Проект «13». Юлия Витрук: «Важно брать судьбу в свои руки»

Александра Машукова, U MAGAZINE, 22.08.2024
Рыжая, статная, с глубоким взглядом Юлия Витрук родилась на Сахалине в шахтерском городке Горнозаводск. До 17 лет в ее жизни были природа, походы да выступления на школьных концертах. В 17 Юлия впервые попала «на материк» — вместе с подругой мамы и ее дочерью полетела поступать в Петербург.



Она говорит, что в полной мере знает, что такое «культурный шок» — это когда ты оказываешься на канале Грибоедова, который раньше видела лишь по телевизору. Потом были учеба в Петербурге на менеджера культуры, занятие джазовым вокалом, переезд в Москву и поступление в Театральный институт имени Щукина. После окончания института ее пригласили в два театра — МХТ имени Чехова и петербургскую Александринку. Витрук выбрала МХТ. Ее интеллектуальная красавица Штраль, влюбленная в пасынка, стала одним из открытий спектакля Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами». В спектакле Юрия Муравицкого «Как вам это понравится?» Юлия создает два совершенно разных экстравагантных образа: наложницы герцога Фредерика и пастушки Фебы. А в «Жизели Ботанической» Никиты Кобелева ее героиня — Дашка Ботаническая, ленинградская проститутка немного не от мира сего.

Юлия, а вы сейчас часто бываете на родине, на Сахалине?

Летала осенью на юбилей папы, ему исполнилось 60 лет. Мы в то время выпускали «Как вам это понравится?», и мне какими-то правдами и неправдами удалось договориться с режиссером Юрием Муравицким, чтобы он отпустил меня на несколько дней. А этим летом была на дне рождения самого старшего брата Дениса. У меня есть еще два старших брата по отцу, Денис и Михаил, они — лучшие рыбаки, очень гостеприимные и всегда вкусно меня кормят.

А вы в детстве на Сахалине ловили рыбу?

Конечно. Ездила на рыбалку с отцом. Мои родители работали «вахтовым» методом. А летом на «путине» отец был бригадиром на заготовках рыбы, мама — икры. Я заходила в цех и видела тонны икры, которые мама с коллегами очищали под лампами. Помню, как в подростковом возрасте приходилось глушить рыбу. Огромного лосося ловила на блесну, бросала на землю и глушила сапогом.

Ужас.

Да, это определенный опыт. Сейчас, возможно, мне было бы нелегко такое сделать. Сегодня наоборот идет отказ от насилия в отношении животных, многие люди переходят на веганство. А взросление среди природы — это ведь многоступенчатый процесс. Ребенком, впервые поймав небольшую рыбку, я видела кровь на месте крючка, смотрела, как она задыхается и испытывала потрясение, обливаясь слезами, не понимала, зачем все это. Но постепенно дошла до того, что смогла взять огромную рыбу и оглушить ее сапогом.

Сегодня природа — важная часть вашей жизни?

Мне необходимо уезжать из Москвы, потому что это дает энергию. Театр тоже дает много энергии: во время спектакля ты обмениваешься ею с публикой, и это замечательно. Когда звучат аплодисменты, ты чувствуешь, что все отдал, выложился, но ты и взял. Но природа — это то, что позволяет наполняться, просто наблюдая за ней.
Когда прилетела на юбилей к отцу, шла домой, села на ступеньки подъезда, услышала тишину. Я слышала, как начинается ветер, с одного листочка, как потом он разрастается — там же сопки, шумит бамбук — и подумала: вот это то, что было со мной большую часть моей жизни. От рождения до 17 лет это был мой звуковой фон. Тишина, листва, море, ветер. Максимум шума — это лай собак и крики птиц. В Москве же очень много событий, слоев жизни, энергии, звука, и среди этого разнообразия нужно прежде всего не перестать слышать себя. Поездки на родину или общение с людьми, с которыми я давно знакома, с которыми радостно, — это и дает возможность к себе прислушаться.

Ваши родные смотрели спектакли с вашим участием в МХТ?

Отец прилетал в Москву, когда я заканчивала Щукинское училище, он тогда увидел все мои дипломные спектакли. А в МХТ смотрел спектакль «№ 13D» с моим участием. Папа — человек сдержанный, если спрашиваю «как тебе?», он обычно отвечает: «Нормально». После выхода фильма Сергея Урсуляка «Праведник», в котором я сыграла роль Любы, папа постоянно его пересматривает. Если на киноплатформе фиксируется количество просмотров, то мой папа внес значительный вклад в эту статистику! (Смеется.)

Очень непростая роль Любы в «Праведнике» стала вашей первой работой в кино, вы получили за нее номинацию на премию «Ника». Как чувствовала себя дебютантка среди маститых актеров?

Когда Сергей Владимирович Урсуляк пригласил меня на пробы, я училась на третьем курсе. Для меня это стало судьбоносным событием: большой режиссер заметил меня студенткой и доверил такую важную для фильма роль! Не помню случая, чтобы я почувствовала себя не в своей тарелке. С Марком Эйдельштейном мы познакомились по пути на площадку, летели одним рейсом. Вместе вошли в проект, много шутили. Марк замечательный! Яценко, Ткачук — потрясающие, простые, талантливые, с чувством юмора! А на то, как общаются и шутят Сергей Васильевич Маковецкий и Сергей Владимирович Урсуляк, можно смотреть вечно.
Если в начале профессиональной жизни попадаешь в такой проект, то возникает довольно высокая планка. И вот спустя несколько лет я снимаюсь в сериале режиссера Сергея Чекалова «Изгои» про белую эмиграцию — мне кажется, это история, сопоставимая по уровню актерской задачи с «Праведником».

В спектакле Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами» у вас тоже сложная героиня — галеристка Инесса Штраль. Вы играете ее, точно попадая в типаж утонченной чувственной интеллектуалки из современного арт-сообщества…

На «Маскарад» приходила куратор Екатерина Кибовская, мы с ней познакомились на дне рождения художника Павла Пепперштейна. Я потом посетила ее лекцию о Наталье Гончаровой в Пушкинском музее и пригласила на наш «Маскарад». А она после спектакля подарила мне книгу мемуаров Марины Абрамович, которую я сейчас читаю. Катя сказала, что впервые увидела на сцене такую героиню, своей профессии, и что ей это кажется очень важным.

Ваша Инесса Штраль действительно влюбилась в пасынка?

Моя героиня сама отвечает на этот вопрос в финальном монологе: «Минутное то было заблужденье / Безумство страшное, теперь я каюсь в нем». Это не красивые слова, а то, что с ней произошло. Для меня это история о том, готовы ли мы нести ответственность за свои поступки, за то, что выбираем жить в угоду своим страстям. Штраль в нашем «Маскараде» способна на это. Очень важно самолично быть в ответе за ту часть судьбы, за которую дозволено, честно сказать: да, это было мое решение. 
Это ключевая для меня тема: не перекладывать ответственность на кого-то другого, а начинать с себя. Наверное, потому что у меня самой большой опыт перестройки собственной жизни. Я очень много переезжала, кардинально меняла все, преодолевая боль, которая сопровождала все эти перемены. Отъезд с Сахалина в 17 лет, когда в Питере у меня не было ни одного родного человека, и я могла только говорить с мамой по телефону. Я думаю, что эти экстремальные условия, в которых мне приходилось принимать самостоятельные решения, повлияли на то, что в итоге я оказалась в Москве, в этом прекрасном театре.

Книга Марины Абрамович, музеи, выставки — ваш интерес к изобразительному искусству возник на волне «Маскарада»?

Я увлеклась, когда училась в Щукинском институте. Там очень сильная кафедра искусствоведения, преподаватели которой читают лекции по истории театра, изобразительного искусства, литературы. Историю изобразительного искусства у нас преподавала Галина Авраамовна Загянская, историю литературы — Ксения Александровна Волохова. Историю русского и зарубежного театра — Нина Алексеевна Шалимова, Елена Александровна Дунаева. Я обожала у них учиться. И честно говоря, когда мы репетировали «Маскарад», я вдохновлялась ими, женщинами с глубоким содержанием.

