| «Во мне каждый вершок – великий артист!». «Третий звонок, господа!» – бенефис Станислава ЛюбшинаЕлена Жатько, Театр To Go, 24.04.2023 22 и 23 апреля на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялась знаковая премьера – «Третий звонок, господа!» Этот спектакль уже вошёл в историю отечественного театра. Ещё бы! Ведь на сцене – народный артист России Станислав Любшин, 6 апреля отметивший 90 лет! Красивый, высокий, статный, пышная копна белоснежных волос, сияющая улыбка, острый взгляд, уверенная походка – перед нами доблестный рыцарь. За спиной у Станислава Андреевича удивительно богатое прошлое, звёздные спектакли на ведущих сценах столицы, огромный список ролей в кино, работы с легендарными режиссёрами и партнёрами. Кто не знает Ильина из «Пяти вечеров» или дядю Вову из «Кин-дза-дза!», а сколько образов Любшин воскресил в классической литературе!
Для бенефисного спектакля решили обратиться к рассказу Александра Куприна «На покое». Режиссёр Кирилл Вытоптов подчёркивает: «История о приюте для одиноких пожилых артистов – это вряд ли первое, на что вы захотите пойти в свободный вечер. Но то, с каким азартом, смелостью и самоиронией старшее поколение мхатовских артистов играет этот сюжет, пропустить решительно нельзя». И действительно сюжет, на первый взгляд, нелеп для бенефиса такого уникального актёра как Любшин. Уж никак этот красивый мужчина, полный жизни и энергии, не ассоциируется с престарелым актёром, прозябающим в богадельне. Да и не хочется слушать стенания стариков в такой вечер. Всё это кажется далёким от благородного образа Любшина. Тем не менее, мы видим на сцене больничные кровати, капельницы, памперсы, лекарства и даже вставные челюсти в стаканах.
Художник Нана Абдрашитова оттеняет жанр постановки, обозначенный как «больничное кабаре». Полукругом расположились койки, над которыми в финале вырастут рамки с лампочками и перед нами уже не палата, а грим-уборная. А какое может быть кабаре без музыки?! В сценарии достаточно много музыкальных интермедий: герои поют хором народные песни («Черный ворон», «У церкви стояла карета», «Шумел камыш»), поёт Александр Семчев и Евгений Киндинов затягивает «Ах, наслажденье!», звучат классические композиции Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Вивальди, М. Равеля.
Сценическая версия рассказа (автор Кирилл Вытоптов при участии Александра Баргмана и Светланы Савиной) дополнилась фантазиями авторов и приобрела форму шаржа. Актёрам действительно удаётся самоиронично отнестись к материалу и придать мелодраматическому действию лирики, ностальгической нежности, юмора. Партнёрами Станислава Любшина стали известные актёры Александр Семчев, Евгений Киндинов, Владимир Краснов, Виктор Кулюxин. Рядом с ними студенты школы-студии МХАТ Маргарита Якимова, Илья Барабошкин, Александр Вяльцев, Андрей Минеев и молодые музыканты Григорий Шевердяев, Марк Кондратьев.
Весь спектакль по конструкции напоминает капустник с номерами. Сцену-диалог Владимира Краснова и Виктора Кулюxина сменяет монолог Евгения Киндинова, а после герой Александра Семчева пытается переубедить молоденькую девушку, играющую на скрипке в подземном переходе, поступать в театральный. Переплетаются две линии: жизнь престарелых, одиноких актёров и их грёзы о создании театра, где они будут играть «Отелло». «Почему дамам так нравится, когда в финале Отелло душит Дездемону?», – задаётся вопросом Меркурий. В старого трагика Станислав Любшин вкладывает много личного, стараясь поделиться со зрителями сокровенным. Это исповедь, ставшая символом актёрской судьбы, где много горечи, испытаний и разочарований. Но минорный тон монологов перекрывается одухотворённостью Станислава Любшина, его аристократической полётностью, и трагедия превращается в лирический сказ.
«А ночь тянулась нестерпимо долго и тоскливо… В комнате была грозная, точно стерегущая кого-то тишина, а за черным окном бушевал ветер и бросал в стекла брызги дождя», – таков финал у Куприна, но в версии Кирилла Вытоптова история завершается празднично! В классических костюмах, подтянутые, роскошные актёры поют, по-мальчишески гоняют мяч, купаясь в аплодисментах.
О чём вся эта история, удачна инсценировка или нет, зачем обращаться к «больничной» теме и уместен ли тон постановки в бенефис? Всё это не имеет значения, когда на сцену выходит актёр такого масштаба, как Станислав Андреевич Любшин. Обаяние, одухотворённость, восхитительная органика, культура, красота, и безусловно, дар Божий! И сегодня актёр энергичный, эмоциональный, голос звучит мощно и выразительно, ничего лишнего в жестах, собранность и высокий профессионализм во всём. Ты восхищаешься тем, как Станислав Андреевич читает стихи, как звучат монологи, и вообще ты очаровываешься одним лишь его присутствием на сцене, которой Любшин отдал всю жизнь. Остаётся добавить лишь краткое – многая лета, гений!
Оригинал статьиТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |