. Снялся в кино во время отпуска — у нас не было иных возможностей — в одном из первых своих фильмов «Мама, не горюй», и он стал самым главным. Смешная история, которую пафосно называли последней комедией XX века. Действительно, хорошее кино, его до сих пор смотрят. Милиционеры и бандиты меня стали узнавать, это — лакмус, целевая аудитория. — А Художественный театр как возник? — Олег Николаевич (О. Н. Ефремов — худрук Художественного театра. — «Культура») меня приглашал на постановку как режиссера, а я должен был ехать с Васильевым по Европе. Сказал: «Знаете, я занят» и надеялся на ответ: «Давайте подумаем, как по срокам». Прозвучало: «Ничего, в другой раз». Спустя годы — странная встреча с Олегом Павловичем Табаковым. На премьере картины, в которой я снимался, он подошел из зрительного зала к сцене и поманил пальцем. Спросил: «Как у вас с квартирой?» «Нормально, у меня все хорошо», — говорю. Он повернулся и пошел к Марине Зудиной. Я как раз «выползал» от Васильева, и не хотелось ни подводить, ни обижать его. Отношусь к Анатолию Александровичу трепетно и с благодарностью, но все равно надо было как-то уходить, да и пенсионный возраст подошел. И вдруг опять позвонил Олег Павлович — сам: «Почему бы вам не сыграть в спектакле Вишневый сад“ роль Фирса?» Я говорю: «Дед Мороз, что ли, мне звонит? Нормальные артисты по сорок лет ждут этой роли. Да еще в Художественном театре — немыслимо! От такой новости можно и окарачиться!» Он страшно хохотал! Спектакль ставил Адольф Шапиро — мой сердечный товарищ, я знал его чудесный театр в Риге. — К смене руководства в МХТ как относитесь? — Вот тут скажу, в чем прелесть возраста. Представляю, что творилось бы со мной лет в 35–40, но сейчас мне настолько всего хватает, что могу жить спокойно. Сидим мы как-то со Станиславом Любшиным после спектакля, беседуем, налили по рюмочке, молодые заглядывают, забегают, но не задерживаются — они другие: одного ждет машина, другой сам за рулем, спешат на съемку или на поезд. Слава говорит: «Коля, неужели мы последние?» В смысле, что культуры закулисной жизни практически уже не осталось. У меня треволнений по поводу смены руководства, дали или не дали роль — уже нет. Придет время, и что-нибудь еще сыграю. Совершенно некуда спешить! С Костей Хабенским состоялся разговор, звучали конкретные названия, но — на следующий сезон. Ну и хорошо! — Вы и от педагогики отказались. Почему? — Анекдот: две подружки идут, одна говорит: «Слушай, как меня зовут?» Вторая отвечает: «Тебе срочно?» Моя жена Раса, человек позитивный, часто этой фразой отзывается на мои вопросы. Многое сегодня связано со здоровьем. Отказался играть несколько спектаклей, которые очень любил. На Таганке — от чудесного «Старшего сына», а это Вампилов, и я — первый исполнитель роли Бусыгина, еще в Ростове играл. Отказался от своего профессора Преображенского в странном спектакле «Собачье сердце» Максима Диденко в «Приюте комедианта» — тяжело два раза в месяц ездить в Питер. Не так педагогику, как спектакли жалко. Что делать? Всему свое время. Потерял вечера в филармонии и чтецкие программы. Из-за пандемии образовался большой перерыв — сейчас надо восстанавливать, но там же килограммы поэзии. Она то выскакивает, то гаснет или дремлет до поры до времени. — Кино часто использует актеров по принципу типажных масок. А у вас сколько отрицательных, столько и положительных персонажей. — Это правда. Спасибо, а то ваши коллеги всегда и обязательно спрашивают только про мафиози. А о том, сколько священников, художников, утонченных людей, да и военных, я переиграл — забывают. Михаил Глузский говорил мне, когда я был еще относительно молодым человеком: «С возрастом ролей-то меньше. Потом поймете. Сразу отваливаются военные». Впервые от него такое услышал и удивился. А недавно на сайте прочитал такой отзыв: «Чиндяйкин — хороший артист, но какой же он подполковник? В таком возрасте уже и генералов не держат». Подумал, какой справедливый