Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать»

Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
У Дениса Парамонова две профессии. По первому образованию он актер – окончил Московскую театральную школу Олега Табакова, по второму — режиссер: выпускник мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе. В обоих своих ипостасях Денис убедителен: чтобы разглядеть его актерское дарование, достаточно посмотреть «Космос» — спектакль МХТ имени Чехова по пьесе Алексея Житковского, где Денис при минимуме внешних приспособлений разительно преображается внутренне, играя двух персонажей — сына и умершего мужа главной героини (в ее роли Евгения Добровольская).



Его режиссерскую работу — спектакль «Добыть Тарковского» — тоже уже заметили и оценили. Эскиз по рассказам пермского писателя Павла Селукова был показан в рамках экспериментального проекта МХТ имени Чехова «АРТХАБ», а сегодня, в виде полноценного спектакля, значится в афише пространства «Внутри». С «Добыть Тарковского» мы и начали разговор.

Денис, а почему вы решили поставить спектакль по прозе Селукова?

Мне просто нравится, когда рассказывают про простых, обычных людей. У меня было ощущение, что всех персонажей, которых описывает Павел, я когда-то уже встречал, все они показались мне очень знакомыми. Я вообще считаю, что прежде всего нужно делать спектакли о том, что ты знаешь. Паша описывает жителей Пролетарки, отдаленного района Перми, криминального в конце девяностых и начале нулевых годов, и интересно следить за тем, как в этой обстановке люди себя теряют, находят, обретают любовь, утрачивают ее. Я бы сказал, что тема спектакля «Добыть Тарковского»: каждый человек заслуживает кино про себя.

Селуков смотрит на своих героев по-доброму, а вы?

Я тоже. Я постарался отнестись к ним с большой любовью и сочувствием. Вот, например, первый рассказ, который и дал название всему спектаклю: парень влюбляется в девушку, и ему, чтобы привлечь ее внимание, надо срочно стать умным. А кто-то сказал ему, что умные смотрят фильмы Тарковского. И вот он по всей Пролетарке ищет Тарковского, а потом узнает, что Тарковских, оказывается, было двое, и это ставит его в тупик, и в этом он забавен и трогателен. Или «Почти влюбился» — из всех рассказов это самый жесткий, но одновременно и метафорический, потому что не верится, что такая история может произойти в реальности.

Ваш эскиз на «Артхабе» как раз и заканчивался рассказом «Почти влюбился». Меня он очень впечатлил, потому что воздушная история флирта вдруг обернулась трагедией.

Для своего спектакля в пространстве «Внутри» мы придумали другой финал, более светлый. Все заканчивается рассказом «Ящик асептолина», который звучит почти как анекдот. Асептолин — это раствор для наружного применения, на 90 процентов состоящий из этилового спирта. То есть это дешевое средство для быстрого опьянения, которое на Пролетарке пользовалось большой популярностью. В рассказе ребята украли ящик асептолина — и вот они бегут с ним по всему району к своей подруге, а пока бегут, асептолин замечают одни жители Пролетарки, другие, третьи, и уже целая толпа несется за этим ящиком. В итоге вся орава подскальзывается на льду, асептолин разбивается, это трагедия. Они приходят в дом к подруге с пустыми руками, и им неожиданно ставят ящик водки. Заканчивается рассказ словами «Хорошо посидели. Вроде не Рождество, а как Рождество». У нас возникла идея распеть эту историю как песнопения. Конечно, не церковные — я бы не проводил таких ассоциаций, чтобы ни в коем случае никого ни оскорбить, это просто музыка, которую специально для спектакля написала Мила Диваева и которую артисты исполняют а капелла.
Такой прием позволяет посмотреть на персонажей с неожиданной стороны. Мы сегодня живем в мире, где происходит сильное социальное разделение. И если ты занимаешься театром, то тебе в какой-то момент начинает казаться, что мир искусства, в котором ты существуешь, — он не для всех. А мне кажется, это неверно. Это же всего лишь реквизит, антураж, а на глубокие чувства, смыслы, потрясения все люди способны. Поэтому нам важно было закончить спектакль на ноте некоего объединения. 

Когда я брала интервью для проекта «13» у вашей однокурсницы по ГИТИСу Софьи Шидловской, она сказала, что Олег Львович Кудряшов вообще учит подобным перевертышам, когда история оборачивается своей противоположностью, как в рассказе «Почти влюбился»…

Конечно, вся хорошая драматургия, литература на этом построены. Просто мы в силу своей невнимательности и какого-то непонимания не всегда способны это вычленить. У нас действительно в ГИТИСе был семестр, когда мы занимались исключительно Гоголем, и девиз наших работ был «Все не то, чем кажется». Я тогда сделал дипломную работу по «Вию» — этот спектакль сейчас идет в Театре имени Ермоловой. «Все не то, чем кажется» — это слова из финала «Невского проспекта», который я, кстати, читал и в нашем проекте «13».

