Проект «13». Владислава Сухорукова: «В искусстве интересна дуальность»

Александра Машукова, U MAGAZINE, 7.10.2024
Острая, эксцентричная, манкая, в спектаклях МХТ имени Чехова Владислава Сухорукова легко меняет маски, представая в самых разных обличиях.



В «Самоубийце» Эрдмана в постановке Николая Рощина она — Клеопатра Максимовна, гротескная Drama Queen, упоенно создающая вокруг себя эмоциональные смерчи, в которых стремительно затягивает окружающих. В «Как вам это понравится?» Юрия Муравицкого Селия — избалованная дочка герцога, преображающаяся под влиянием внезапной любви. В «Соне-9» Александра Золотовицкого и в спектакле Дениса Парамонова «Добыть Тарковского» у Владиславы целая череда ярких образов. При всей ломкой утонченности в Сухоруковой чувствуется сила — может, потому, что она выросла в Красноярске, и природная мощь этого края просто не могла не оказать на нее своего влияния. 

Владислава, у города, стоящего на большой реке, наверное, особая энергетика?

Сто процентов. У нас даже есть шутка с моим однокурсником Даней Поповым, который сейчас работает в «Современнике». Он сам из Барнаула, и когда меня встречает, начинает громыхать: «Сибир-рь!». Я действительно ощущаю, что природная сила, которая заключена в моих родных краях, — лес, река, горы, этот бескрайний простор — дает мне что-то очень важное. Это не значит, что все лето в детстве я посвящала походам или молилась на Енисея-батюшку (смеется). Но внутреннюю связь с этим местом я чувствую. Особенно в Москве, где жизнь предельно урбанизирована.
Я родилась и провела большую часть детства в Сосновоборске, это городок под Красноярском. Когда ты едешь в него из аэропорта, то вдоль дороги долго видишь только пустынные равнины или же сопки и тайгу. Семья у меня гуманитарная: бабушка была учителем русского языка и литературы, старшая сестра — журналист и переводчик с английского, мама — психолог и учитель. То есть никакой династической истории нет, все исходило от меня, от того, как я сама вырулила в сторону актерской профессии. 

А как вы в нее вырулили?

Все детство я занималась вокалом. Еще в детском саду женщина-педагог услышала, что я хорошо интонирую, и посоветовала маме обратить на это внимание. Так начался круговорот вокала в моей жизни. Я все время где-то пела: и сольно, и в группах, брала уроки академического, джазового вокала. Занималась в Красноярске, в Железногорске — это такой закрытый город в Красноярском крае, три раза в неделю я ездила туда на уроки на автобусе. В 2015 году попала на международный проект, который подразумевал постановку детского мюзикла. Все происходило под эгидой «Росатома». Три недели мы готовили полноценный спектакль под Питером, а потом ездили с ним по всей стране, были с гастролями и в Венгрии, Австрии, Чехии. До этого я никогда не выезжала в Петербург и Москву, не бывала за границей, а тут для меня открылся целый огромный мир. На этом проекте я познакомилась со многими профессионалами, в том числе и с выпускниками ГИТИСа и Школы-студии МХАТ. Вернулась в свой маленький город и поняла, что моя жизнь больше никогда не будет прежней.
Тогда я увидела изнутри актерскую профессию и поняла, что она мне гораздо интереснее вокала. В 10 классе приехала в Красноярск одна, год жила у сестры, а потом родители сняли мне квартиру. Училась в профильной гимназии музыки и театра. И готовилась к поступлению. 

Решили поехать в Москву?