человек, мягко выразился. Генералов еще немножко выдерживаю. Вот «Нюхач» долго жил, снимали в Киеве, и попал я в «Миротворца». Закрыли. Выслали из аэропорта — да так унизительно, даже не ожидал. Мальчишки, с пистолетами: «Наш разговор будет записываться. Отвечайте, когда были в Алчевске?» Мне тяжелее, чем другим, — к маме на могилу не могу поехать. Мы многое можем изменить, даже взгляды, но биографию-то не перепишешь. Как у Пушкина: «Для меня так это ясно, как простая гамма». — В кино сейчас снимаетесь? — Недавно прошел сериал «Серебряный волк». Слишком много я отказывался, сейчас зовут реже. И боли нет по этому поводу. Предложения неинтересные и однотипные. Дедушка — отсидел в 90-е, вернулся и сейчас не ориентируется, а потом от инфаркта умирает. Кино только для того, чтобы заработать, мне не нужно. Зачем? Бывало время, когда хочется отдохнуть в гостинице, например, в Питере. Лежу, переключаю программы, на трех каналах вижу себя — думаю, пора спать. В те годы моя дочка говорила сыну-школьнику: «Леша, делай уроки». А он: «Мама, там дедушку показывают». Следующая фраза мне понравилась: «Если ты будешь смотреть все, где твой дедушка снимался, ты неучем останешься». — А мафиози играть увлекательно? — Вопрос поставлен некорректно. Увлекательно, когда есть, чем увлекаться, а мафиози это или пионер-отличник, значения не имеет. Я никогда не играю отрицательных персонажей, играю двигатель сюжета. Про человека, который благополучно закончил рабочий день и благополучно доехал на трамвае до дома, где хорошие жена и дети, потом благополучно поужинал и лег спать — про таких кино не снимают. Должен появиться я из-за угла. Такой персонаж необходим, без него нет ничего. Мафиози бывают разные. Кинорежиссер Андрей Звягинцев до того, как стал великим, снимал буквально за пять тысяч долларов миниатюрку «Бусидо». Я — банкир, Дима Щербина из театра Моссовета — мой охранник, сценарий Эжен Щедрин выстроил как шахматный этюд. Мне до сих пор эта работа кажется интересной. Смотрю картины Андрея, ко мне уже не имеющие отношения, вижу клавиши, которые нащупаны в «Бусидо», и как он ими пользуется — любопытно наблюдать. — Отношение к современному театру? — Меня не касается это. Например, когда-то при Олеге Павловиче я репетировал у Константина Богомолова пьесу чешского президента, спектакль не вышел. Мы даже сдружились, что-то рассказывали друг другу, он ко мне хорошо относился. Потом меня назначили на роль Зосимы в «Братьях Карамазовых». Мы с Анатолием Васильевым с этим романом «юлозили» лет восемь, вообще Достоевский был одним из наших авторов. На репетициях в МХТ мне тяжело было, невозможно. Жена — с ее пониманием и вкусом — говорила: потерпи, все равно им, молодым и перспективным, принадлежит будущее. Чувствовал, что не могу, но никакого раздражения не испытывал — просто я не гожусь. Извинился и ушел, больше Богомолов меня не назначал никуда и никогда. Не могу сказать, что на премьере испытал раздражение — просто убедился: хорошо, что меня там нет. Понятно, что сейчас Малая Бронная, когда-то мой любимый театр, другая. Вот и все. — Любили театр Анатолия Эфроса? — Помните, там около кассы стеклянные двери? Я — с внешней стороны, попасть не удается. Думаю, еще раз подойду к администратору. И вдруг вижу возле этих дверей эфросовский пиджак — он с кем-то разговаривал. И получается, что мы с ним рядом стоим, через стекло. И я тогда погладил Анатолия Васильевича. Оригинал статьи Павел Чинарёв и Елизавета Базыкина в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, телеканал «Культура», 23.12.2022 Нервно, конфликтно, опасно: названы главные культурные итоги 2022 года, Московский комсомолец, 21.12.2022 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Эффективное средство от «Полярной болезни», Анна Чепурнова, Труд, 16.12.2022 Юрий Чурсин в программе «2 Верник 2», Вадим Верник, Игорь Верник, телеканал «Культура», 16.12.2022 Александр Усов: «Я сам для себя открываю эту