| Умерла Инна Соловьева: выпустила десятки книг, посвященных Станиславскому и Немировичу-Данченко, истории МХТСветлана Хохрякова, Московский комсомолец, 30.05.2024 29 мая на 97-м году жизни скончалась Инна Натановна Соловьева — блестящий теоретик театра и кино, критик и писатель, доктор искусствоведения, автор персональных и сделанных совместно со своим соавтором Верой Шитовой исследований.
Инна Соловьева прожила почти век, а родилась 16 ноября 1927 года в семье драматург Натана Базилевского-Блюмкина. Она окончила театроведческий факультет ГИТИСа, где ее мастером был легендарный историк театра, критик и завлит МХТ Павел Марков, приучавший своих студентов «шляться». Он так и говорил: «Критик должен шляться». И Инна Натановна смолоду усвоила это правило.
После окончания ГИТИСа Инна Соловьева стала аспиранткой, защитила диссертацию, посвященную истории МХТ в канун 1905 года. Ее статьи публиковались в газете «Советская культура», журналах «Театр» и «Новый мир».
Соловьева написала десятки книг о Станиславском и Немировиче Данченко, МХТ и его Первой студии, о французском и итальянское кино, сделала монографию о выдающемся актере Жане Габене.
На протяжении нескольких десятилетий она вела подробную летопись Московского Художественного театра, свидетелем жизни которого была. Первые спектакли на его сцене Инна Соловьева увидела еще в детском возрасте.
Она возглавляла научно-исследовательский сектор Школы-студии МХАТ, преподавала там историю русского театра, вела мастерскую театральной критики в ГИТИСе, принимала экзамены у аспирантов, присутствовала на защите диссертаций, читала лекции. Она могла задать простой вопрос, который сбивал с толку. Например, такой: «С чего начинается Борис Годунов“? Первая строка?» Начиналась паника. Но это отличная школа. Со многими своими студентами Инна Натановна поддерживала связь и после окончания учебы, следила за их успехами. А педагогом она была уникальным. История театра в ее изложении подобна захватывающему роману. У нее была неповторимая интонация. Она была открыта миру, всему новому и нетривиальному. Если студенты зачастили в какой-то театр, значит, надо туда идти. К молодым она прислушивалась. И талант в других чувствовала моментально, потому что сама была невероятно одарена.
С 1967 года Инна Натановна была членом комиссии по изучению и изданию наследия Станиславского и Немировича-Данченко. Занимаясь большой историей, непременно следила за тем, что происходит здесь и сейчас. Даже когда не было сил, продолжала ходить на спектакли в сопровождении своих учеников. А когда-то она много ездила по стране, часто в компании своей коллеги и подруги Натальи Крымовой, встречалась с актерами и режиссерами, умела точно, но при этом деликатно, разобрать спектакли. Ее формулировки были точны и непредсказуемы. Их дуэт с Крымовой не имел себе равных. Одна подхватывала другую, и это были фантастические устные рецензии.
Прощание с Инной Натановной Соловьевой пройдет в МХТ им. Чехова. Дата и время будут объявлены позже.
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |