Куда идём мы с Другом?

Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
«Пошли пройдёмся, сказал мне друг. Пошли, сказал я», — так начинается пьеса Константина Стешика «Друг мой», которая в последнее время всё чаще и чаще появляется в театрах страны: в Санкт-Петербурге, на Камчатке, в Челябинске, Кирове и не только. Идут два друга – ночью, без особой цели – так, сигарет стрельнуть и «встретить человека» – ход мысли, достойный скорее древних философов, чем чуть загулявших современников. При том, что герои Стешика не пьяны. Телефонов нет («Я не взял телефон. А мой разрядился»), дождь и ветер друзьям не помеха. Вся пьеса – поэтическая зарисовка о странном приключении, которое заканчивается с рассветом. Ночь – время гипертрофированности: любой обыденный предмет с наступлением темноты меняет объём и очертания, становясь причудливым и огромным. Как лампа на столе ночью способна превратиться в «чудовище», так здесь вызов «Скорой» пострадавшему вырастает до масштабов Библейского подвига, а не вовремя брошенная реплика перерастает в драку.

Московский Художественный театр поставил эту пьесу первым. На сцене МХТ «Друг мой» в постановке Петра Шерешевского появился благодаря проекту «АРТХАБ» — лаборатории, где за доработку эскиза по этой пьесе проголосовало большинство как зрителей, так и экспертов. Но фактически, уже на первом, лабораторном этапе, «Друг мой» состоялся как спектакль и в репертуар Малой сцены театра вошёл почти без изменений – это характерно для эскизов Шерешевского. Как говорит сам режиссёр: «Когда тебе отведена на репетиции максимум неделя, ты понимаешь, что это и есть длина твоей жизни в театре. И не думаешь: сейчас я попробую, а потом когда-нибудь доведу до ума. Ты пытаешься за эти несколько дней максимально сделать что-то целое. А когда целое создано, в него уже сложно „просунуть ноготь“ и что-то начать менять».

Жанр спектакля обозначен как «симфония», и повествование разделено, как это полагается в теории музыки, на четыре части, каждой из которых соответствует свой темп и настроение. Возведена небольшая «сцена на сцене», вместо задника – экран. Приём с камерами работает здесь несколько иначе, чем в большинстве других постановок Шерешевского: на видео чаще транслируются не лица артистов, а работа художниц, Марины Моторной и Агафьи Бит-Гармус (студентки факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ). Они сидят в сценическом пространстве, за столом, и именно на его поверхность направлена камера. Художницы создают мир спектакля «в прямом эфире»: рисуют маркерами и стирают нарисованное, комбинируют картинки в коллажи, расставляют игрушечные фигурки, и с этой мультипликационной вселенной взаимодействуют актёры в живом плане. Обаяние инфантилизма как оно есть: взрослые, солидные мужчины (даже одеты во фраки!) бродят по странному, наполовину нарисованному, наполовину вырезанному из бумаги миру.

Приём с онлайн-рисованием задаётся в самом начале: художница пишет название спектакля и жанр. Люди в концертных костюмах занимают места по бокам от основной площадки, слышны звуки настраиваемых инструментов. Павел Ворожцов, исполнитель роли Героя, пожимает руку «первой скрипке» (одной из актрис) – так обычно делают дирижёры, выходит на «сцену», и тоном филармонического ведущего объявляет имя автора и название произведения. Словом, всё выглядит как пародийное начало настоящего симфонического концерта. Довольно быстро к Герою присоединяется Друг (Виктор Хориняк), и несколько абзацев текста они вместе с хором остальных артистов пропевают – мелодии специально написаны для спектакля композитором Ванечкой («Оркестр приватного танца»), постоянным соавтором Шерешевского. У персонажей нет собственных имён, в программке они так и обозначены обобщённо – Герой, Друг, Мужик, Парень, Женщина.