книгу», Александра Машукова, Ok!, 14.12.2022 Павел Ворожцов в программе «Белая студия», видеосюжет телеканала «Культура», 12.12.2022 Искусствовед объяснила, как менялись письма в Художественный театр и лично Станиславскому, Иван Волосюк, Московский комсомолец, 10.12.2022 Режиссер МХТ имени Чехова провел занятия для будущих артистов в Ашхабаде, видеосюжет телеканала «Мир 24», 10.12.2022 Дневник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: «Заговор чувств» (видео), фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», 9.12.2022 Вручили премию «Театральный роман» за лучшие книги о театре: детективные расследования, Московский комсомолец, 9.12.2022 В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022 В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022 Режиссер Марина Брусникина – о спектакле «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2022 О женских судьбах в эпоху перемен и о надежде, которая нам так необходима, Ольга Дашковская, Вести образования, 5.12.2022 МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022 В МХТ имени Чехова состоялась премьера пронзительного спектакля «Полярная болезнь», видеосюжет Первого канала, 4.12.2022 Марина Брусникина: «Это история о женской силе», Александра Машукова, Ok!, 29.11.2022 Спектакль-перевертыш: МХТ им. Чехова приготовил громкую премьеру, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.11.2022 «Нашей жизнью был театр». Марина Брусникина рассказала о жизни «Практики» и «Мастерской Брусникина» без лидера, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 17.11.2022 Дмитрий Сумин в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 16.11.2022 Видеозапись лекции Сергея Черкасского «Уроки Сулержицкого», Медиацентр МХТ, 15.11.2022 Спектакль «Друг мой» назван лучшей работой первого этапа проекта «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 8.11.2022 Блогер Саша Новиков побывал за кулисами спектакля «Поколение Маугли» и взял интервью у Константина Хабенского (видео), VK.com, 5.11.2022 Пётр Шерешевский: «Мне интересно проявление жизни на сцене», Александра Машукова, Ok!, 4.11.2022 «Поколение Маугли» в МХТ имени А. П. Чехова. Фрагмент программы «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 31.10.2022 «Я признаю гибель своего класса», Павел Руднев, журнал «Знамя», № 10, 31.10.2022 Видеоверсия спектакля «Чрево», Культура.РФ, 29.10.2022 Павел Ворожцов: «Есть ощущение, что мне по-прежнему пятнадцать», Александра Машукова, Ok!, 28.10.2022 Константин Хабенский вручил памятные знаки «Чайка» сотрудникам МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 В МХТ имени Чехова идут показы эскизов спектаклей лаборатории «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2022 Есть одна награда смех, Вадим Рутковский, coolconnections.ru, 24.10.2022 Юбилейный вечер Ирины Мирошниченко прошел в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2022 «Эта женщина везде»: Ирина Мирошниченко отметила 80-летний юбилей, видеосюжет Пятого канала, 24.10.2022 Любимый муж Ирины Мирошниченко Евгений Герасимов, любимый сын Евгений Миронов, а младший брат Никита Михалков, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 23.10.2022 На сцене МХТ имени Чехова состоялся творческий вечер Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 22.10.2022 В МХТ им. Чехова пройдет творческий вечер Ирины Мирошниченко, ТАСС, 22.10.2022 Епиходов, влюбленный в театр, Александра Машукова, Экран и сцена, 20.10.2022 Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022 Константин Хабенский о руководстве в театре, патриотизме и о том, что спасает от повседневности (видео), Бизнес Online (Казань), 13.10.2022 Константин Хабенский открыл в Казани недельные гастроли МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Татарстан 24», 11.10.2022 Константин Хабенский: «С Казанью у меня связано очень много и человеческого, и профессионального», сайт Мэрии Казани, 11.10.2022 