В спектакле Петра Шерешевского действие драмы Лермонтова перенесено в наши дни. Прием не новый, так любят делать многие режиссеры, например, Константин Богомолов. Вам нравится, когда осовременивают классические истории?

Мне нравятся художники, которые не могут не говорить. Однажды в беседе с одной актрисой, покинувшей театр, я услышала фразу, которая мне очень запомнилась. Я спросила ее, почему она ушла. Она ответила: не нужно этим заниматься, если можешь этим не заниматься. Видеокамеры, экраны, перенос действия в наше время — все это действительно было. Речь тут вообще не про новинки — а про потребность раскрыть перед зрителями историю, которую художник, в данном случае, режиссер Петр Шерешевский, выражает своим языком.

Я видела на репетициях «Маскарада», как готовно вы становились за видеокамеру, когда режиссер просил свободных артистов заменить операторов. Вам правда это было интересно?

Если честно, мне нравится наблюдать за людьми. В людях много красоты, а камера, как увеличительное стекло, дает возможность вглядеться, восхититься. Не так давно снимала своего руководителя курса из Щукинского училища Валентину Петровну Николаенко, которая не любит фотографироваться, но попросила меня сделать ее портрет. Снимаю актеров, природу. На Сахалине ездила на Лопатинский маяк, чтобы запечатлеть на пленку ветерана войны, смотрителя маяка Владимира Ивановича Комарова. Он надел все свои медали, рассказал о жизни, которая прошла на двух маяках, это было так трогательно. Вскоре Владимира Ивановича не стало.
В Сочи на Всероссийском форуме журналистики представляла фильм «Праведник» и познакомилась с Ашотом Джазояном, который проводит в Главном штабе Эрмитажа международную выставку молодых фотографов «Я здесь живу». Его заинтересовал снимок, сделанный мною на Сахалине: автобусная остановка, придорожное кафе, на фоне железнодорожных путей стоят столы с крабами. Простая жизнь: люди едят, огромные крабы на прилавках, собаки, которые обитают неподалеку в надежде получить угощение. Вот такие сцены мне интересно снимать.

Поговорим о другом спектакле с вашим участием — «Как вам это понравится?» Юрия Муравицкого, где вы предстаете в двух экстравагантных образах. Нравится играть в «панк-комедии»?

Я мечтала играть в спектакле, где занято много артистов. Все заодно, большая команда, много энергии. И случился этот опыт, я благодарна за него театру.
Начинали мы работу с этюдов, долго не существовало никакого распределения ролей, так что мы примеряли на себя разных персонажей и проигрывали разные ситуации. Образ женщины на поводке из свиты герцога Фредерика родился из наших этюдов с Армэном Арушаняном. Юрий Витальевич, как человек открытый и в хорошем смысле сумасшедший, нас поддержал. Во втором акте этого спектакля я играю пастушку Фебу, она тоже яркая. Стараюсь следовать замечаниям Юрия Муравицкого, он смотрит каждый спектакль и дает обратную связь. У Юрия своя система работы с актерами и система существования артистов в его спектаклях, которую нужно осваивать постоянно. Это весело, хотя и сложно.

Для проекта Umagazine вы выбрали эпиграф и предисловие к поэме Анны Ахматовой «Реквием». Почему только эти небольшие фрагменты?

У нас был тайминг — одна минута, и я долго думала: что можно успеть за это время? А в эпиграфе к поэме «Реквием», как мне кажется, заключена главная мысль всего произведения: «Я была тогда с моим народом,/ Там, где мой народ, к несчастью, был». И предисловие представляет собой отдельную законченную историю, которая потрясает сама по себе. Но, конечно, я не взяла бы этот отрывок, если бы в институте не готовила «Реквием» целиком с педагогом Еленой Валентиновной Ласкавой. Недавно в Петербурге, в музее-квартире Анны Андреевны, прочла «Реквием» тихонько наизусть близкому человеку. И про «уводили тебя на рассвете», и про «кидалась в ноги палачу», и про «если зажмут мой измученный рот». Поэтому за вступлением для меня — весь ахматовский «Реквием».

Оригинал статьи
2024
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024