Да. Я сходила на прослушивание в наш Сибирский институт искусств, и там на кафедре актерского мастерства мне посоветовали дерзать и поступать в Москву, сказали, что им кажется, что меня возьмут. Впрочем, на первый тур в Школу-студию МХАТ я пришла еще в Красноярске, потому что педагоги Школы-студии в том году приезжали в Сибирь с гастролями и проводили там прослушивания. 
А дальше была Москва. Подала документы повсюду. В итоге поступила в Щепку, в Щуку, прошла на конкурс в мастерскую Кудряшова в ГИТИСе. Было удивительное чувство, будто меня несет какая-то волна. Помню, на 5 мая, мамин день рождения, в одном из вузов назначили второй тур, и я поняла, что ей может стать лучшим подарком. Узнала, что меня допустили на третий тур, позвонила домой и сказала: «Мама, с днем рождения, я прошла!».
Очень много друзей у меня появилось на курсе Олега Львовича Кудряшова. Доходило до того, что ребята представляли меня так: «Это Влада, она будет учиться у нас». Но судьба распределилась иначе: одновременно я прошла на конкурс в ГИТИСе, и Игорь Яковлевич Золотовицкий в Школе-студии сказал мне: «Мы тебя ждем, знай, что ты уже на курсе». Я улетела домой. Выпускной в школе пришелся на тот самый день, когда нужно было появиться в ГИТИСе на конкурсе. То есть мне пришлось бы специально лететь в Москву. Я не знала, как поступить, это были такие муки! Просила высшие силы, чтобы мне подали знак из облаков, что делать! (Смеется.) Мои родители очень хотели, чтобы я поступила в Школу-студию, потому что это благородная классика, а в ГИТИСе, по их представлениям, все ходят с синими волосами и только и делают, что курят. Наконец, когда из ГИТИСа мне написали: «Вы приедете на конкурс?», я приняла волевое решение и ответила: «Нет, простите меня».

Такое легкое поступление. Учиться тоже было несложно?

Что вы, первый курс я вспоминаю с ужасом! Первый год — это очень жесткий график жизни, утром и вечером мастерство с разными педагогами на разные темы. Ты сам про себя еще ничего не понимаешь. У меня долго ничего не получалось. Только на втором курсе я въехала в то, что требуется. Впрочем, может это и хорошо, что было такое начало. Мне кажется, гораздо труднее, когда на первом курсе ты отлично изображаешь животных, а едва начинаются отрывки, взаимоотношения с персонажами, у тебя перестает получаться.
У нас была достаточно ироничная мастерская, в силу природной склонности к юмору наших мастеров Игоря Яковлевича Золотовицкого и Сергея Ивановича Земцова. Они нам, кстати, всегда говорили: вы не мастерская, вы курс. Потому что мастерская — это когда все немного как однояйцевые близнецы, в одну сторону дышат, одним материалом увлекаются. А курс — это когда все вместе, но индивидуальны. Это здравая установка: ведь выпускаться и жить в профессии придется отдельно. Институт — база, старт, придя в театр, ты осознаешь, сколько всего еще не умеешь. И понимаешь, то что профессия актера — это постоянная работа над собой. Действительно, а не на словах.
Правда, у нашей группы из шести человек, которых приняли в МХТ, настоящей сепарации от Школы-студии не случилось: мы по-прежнему ходим в ту же столовую, вокруг нас те же люди, тот же Камергерский. 

И педагоги теперь стали вашими партнерами по сцене. Каково это?

С Игорем Яковлевичем Золотовицким мы играем в «Самоубийце». Мне кажется, я все равно для него ребенок, а он для меня родитель. Иногда сама про себя думаю с удивлением: неужели я работаю в театре, я снимаю квартиру, я взрослый человек? (Смеется.) Как это случилось — я же только-только поступала в институт, и вот уже актриса!

Как вам работа в «Самоубийце»?

Мне очень понравился процесс репетиций. Я играю Клеопатру Максимовну, это сумасшедшая, сумасбродная дама, почему-то не уехавшая в свое время из страны на белом пароходе. Она залетает в квартиру Подсекальникова и убеждает его застрелиться из-за любви. Николай Рощин — режиссер, который точно знает, что делает, и как все в итоге будет выглядеть. Однажды на репетиции я поймала себя на мысли, что смотрю на него, открыв рот, потому что вижу, как у него от движения актера на сцене рождается мысль. Обожаю наблюдать за талантливыми людьми, это восхищение дает столько сил! Сцена не шла, потом он сделал замечание — и все вдруг сложилось. Как врач дает тебе таблетку, и все меняется.
Клеопатра Максимовна — уже вторая моя большая работа на Основной сцене МХТ. Первая была с Юрием Витальевичем Муравицким на спектакле «Как вам это понравится?», где я играю Селию. Муравицкий — тоже, как и Рощин, сложившийся мастер, при этом он существует будто на равных с актерами. Субординация, безусловно, есть, а дистанция при этом минимальна и это дает такую свободу! Это была история про дружеские репетиции, наполненные смехом и приколами, в которых было очень много доверия и приятия. Когда что-то рождалось от большой любви на полном понимании друг друга.