В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022 Вечер памяти Олега Ефремова к 95-летию со дня его рождения прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2022 Провокация Константина Богомолова «разорвала» Москву, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.10.2022 Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра», Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 Олег Ефремов. Живой голос, Вадим Верник, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.10.2022 Навстречу «Новой оптимистической», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.09.2022 Театровед Павел Руднев: Современному театру свойственно многообразие, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 22.09.2022 Младший брат Владимир Баталов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 19.09.2022 Легенда «Современника» и МХТ. К юбилею Аллы Покровской, Филипп Марков, Babr24, 18.09.2022 Эскиз по пьесе «Подвальные ленты» открыл вторую лабораторию «АРТХАБ», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.09.2022 Михаил Рахлин: «Это история о человеческих заблуждениях», Александра Машукова, Ok!, 15.09.2022 Ловец человеков, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 15.09.2022 На сцене МХТ им. Чехова стартует вторая лаборатория проекта «Артхаб», ТАСС, 15.09.2022 Спектакли фестиваля «Золотая маска» идут в Красноярске при полных залах, Российская газета, 14.09.2022 Последний адрес Михаила Аркадьева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 13.09.2022 И это всё о ней. Марина Брусникина, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 12.09.2022 Видеоверсия спектакля «Месяц в деревне», Культура.РФ, 11.09.2022 Театральный роман Александра Бенуа, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.09.2022 Министром культуры Тверской области назначена Ксения Глинка, Вести (Тверь), 6.09.2022 В Тверской области культурой будет ведать актриса Ксения Глинка, Вся Тверь, 6.09.2022 В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022 «Новая оптимистическая трагедия», «Омон Ра» и «Винни-Пуховские чтения»: МХТ им. Чехова представит 14 премьер, Инга Бугулова, Российская газета, 5.09.2022 Доронина, Кехман, Хабенский вошли в оргкомитет по подготовке юбилея Художественного театра, ТАСС, 3.09.2022 Банк «Открытие» стал генеральным спонсором МХТ имени А. П. Чехова, пресс-служба банка «Открытие», 2.09.2022 В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022 Хабенский, Бабушкина, Зудина: МХТ им. Чехова открыл новый сезон. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 2.09.2022 Хабенский рассказал, чем МХТ имени Чехова удивит в юбилейном сезоне, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.09.2022 Хабенский на сборе труппы заговорил о спецоперации, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2022 Константин Хабенский: «Иронизировать, смеяться, ёрничать особенно на темы, связанные с военными действиями, с гибелью людей, недопустимо сегодня», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2022 Игра во спасение: знаменитые актеры провели в Москве благотворительный матч, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.08.2022 Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022 Видеозапись встречи Станислава Любшина со студентами Школы-студии МХАТ (10 апреля 2022 г.), 23.08.2022 Видеозапись встречи Константина Хабенского со студентами Школы-студии МХАТ (май 2022 г.), 19.08.2022 Молодые и честные, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 17.08.2022 Ирина Мирошниченко в программе «Линия жизни» (2022), телеканал «Культура», 24.07.2022 Народной артистке РСФСР Ирине Мирошниченко исполнилось 80 лет, ТАСС, 24.07.2022 «Нас предупредили: будут провокации». Мирошниченко — о коллегах по МХАТу, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 24.07.2022 Ирина Мирошниченко: Героини меняются вместе с актрисами обретают новые смыслы, Инга Бугулова, Российская газета, 24.07.2022 К дню рождения Ирины Мирошниченко, видеосюжет Первого канала, 24.07.2022 К юбилею Ирины Мирошниченко. Программа «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 23.07.2022 Видеозапись встречи Николая Скорика со студентами Школы-студии МХАТ (12 июня 2022 года), Медиацентр МХТ, 22.07.2022 Игорь Золотовицкий в программе Марины Брусникиной «Практика театра» (видео), Радио «Культура», 18.07.2022 Ирина Мирошниченко: «Сейчас я понимаю это было большое счастье!», Анжелика Пахомова, 7 дней, 12.07.2022 В Москве простились с артистом Сергеем Сосновским: видео прощания, Московский комсомолец, 7.07.2022 Константин Хабенский и Константин Богомолов проводили в последний путь Сергея Сосновского, StarHit, 6.07.2022 Саратовская душа МХТ. Ушёл из жизни Сергей Сосновский, Филипп Марков, Barb24, 5.07.2022 Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022 «Душа нашего спектакля». Коллеги о Сергее Сосновском, ТАСС, 4.07.2022 Боролся до последнего. Дочь и коллеги из Саратова о Сергее Сосновском, Аргументы и факты (Саратов), 4.07.2022 Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022 Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Расскажи мне про Гренландию» (лаборатория «АРТХАБ»). Фоторепортаж Олега Черноуса, Ника Ерофеева, Медиацентр МХТ, 28.06.2022 Константин Хабенский представил в Ельце новый ландшафтный спектакль, видеосюжет телеканала «Елец ТВ», 26.06.2022 Маша Сокольская: «Не страшно быть честной», Юлия Сонина, Ok!, 23.06.2022 В МХТ имени Чехова – премьера спектакля «Местные» по пьесе Александра Ремеза, видеосюжет телеканала «Культура», 20.06.2022 Константин Хабенский представит ландшафтный спектакль МХТ в Липецкой области, Новости Липецка, 14.06.2022 В Ельце побывал Константин Хабенский, Gorod48.ru, 14.06.2022 Олег Черноус: «Фотограф – всегда одиночка, даже в театре», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.06.2022 «Местные» нашли свою сцену: интервью с режиссером и актерами нового спектакля МХТ имени А. П. Чехова, Вадим Верник, Ok!, 9.06.2022 Маруся Фомина: «Мне нравится посомневаться в себе», Вадим Верник, Ok!, 7.06.2022 Ксения Теплова: «Я из тех людей, кто живет с мыслью, что лучшее, конечно, впереди, Лиля Москвина, Ok!, 6.06.2022 Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022 Экспериментальный проект «АРТХАБ» продолжается в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2022 В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022 Репортаж с показа эскиза «Остановка» (проект «АРТХАБ»), Медиацентр МХТ, 25.05.2022 Айрат Тухватуллин назначен первым заместителем директора МХТ им. Чехова, ТАСС, 25.05.2022 «АРТХАБ»: Константин Хабенский представил экспериментальный проект МХТ имени А. П. Чехова, Ok!, 25.05.2022 В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022 Хабенский рассказал о проекте «АРТХАБ» МХТ Чехова, ТАСС, 24.05.2022 Константин Хабенский представил экспериментальный проект «Артхаб», РИА «Новости», 24.05.2022 Павел Руднев – о новом проекте «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 24.05.2022 Евгения Добровольская: «Счастье человека – самому быть источником любви», Нина Суслович, Камергерский, 3 (№ 1, 2020), 22.05.2022 «Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022 Что не видят зрители? Режиссёр театра Глеб Черепанов о своей профессии, YouTube-канал «Раскадровка», 20.05.2022 «Чрево» в МХТ им. А. П. Чехова: страшный рассказ Евгения Замятина — впервые на сцене, Елена Федоренко, Культура, 19.05.2022 Мастер-класс Константина Хабенского для студентов Школы-студии МХАТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 18.05.2022 В МХТ им. Чехова поставили «Маму» Флориана Зеллера, Наталья Соколова, Российская газета, 16.05.2022 На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022 МХТ им. Чехова покажет премьеру спектакля «Чрево» по рассказу Замятина, ТАСС, 14.05.2022 «Чрево» Замятина стало крестьянским мюзиклом. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 13.05.2022 «Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022 Артём Волобуев в «Программе Александра Цыпкина», радио «Москва FM 92.0», 13.05.2022 Крестьянский мюзикл на сцене МХТ им. А. П. Чехова: Ольга Литвинова и Артём Быстров о своих ролях в спектакле «Чрево», Дарья Зиновьева, Ника Ерофеева, Ok!, 13.05.2022 Страницы жизни, Мария Чернова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Два Сирано, Анна Шалунова, Экран и сцена, № 9, 11.05.2022 Сказ о точке невозврата. Интервью с режиссером Андреем Гончаровым, Александра Машукова, Ok!, 10.05.2022 Вильямс Великолепный, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.04.2022 «Говорит Москва» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2022 «Говорит Москва». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 29.04.2022 В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля о дочери Сталина, РИА «Новости», 29.04.2022 МХТ им. Чехова представит спектакль «Говорит Москва» о дочери Сталина, ТАСС, 28.04.2022 Наталья Тенякова сыграла в МХТ им. Чехова дочь Сталина, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 28.04.2022 Светлана Аллилуева. Принцесса-бунтарка, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2022 Валерий Зазулин: «Это очень важно — найти природу своего обаяния», Юлия Сонина, Ok!, 22.04.2022 Данил Чащин: «Это история взросления», Александра Машукова, Ok!, 22.04.2022 Елена Афанасьева: «Художник в театре – в огромной степени психолог», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 20.04.2022 У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022 Премьера недели: «Контрабас (Новое звучание)» в МХТ им. А. П. Чехова, Ok!, 16.04.2022 В МХТ им. Чехова новое звучание легендарного «Контрабаса», Инга Бугулова, Российская газета, 16.04.2022 Зазвучал по-новому: в МХТ им. Чехова показали обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 16.04.2022 МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022 Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022 Хабенского в спектакле «Контрабас» заменил Волобуев: кадры генерального прогона, Наталия Губернаторова, Московский комсомолец, 15.04.2022 МХТ им. Чехова представил новую версию спектакля «Контрабас» с другим главным героем, ТАСС, 15.04.2022 Новый «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова: поэт, его Прекрасная дама и ужас войны, Елена Федоренко, Культура, 13.04.2022 Дмитрий Сумин: «Я могу намного больше», Юлия Сонина, Ok!, 12.04.2022 Народный артист России Николай Чиндяйкин: «Дух захватывает, как подумаю, сколько живу», Елена Федоренко, Культура, 12.04.2022 Встреча Станислава Любшина со студентами Школы-студии МХАТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 11.04.2022 От конферансье до адвоката. Пять ролей Артема Волобуева в МХТ, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.04.2022 Вдовьи слезы Паулины Андреевой. Репертуар МХТ им. Чехова снова пополнился «Сирано де Бержераком», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.04.2022 Станислав Любшин. Предельная искренность. Фрагмент программы «Доброе утро»., Екатерина Лепская, видеосюжет Первого канала, 6.04.2022 Артём Волобуев. Вечный спор «контрабасистов», Александра Машукова, Ok!, 6.04.2022 Видеозапись лекции Евгении Тропп «Русский Сирано: судьба пьесы Эдмона Ростана в российском театре» (6 марта 2022 г.), Медиацентр МХТ, 5.04.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию легендарного спектакля «Контрабас», Инга Бугулова, Российская газета, 5.04.2022 Это мой город: актер Данил Стеклов, Анастасия Барышева, Москвич, 4.04.2022 Константин Хабенский передает эстафету в спектакле «Контрабас», Ok!, 4.04.2022 МХТ имени Чехова завершил петербургские гастроли спектаклем «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 4.04.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию спектакля «Контрабас», ТАСС, 4.04.2022 Мастер-класс Игоря Золотовицкого для студентов театральных вузов Санкт-Петербурга, Медиацентр МХТ, 2.04.2022 Мастер-класс Игоря Верника «Театральный роман и театральные романтики», Медиацентр МХТ, 31.03.2022 Константин Хабенский: «Выше идти — тяжело, но радостно; ниже — легко, но грустно», Алина Циопа, Фонтанка.ру, 29.03.2022 Мастер-класс Дмитрия Назарова «Профессия, которую мы теряем», Медиацентр МХТ, 29.03.2022 Продолжаются гастроли Александринского театра в Москве, Медиацентр МХТ, 28.03.2022 Мастер-класс Константина Хабенского «О чём говорить в День театра», Медиацентр МХТ, 28.03.2022 Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022 В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022 На большие гастроли в Петербург МХТ привез звезд и нашумевшие спектакли, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.03.2022 Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ имени Чехова в Петербурге, видеосюжет телеканала Piter.TV, 25.03.2022 В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022 В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, ТАСС, 25.03.2022 В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022 «И мы теперь враги два бывших побратима
», Анна Чепурнова, Труд, 25.03.2022 Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022 Подлецов насквозь я вижу зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022 Антон Лобан: «За свои слова надо отвечать», Ok!, 22.03.2022 Наталья Тенякова сыграет у Данила Чащина дочь Сталина, Валерия Черкасова, Театр, 20.03.2022 Новый «Сирано де Бержерак» поставили в МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2022 МХТ имени Чехова представит свою версию пьесы «Сирано де Бержерак», BFM.ru, 20.03.2022 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Сирано де Бержерак», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2022 «Сирано де Бержерак». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 19.03.2022 Новое прочтение классики: чем удивит премьера поэтического спектакля «Сирано де Бержерак» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.03.2022 На злобу дня: как дуэлянта Сирано сделали героем в МХТ, РИА «Новости», 19.03.2022 МХТ им. Чехова представит новую версию пьесы «Сирано де Бержерак», ТАСС, 19.03.2022 Егор Перегудов в программе Юлиана Макарова «Главная роль», видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2022 «Сытым мы не насытились»: каким останется в памяти зрителей и друзей умерший актер из Кемерова Евгений Сытый, Ngs42.ru (Кузбасс онлайн), 17.03.2022 Памяти Евгения Сытого, Павел Руднев, 16.03.2022 Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 Телеверсия вечера «Мхатовские пятницы» с Ириной Пеговой (21 января 2022 г.), Медиацентр МХТ, 12.03.2022 Елизавета Ермакова: «Музыка – мой верный спутник и друг…», Денис Казьмин, Ok!, 12.03.2022 Артём Быстров: «Я благодарен жене, что она живет со мной в одном русле, занимается одним делом», Лиля Москвина, Ok!, 11.03.2022 Мария Зорина: «Эта пьеса касается каждого», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 Павел Табаков: «Если актеры – это сердце театра, то сейчас я хочу разобраться, как работают его почки, легкие и печень», Harper's Bazaar, 8.03.2022 От мафиози до генерала: самому разноплановому актеру Николаю Чиндяйкину – 75!, телеканал «Культура», 8.03.2022 Николай Чиндяйкин: «Люди в Луганске получили дыхание и надежду, что ад, в котором они прожили 8 лет, наконец закончится», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 8.03.2022 Егор Трухин: «Мама это личная история», Наталья Витвицкая, Театрал, 5.03.2022 Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022 Актриса Мария Зорина – о спектакле «Мама» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022 МХТ имени Чехова представляет спектакль «Мама», видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2022 Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022 Даниил Феофанов: «Школа-студия — это настоящий Хогвартс», Юлия Сонина, Ok!, 2.03.2022 Авангард Леонтьев: «Пока Табаков мог дойти до сцены, он играл», Зоя