И начинается путешествие, а за спинами героев рисунками возникают дождь, фонари, дома, машины, домофон с кнопками и так далее. Первое приключение, первая часть симфонии – adagio, что означает «медленно», «плавно». Друзья пытаются спасти неизвестного: мужчина без сознания лежал под фонарями, и теперь Герою и Другу точно надо найти человека, чтобы тот вызвал врачей. «Настоящие» люди взаимодействуют с нарисованным миром, и он отзывается: домофон звонит (художницы дорисовывают к нему кривые линии), а машина, которую «пинают», бешено вопит сигнализацией и дрожит. При этом масштабы предметов реалистичны весьма условно – и это ещё сильнее роднит историю с анимацией или сном, в которых возможно всё. Даже неправдоподобно большой домофон или машина едва ли не одного размера с пистолетом, из которого хозяин потревоженного авто (Алексей Кирсанов) принимается палить по незадачливым друзьям.

Для второго приключения заявлен темп анданте – «медленно», «плавно». Героев ждёт более медитативный квест: они долго идут вдоль бесконечной «хрущёвки» (на протяжении почти всего эпизода художницы вращают по кругу картинку дома), чтобы выслушать спонтанную исповедь Парня (Иван Дергачёв). После аварии он боится оставаться дома ночью один, друзья для него – тоже своего рода спасение, «от одиночества и от присутствия». Переходя от конкретной истории про аварию к более абстрактным философским разговорам, Парень ложится на стол лицом вверх и появляется крупным планом на экране. Иван Дергачёв читает текст спокойно, негромко, без нажима, точно выдерживая интонацию «ночного» времени, когда неуместно кричать или громко жаловаться на жизнь, но естественно делиться сокровенным.

Постепенно, по ходу спектакля, вырисовывается и разница между друзьями: Герой Павла Ворожцова – спокойный и рассудительный, Друг Виктора Хориняка импульсивнее, ироничнее, и артист работает в более гротесковой манере, не стесняясь утрировать – здесь это уместно. Герой будто бы чуть постарше, Друг – помладше, и поэтому инициатива ко всяким авантюрам исходит от него, хотя Герой охотно в них втягивается. При этом реальный возраст персонажей раскрывается уже под конец пьесы, и читатель получает повод «пересобрать» в своей голове прочитанное ещё раз.

В третьей части, allegro molto vivace – scherzo (очень быстро), мир начинает обретать объём: из миниатюрных скамеек, каруселей и качелей художницы строят детскую площадку. Наступает новый день, появляются – со слов друзей – первые прохожие, собачники и алкоголики. Чем ближе рассвет, тем больше реальность похожа на реальность, но магия ночи ещё не растеряна до конца, вот и Друг не хочет, чтобы Герой уходил домой отсыпаться, и уж тем более не планирует идти вместе с ним. Драка, которая завязывается между друзьями, разыграна художницами как отчаянная битва игрушек: пластиковый Годзилла vs пластиковый Кинг-Конг. Третье спасение: друг спасает друга от скучного «взрослого» существования, причём делает это с помощью мордобоя.

Вдруг куда-то всё исчезает – быстрые руки стирают дома-кирпичики, заводы с нарисованными трубами, деревья, дорожки. Герой начинает говорить в микрофон, обращаясь не к Другу, но к экрану, на котором впервые появляется не «мультипликационная реальность», а странная экзистенциальная картина: маленькая белая фигурка вписана в чёрный квадрат – и пустота вокруг. Невольно приходит на ум, что изначально пьеса Стешика обозначена как моно, в её структуре нет списка действующих лиц и реплик. «Мне нужен нормальный сон, понимаешь? И нормальная жизнь. Я не хочу никого спасать, потому что я не спасатель. Я не хочу ничего знать о чужих несчастьях – зачем они мне? У меня есть свои проблемы, с ними я и стану разбираться», — говорит Герой, возможно, действительно сам с собой. Светает – время взрослеть.

