| Премьера в МХТ имени Чехова: как звучат «Речи немых»?Александра Сидорова, BFM.ru, 25.11.2023 Новая сцена МХТ сама по себе камерная, да и история, которую поставили по мотивам книги Виктора Бердинских «Речи немых», очень личная, тихая. Спектакль про простых деревенских людей, которые родились еще до революции, а потом просто тихо жили, выращивали на огороде картошку, ценили жизнь, несмотря на все катаклизмы, которые происходили вокруг. Режиссеру Екатерине Шиховой 26, она из маленького медеплавильного города Ревда в Свердловской области. В этом году окончила театральную академию в Петербурге. Когда прочитала книгу, сразу решила ее ставить — текст очень в нее «попал». Девушка подготовила спектакль в рамках экспериментального проекта МХТ «Артхаб». По итогам конкурса спектакль приняли в репертуар — продолжает Екатерина Шихова:
«Я сама из маленького города, и мне всегда очень интересна история простых, маленьких людей. Что касается материала, совершенно случайно попала в руки эта книга Виктора Аркадьевича Бердинских Речи немых“. Помимо прочего, мне всегда интересен документальный театр, и я в этом чувствую правду, честность, попытку пробиться к человеку, к человеческому голосу через этот материал. Мне показалось, несмотря на архаизмы, которые там есть, несмотря на то, что люди, которые говорят все эти монологи, они родились еще до революции, я вдруг услышала такое сегодняшнее звучание. Мы говорим практически теми же самыми словами, что и люди, которые жили 100 лет назад до нас, и я увидела в этом себя. И слова, и темы, и вот, например, у нас тоже какие-то присказки сохранились и в моей семье. Вера в то, что будет лучше, потерпим-поживем“ — это все так близко к нам. Обычный человеческий голос может дать гораздо больше, чем бесконечные информационные сводки, которые на нас спускаются, чем разделение на своих и чужих».
Спектакль идет около часа. Ничего провокационного. Из реквизита — только картошка. Ничем не «прикроешься»: ни декорациями, ни музыкой. Зритель в таком зале видит малейшее изменение в лице. Актерам — их всего пять — тут особенно важно не переигрывать, благодаря молодому чуткому режиссеру чувствовали, что надо сделать, как не «переборщить» — делится актриса Вероника Васант:
«Я вообще руководствуюсь в своей жизни таким правилом, я, к сожалению, не помню, кто из великих это сказал: Кто не знает своего прошлого, осужден на то, чтобы проживать его снова и снова“. Мы должны помнить о своих корнях, мы должны помнить о том, как было тяжело, как было весело, как было легко, как было грустно, выносить из этого какие-то уроки. И в конце нашего спектакля есть тоже замечательная фраза: Даже не представляю, сколько у прежних людей было терпения!“ Мне хочется, чтобы люди, приходя на этот спектакль, замедляли свой современный ритм и учились у тех людей, тексты которых мы произносим, это реальные люди, это реальные тексты, учились этому терпению и спокойствию, созиданию, наблюдению за жизнью. Мне это очень отзывается, надеюсь, что и зрителям тоже отзовется».
Оригинал статьиТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |