| «Эрмана на вас нет!»Евгения Кузнецова, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 7 января 2023 года в 23:00 ушел из жизни Леонид Иосифович Эрман. Он не боялся быть неудобным, требовательным, даже жестким. Не боялся испортить отношения и порой даже делал это намеренно, чтобы не тратить время и сразу указать визави, что дискуссия неуместна. Не боялся шепота за спиной на тему, какой он деспот, сатрап и так далее. Больше всего это мешало жить ему самому, ведь он, как и любой человек, хотел гармоничных отношений со всеми и если не любви, то заслуженного уважения. Он этого хотел, но не всегда получалось. Говорят, характер — это судьба, а его сложная натура была нацелена на одно — создавать театр и быть полезным ему. И этому делу он отдавал всего себя. Он так жил.
Эрман требовал того же от других. Порой суровыми методами. Нравилось не всем. Вернее, не нравилось до поры до времени — пока он был рядом. Все закончилось в одночасье, стоило ему покинуть «Современник», где более чем на десять лет нас и соединила судьба. Те самые люди, которые вчера обижались на критику со стороны Эрмана и его резкие высказывания, в один голос стали говорить: — Эрмана на вас нет! — При Эрмане такого бардака не было! Еще вчера считавшие себя обиженными звонили ему домой, благодарили за школу жизни и признавались в любви. Им было за что сказать ему спасибо.
Он понимал театр как единое целое. Знал, как взаимосвязаны все его механизмы, и мог просчитать, как случайно совершенная ошибка завтра обернется катастрофой. От этих ошибок он предостерегал людей не просто страстно, а порой неистово. Ибо знал, что впереди. Не вдавался в подробные объяснения, почему и как. Просто говорил: «Нет, я сказал», — дальше спорить было бессмысленно. Всегда ли он оказывался прав? Конечно, нет. Но в большинстве случаев его опасения были не напрасными.
…У Леонида Иосифовича Эрмана было три главных места в его жизни — Школа-студия МХАТ, «Современник» и Московский Художественный театр. Все началось в первой половине 50-х, когда после долгой послевоенной службы в армии он поступил на постановочный факультет. В соседней аудитории по ночам Олег Ефремов репетировал с теми, кого позднее назовут основателями «Современника». Пусть не с первого дня, но Эрман стал для них «спиной», «плечом» и помощником. Потом появилось здание на площади Маяковского, затем театр переехал на Чистые пруды. Далее были уход вслед за Ефремовым во МХАТ и возвращение в 1989 году директором в родной «Современник».
Леонид Иосифович прожил долгую и почти счастливую жизнь. У него была одна настоящая любовь — театр. Счастье, что он же и был его призванием. И вдвойне счастье, что любовь эта была взаимной. Только что сообщили, что по настоянию театра прощание из ритуального зала перенесли на сцену «Современника». И это не просто по праву. Леонид Иосифович Эрман большую часть своей жизни посвятил служению блистательной театральной идее, которую сформулировал Ефремов без малого 67 лет назад. Я тоже приду в «Современник» 10 января в 11 утра, чтобы положить цветы и сказать: «Спасибо, учитель».
Оригинал статьиТри Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023 Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 | |