Кем вы себя больше ощущаете, актером или режиссером? И куда вам больше хочется двигаться?

Я сейчас стараюсь так выстраивать свой график, чтобы двигаться параллельно. У меня был разговор с Константином Юрьевичем Хабенским по этому поводу, он внятно и доходчиво объяснил, что надо как-то все успевать. Я благодарен ему за эту беседу и за то, что театр делает поблажки в плане графиков. Естественно, на это я включенно и качественно должен отвечать своей работой в МХТ. Пока удается совмещать.

Вы с детства снимались в кино. Вас родители направили в эту сторону?

Нет, я сам хотел сниматься. Я вообще родом из Тольятти, в 2005 году, когда мне было 10 лет, мы с мамой и отчимом переехали в Москву. Мечтал попасть в «Ералаш». Думал, если снимусь там — значит, все, уже буду на виду. Однажды мы ехали в маршрутке, я кривлялся, дурачился, так сказать, привлекал внимание общественности. И привлек: маме кто-то сунул визитку творческого центра «Эколь». Мы отправились туда, там было актерское мастерство, танцы, ну ребята там с основном выступали на подтанцовках у певиц вроде Валерии. Потом в другую студию поступил — «Маленькая Луна», а в нее уже приходили разные кастинг-директора. Так постепенно все закрутилось. В «Маленькой Луне» самое крутое было, что мы существовали не отдельно, а прямо в Театре Луны. Я приезжал в студию три раза в неделю на целый день. Помню этот театральный вайб: ты маленький, а уже видишь закулисную жизнь, гримерки, артистов. Это было здорово!

В 2008 году на экраны вышел фильм «Любовь-морковь 2», где вы сыграли сына главных героев, супружеской пары в исполнении Кристины Орбакайте и Гоши Куценко. Популярность среди ровесников после этой роли вас настигла?

Вообще нет. Может, потому, что когда вышел этот фильм, мы переехали в поселок городского типа Поведники под Мытищами, где живет совсем немного народу. Там всего несколько многоэтажек, магазин, школа, библиотека, поликлиника. Все. В школе, когда узнали про кино, поговорили об этом неделю, и дальше жизнь пошла. Но я и сам старался особо не афишировать. Занимался в театральной студии, приезжал в поселок, уезжал. Учился, кстати, хорошо.

В Московскую театральную школу Олега Табакова вы сами решили поступать или вам подсказали?

Мне посоветовал пойти туда актер Табакерки Александр Анатольевич Мохов. В то время он как кинорежиссер снимал картину, в которой я был занят. Александр Анатольевич рассказал, что запускается новая школа, колледж, который лично делает Олег Павлович Табаков. Для меня это имя много значило. Я вообще в детстве мечтал сниматься у Никиты Михалкова и играть в театре у Олега Табакова. В первый раз я пришел в колледж после 8 класса, но мне сказали: рано, приходи через год. Через год я поступил. 

Вам нравилось там учиться?

Да, но были свои сложности. Первые два года требовалось жить в интернате. И это был такой резкий слом, такая смена распорядка дня по сравнению с вольной жизнью с родителями! В 23.00 — отбой. Железная дисциплина. Но ничего, привыкли, все передружились. Мы были вторым набором в колледже, но все равно в первой обойме и по отношению к себе чувствовали пристальное внимание. В хорошем смысле пристальное. Хотя элементы гиперопеки, возможно и существовали. Впрочем, я прекрасно понимаю педагогов, которые взяли на себя ответственность за этих 16-17 летних ребят, приехавших в Москву со всей страны. Понятно, что нужно было действовать больше кнутом, чем пряником, пока мозги на место немного не встанут.
В Школе Табакова все было очень серьезно. Отчисляли за курение, за профнепригодность. На нашем курсе поначалу училось 25 человек, окончили школу 12. И это нескольким предоставили поблажки, а так еще бы больше отчислили. Сегодня я думаю, что это правильно. Когда ты юный, тебе сложно это понять, но ведь замечательно, если люди, состоявшиеся в профессии, говорят тебе: чувак, прости, но актерство — это не совсем твое. Есть смысл узнать об этом не в 20-25 лет, когда уже закончил институт, а в 17. У тебя вся жизнь впереди, ты можешь еще пойти учиться куда угодно!

Но вас-то не только не отчислили, а даже наоборот — пригласили в Театр под руководством Олега Табакова в штат. Вы вышли на сцену этого театра еще во время учебы?

Да, сыграл Васеньку в спектакле Константина Богомолова «Старший сын». Постановка к тому времени шла уже давно, и Андрей Фомин, игравший Васеньку, перерос свою роль. Из театра пришли к нам в колледж на самостоятельный показ, и потом позвали меня принять участие в «Старшем сыне». Это был такой классный опыт! Потрясающие партнеры, за которыми я тянулся: Сергей Валентинович Сосновский, Юра Чурсин, Света Колпакова, Яна Сексте… В Табакерке я проработал три года, с 2015-го по 2018-й. Играл в основном небольшие роли. Большая роль была в спектакле Александра Марина «Сад любви» по «Вассе Железновой» — Павел.