Темп четвёртой части, allegro non troppo, означает «не слишком быстро», но существует и более художественный вариант перевода – «не слишком весело». Подошедшая к друзьям Женщина со скрипкой (Ольга Воронина) в элегантном чёрном платье оказывается дворничихой: её беспокоит сильно избитый Друг, она приводит его и Героя в свою подсобку. Камера переключается с поверхности стола на сценическое пространство: с наступлением утра друзья перемещаются в осязаемую реальность, с настоящей едой, чашками, жёлтым чайником, кофе и прочим. И в этот момент происходит перевёртыш, остроумно и точно решённая сложность пьесы: как показать настоящий возраст героев? «Тебе сколько лет хоть, спросила у него женщина. Пятьдесят девять, ответил друг. А тебе, спросила женщина у меня. Мне – шестьдесят, ответил я». Как решать это в театре: выводить ли сразу актёров старшего поколения, не идти от возраста вообще, играть спектакль как воспоминание одного человека, — вариантов много. В спектакле Шерешевского перед героями ставят стекло и, на реплике о возрасте, художницы рисуют поверх узор старческих морщин. Так рисованный мир выдаёт их первый главный секрет, а во втором Герой сознаётся сам: «Только я у него и есть, а он у меня. Единственный друг мой». Ночное, «мультяшное», нелепое, юное никуда не ушло, оно здесь – в немолодых и не повзрослевших людях.

В симфонии не бывает эпилогов, но у этой он есть: под “Forever Young” Боба Дилана, в тёплом свете лампы все актёры собираются за столом – пьют чай и болтают, как будто это встреча хорошей компании на старой даче. Про то, что должен быть ещё эпилог, они вспоминают неохотно, но всё же играют его. Точнее, поют – а-капелла, на манер то ли сиротской песни, то ли городского романса. Во всяком случае, на этот мотив Женщина поёт строчку «У церкви стояла карета» – и звучит это одновременно органично и иронично. «Это другая карета, сказал я. И церкви никакой нет», — произносит Герой, и свет постепенно начинает гаснуть. История уходит в темноту, как будто обрывается на полуслове. Приключение окончено.

Нет оценки миру, который не желает взрослеть, но есть нежность и сочувствие к нему – и к одиноким людям. Наверное, нельзя так жить всю жизнь: нацепив концертный фрак, бродить под дождём, не спать до утра, ввязываться в случайные разговоры и потасовки. Но иногда – ночью, когда мир немного меняется и мы немного меняемся вместе с ним – можно себе это позволить: быть спасителем, быть философом и быть другом.