Игумнова, Известия, 28.02.2022 «Молил Бога, чтобы не помер». Что общего у Авангарда Леонтьева и Эйнштейна, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 27.02.2022 Миронов и Машков поздравили Авангарда Леонтьева с 75-летием, ТАСС, 27.02.2022 Кирилл Трубецкой о Ренате Литвиновой, служении и одиночестве, Ольга Чебыкина, YouTube-канал «Не принято обсуждать», 26.02.2022 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 Юрий Чурсин: «У Табакова всегда был в кармане пакет соблазнов», Зоя Игумнова, Известия, 22.02.2022 Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022 Гастрольный обмен, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 17.02.2022 Кузьма Котрелёв: «Сцена дает освобождение, шанс отвлечься от того, что тебя окружает в реальной жизни», Денис Казьмин, Ok!, 15.02.2022 Артём Быстров и Ксения Теплова: «Привыкаем потихоньку к тому, что у нас не один ребёнок», Марина Зельцер, Атмосфера, 14.02.2022 Как в МХТ прошла презентация книги педагога по сценической речи Анны Петровой «Разговоры о слове», видеосюжет телеканала «Дождь», 7.02.2022 Телеверсия вечера Ирины Мирошниченко из цикла «Мхатовские пятницы» (25 декабря 2021 г.), телеканал «Театр», 4.02.2022 Cофья Евстигнеева: «Я сама решу, кем я буду», Юлия Сонина, Ok!, 4.02.2022 Юрий Стоянов встретился с «мимом», Александр Анин, Театрал, 31.01.2022 Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022 Евгений Киндинов в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 28.01.2022 Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022 Олег Гаас: «Если уж взялся за дело, надо стремиться быть в нём лучшим», Денис Казьмин, Ok!, 27.01.2022 Русский роман продолжается, Ольга Галахова, Литературная газета, 26.01.2022 Любовь, как стихийное бедствие, Нина Суслович, Камергерский, 3, 20.01.2022 МХТ им. Чехова покажет три премьерных спектакля на весенних гастролях в Петербурге, ТАСС, 17.01.2022 Хабенский и другие на прощании с Анастасией Вознесенской: скорбные кадры, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 17.01.2022 В Москве простились с вдовой Андрея Мягкова актрисой Анастасией Вознесенской, видеосюжет Пятого канала, 17.01.2022 Ирина Мирошниченко: человеку трудно одному, он должен быть вдвоём с кем-то, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 16.01.2022 «Люди, которых я люблю». Документальный фильм к юбилею Константина Хабенского, Первый канал, 15.01.2022 Ушла из жизни народная артистка России Анастасия Вознесенская, видеосюжет Первого канала, 14.01.2022 «У любви нет прошедшего времени»: одна судьба Анастасии Вознесенской и Андрея Мягкова, Ольга Маркова, Вечерняя Москва, 14.01.2022 Любимова выразила соболезнования в связи со смертью актрисы Вознесенской, ТАСС, 14.01.2022 Леонтьев о смерти Вознесенской вслед за Мягковым: «Не помню их в разлуке», 5 канал, 14.01.2022 Ушла из жизни Анастасия Вознесенская, видеосюжет телеканала «Культура», 14.01.2022 Александр Усов в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, Радио Культура, 12.01.2022 Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022 Мишустин поздравил Хабенского с юбилеем, ТАСС, 11.01.2022 50 лет исполнилось Константину Хабенскому, актеру с большим дарованием и большим сердцем, видеосюжет Первого канала, 11.01.2022 Собянин поздравил с 50-летием народного артиста России Константина Хабенского, Агентство городских новостей «Москва», 11.01.2022 Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022 Президент Беларуси поздравил народного артиста России Константина Хабенского с 50-летием, сайт Президента Республики Беларусь, 11.01.2022 Роли в жизни и искусстве: актеру Константину Хабенскому – 50 лет, Мир 24, 11.01.2022 Юбилей Константина Хабенского: от мента до Мюнхгаузена, РИА «Новости», 11.01.2022 «Начинающий худрук». Сергей Сосновский о Константине Хабенском, Известия, 11.01.2022 Путин поздравил Хабенского с юбилеем, ТАСС, 11.01.2022 Хабенский отметит 50-летний юбилей на сцене МХТ, ТАСС, 11.01.2022 |