А потом вы поступили на режиссуру в ГИТИС. 

Да, поступал я как актер, потому что поздно задумался о режиссерской профессии. Это же надо готовиться, писать экспликацию, делать макет декорации. Халтуру гнать не хотелось. И я решил: поступлю как актер, а потом подойду к Олегу Львовичу и попрошу попробовать себя в режиссуре. Я знал, что в ГИТИСе на актерско-режиссерских курсах такое практикуется. Так и вышло.

С вашего курса в МХТ взяли троих — кроме вас, еще Дарью Трухину и Софью Шидловскую. Говорят, для вас это стало неожиданностью. Это так?

Я просто помогал Дусе с отрывком из «Чайки» на показе, она меня попросила. При этом она выбрала такой фрагмент пьесы с Ниной и Треплевым, что у меня текста оказалось больше, чем у нее. Ну да, это было довольно неожиданно. Конечно, когда ты идешь показываться, то понимаешь, что тебя могут и взять, но все равно я был удивлен. Ты думаешь, у тебя жизнь пойдет одним образом, а она вдруг на 180 градусов поворачивается! Но тем и интереснее.

В МХТ сегодня вы играете сразу двух персонажей в спектакле «Космос» по пьесе Алексея Житковского, сына и погибшего мужа главной героини, школьной учительницы из Бугульмы. Как вам работалось с Евгенией Добровольской?

Сначала было сложновато, у нее непростой характер, а я был новичком, но в результате мы притерлись друг к другу. Евгения — прекраснейшая актриса, огромного таланта человек, и работа с ней — это по-настоящему бесценный опыт.

В «панк-комедии» Юрия Муравицкого «Как вам это понравится?» у вашего персонажа — Шута по имени Оселок — такие головокружительные пикировки с Жаком-Меланхоликом, будто это настоящий поединок. Как вам удается на большой скорости произносить такой сложный текст?

Я просто умирал, когда пытался это освоить! Сколько ни репетируй, это все равно как сложнейшее упражнение по речи. Причем сцена словесной дуэли Шута и Жака-Меланхолика начинается, когда спектакль идет уже три часа, и все к тому времени немного устали. Оселок это ведь что такое? Это камень, о который ты точишь лезвие своего остроумия. Он все фразы произносит витиеватым образом, не может сказать просто «Дай мне воды», он говорит: «Если бы ты дал мне воды, то мне было бы гораздо смелее приступить к делу…» и так далее… Но, слава Богу, к премьере мы вышли к нормальному качеству исполнения. Сейчас стало легко.

У этого спектакля есть поклонники, приходящие на него по нескольку раз, а есть противники, не принимающие игру в площадной театр, которую предлагает Муравицкий. Полярные мнения вас задевают?

Мне наоборот нравится! Когда Юрий Витальевич начал репетиции, он сразу сказал: «Будьте готовы к тому, что со спектакли люди будут уходить. Это неизбежно». Понятно, что они уходят потому, что у них есть свое сложившееся представление о МХТ и о Шекспире. Но мы же вообще ничего не поменяли в пьесе! Мы играем ее так, как она написала, — для людей, с прямым общением с залом, с тем юмором, который был заложен Шекспиром. Мне кажется, я что-то важное понял про Шекспира после этого спектакля. Я обожаю «Как вам это понравится?», на сцене получаю какие-то космические ощущения. Иногда в финале кажется, будто мы на рок-концерте. Зрители стоят, кричат, у них слезы. Я вообще такую реакцию впервые увидел в театре. Муравицкий говорил, что эта пьеса — комедия восторга. Так вот те зрители, что принимают спектакль, это чувство явно испытывают.

Оригинал статьи
2024
МХТ им. Чехова начинает «Большие гастроли» в Красноярске, Инга Бугулова, Российская газета, 19.11.2024
Новые спектакли МХТ впервые на красноярской сцене, Проспект Мира (Красноярск), 15.11.2024
«Цыпкин, ты достал!»: Константин Хабенский, Александр Цыпкин, радио «Москва FM», 15.11.2024
Морж, учитель и поэт. В МХТ им. Чехова дают спектакль для юных и мудрых, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 14.11.2024
«Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
«Морж, учитель и поэт» в МХТ им. А. П. Чехова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 27.10.2024
Наталья Беднова: «В театре надо знать всё от и до», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 25.10.2024
В МХТ им. Чехова премьера – «Морж, учитель и поэт», видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Алиса Коонен. В поисках судьбы, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
На Фестивале имени Олега Янковского состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова, Елена Маркелова, Комсомольская правда (Саратов), 30.09.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024