Ирина Винтерле окончила аспирантуру филологического факультета Нижегородского университета (2013). Пишет о театре в формате блога, публиковалась в нижегородских изданиях.
2023
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Театр — живой: восемь лучших новых спектаклей осени и зимы 2023 года, Наталья Ртищева, Наталья Сиверина, Forbes, 21.12.2023
Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023
Фильм на жестовом языке «МХТ. Выход на сцену», проект «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих», 13.12.2023
Творческий вечер балерины Елизаветы Кокоревой прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2023
И снится Тане рокот космодрома, Анна Чепурнова, Труд, 8.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова представил неожиданную трактовку Шекспира, видеосюжет телеканала «Россия 24», 2.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Культурный форум в Петербурге показал многополярность сегодняшнего мира, Александр Буренин, Телеканал «Санкт-Петербург», 18.11.2023
Гость «Белой студии» – Станислав Любшин, видеосюжет платформы «Смотрим», 13.11.2023
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Открытый занавес, Лидия Соколова, Музыкальная часть МХТ, 8.11.2023
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023
125 лет отметили шаурмой, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 2.11.2023
«Артисты сказали свое слово об Олеге Ефремове», Александр Мельман, Московский комсомолец, 31.10.2023
МХТ имени Чехова отметил юбилей, Юлия Богоманшина, видеосюжет телеканала «ТВЦ», 30.10.2023
Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023
Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Павел Руднев: Театр делает человека сложнее, Михаил Морозов, Учительская газета, 24.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Мы — пыль…, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023
Игорь и Вадим Верники отмечают юбилей, видеосюжет, Первый канал, 11.10.2023
Игорю и Вадиму Верникам – 60!, Анастасия Евтефеева, Театрал, 11.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
Игорь Верник в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 5.10.2023
Игорь Верник: Ген жизнелюбия я заполучил от мамы и папы, Динара Кафискина, Вечерняя Москва, 4.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
Невыживший. Памяти Сергея Шкаликова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 29.09.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
МХТ имени А. П. Чехова в южной столице Казахстана, Ольга Зорина, Московский комсомолец (Казахстан), 27.09.2023
Сцены из супружеской жизни, Александра Машукова, Ok!, 25.09.2023
Режиссер Петр Шерешевский – о спектакле «Маскарад с закрытыми глазами», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Два Прудкина, Александра Машукова, Музей МХАТ, 13.09.2023
К юбилею Татьяны Дорониной, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023
В Манеже открывается занавес, а Немирович-Данченко уезжает в Горки, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 21.08.2023
Любовь к отсутствующему, Александра Стрижевская, проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.08.2023
Помощник Олега Табакова: «Для него работать 24 часа было нормально», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2023
«Жизель Ботаническая»: о любви и «любви» в МХТ, Ирина Петровская-Мишина, Musecube, 13.08.2023
«МК» объявляет лауреатов своей театральной премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.08.2023
В Новом Манеже открылась выставка к юбилею МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 12.08.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
В Москве прощаются с Ириной Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.08.2023
Море любви и света: какой была Ирина Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.08.2023
Памяти Ирины Мирошниченко, видеосюжет телеканала «Культура», 3.08.2023
Разная и неотразимая, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 3.08.2023
Речные девицы и Жизель, Анна Чепурнова, Труд, 28.07.2023
Смех Андровской, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 21.07.2023
Николай Тарасов. Баловень, не умевший радоваться жизни, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.07.2023
Когда количество обгоняет качество, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 10.07.2023
Галина Зальцман – о постановке в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
В МХТ имени Чехова представили «Игрока», видеосюжет телеканала «Культура», 9.07.2023
«Жизель Ботаническая»: в МХТ рассказали историю советских падших женщин, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 7.07.2023
В МХТ представили спектакль о «ботанических девушках», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 7.07.2023
«Жизель Ботаническая» – премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 6.07.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
«Работа с Любшиным — это встречное движение», Валерия Новокрещенова, Театрал, 25.06.2023
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Леонид Леонидов. Человек трагического взлета, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.06.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
Жизель Эдуарда Кочергина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.06.2023
Елена Майорова. «Перламутр женской беды», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.05.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Фестиваль «Мелиховская весна» начался в Подмосковье, сайт Правительства Московской области, 20.05.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
«Цыпкин, ты достал!»: Маруся Фомина, радио «Москва FM», 19.05.2023
Мария Кнебель. Живое знание, Екатерина Белова, Медиацентр МХТ, 18.05.2023
«Новая Ханума»: мы летали на хинкали, Александра Кучук, Комсомольская правда, 17.05.2023
Константин Хабенский помог молодёжи, Наталья Николайчик, 7 дней, 15.05.2023
В МХТ им. Чехова поставили новую версию старого хита, Инга Бугулова, Российская газета, 14.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
«Авлабар, или Новая Ханума»: «полюблять жизнь», Ксения Стольная, Ведомости, 12.05.2023
В МХТ представят водевиль о соперничестве двух свах, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.05.2023
МХТ Чехова представит премьеру «Авлабар, или Новая Ханума», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2023
Виктор Крамер: «Мир Авлабара очень хрупок», Александра Машукова, Ok!, 6.05.2023
Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023
Просто Слава. Станислав Любшин отметил 90-летие, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.04.2023
90 лет Станиславу Любшину. Поздравляем!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 6.04.2023
МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Одиссей уже спустился в Аид, Полина Кондрякова, Porusski.me, 20.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023
Неисчерпаемый Немирович, Ника Ерофеева, Театрал, 20.02.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
«Космос»: дерзновение мечтать, Ксения Стольная, Ведомости, 20.01.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
«Эрмана на вас нет!», Евгения Кузнецова, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023
Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023