Многие ваши роли — в «Самоубийце», «Как вам это понравится?», «Соне-9» — откровенно эксцентричны. Гротеск — это ваше?

Да, мне это очень нравится. Мне и в жизни свойственна некоторая эксцентричность — в мимике, пластике. Хотя с характерными ролями я по-настоящему столкнулась именно в МХТ. В Школе-студии мы в основном готовили спектакли, поставленные в другой стилистике: спектакли-концерты или, например, мы все обожали постановку Михаила Милькиса «Любовь и чернила», основанную на переписке реальных людей. В спектакле «Любовь и чернила» я играла несколько ролей, но ключевым был образ художницы Фриды Кало, ее переписка с Диего Риверой, в роли которого выходил Мухтар-Али Мурзин.

А вы видели выставку работ Фриды Кало, что несколько лет назад была в Манеже?

Видела. Ее картины, их сюжеты, яркость, яростность красок, сама ее судьба меня тогда поразили. Письма Кало и Риверы тоже производят глубокое впечатление. Эти два безумно талантливых человека, кажется, были созданы для того, чтобы друг друга мучить. У них были жестко абьюзивные отношения, сейчас бы сказали так, при том, что они по-своему друг друга любили, даже очень любили.
Михаил Радиевич Милькис, ученик Анатолия Васильева, готовя с нашим курсом «Любовь и чернила», долго с нами занимался по своей системе, и эта работа, что называется, «выстрелила». В ней была та двойственность, которая вообще привлекает меня в искусстве. Поэтому, например, я люблю искусство эпохи модерна. В нем всегда заключена дуальность. Например, «Царевна-лебедь» Михаила Врубеля — в этом образе такая прелесть и нежность, но при этом, если вглядеться, увидишь и оборотничество, почти инфернальность. Я везде это ищу. Ведь интересно становится тогда, когда с персонажем происходит метаморфоза, какой-то слом. Когда в нем мерещится глубина, то, что он, может, и сам про себя до конца не понимает.

Одна из ваших героинь в спектакле Дениса Парамонова «Добыть Тарковского», идущем сегодня в пространстве «Внутри», — девушка Алена из рассказа «Почти влюбился» — как раз такая двойственная, загадочная. Она пылко отвечает на внезапное чувство случайно встреченного мотоциклиста, уезжает с ним, а потом внезапно погибает, отпустив руки и слетев с мотоцикла. Что же с ней произошло?

Мы с Денисом и с моим партнером по спектаклю Кузьмой Котрелевым как раз долго пытались разобраться в этом. Моя версия: Алена совершает этот фатальный поступок не потому, что она несчастна, а наоборот — потому что слишком счастлива. Она выбирает гибель в минуту наивысшего наслаждения жизнью, в состоянии эйфории. Хотя кто-то из зрителей, наверное, может и по-другому посмотреть на эту историю. Рассказ действительно мерцающий. Тем и хороша проза Павла Селукова, по которой сделан этот спектакль, — в ней многое поймано между строк, говорится не впрямую, энергия возникает иногда непонятно откуда.
«Добыть Тарковского» — тоже важный для меня спектакль, как и «Соня-9», и другие. Вообще в прошедшем сезоне, в котором МХТ исполнилось 125 лет, сколько всего произошло, сколько спектаклей было выпущено! Я сыграла в премьерах «Как вам это понравится?», «Соня-9», «Маскарад с закрытыми глазами», «Самоубийца», «Добыть Тарковского». Знаете, есть такое выражение — «год за два». Вот прошлый сезон у меня точно был «год за два». Надеюсь, и следующий не подведет! (Смеется.)

Оригинал статьи
2024
В МХТ им. Чехова премьера – «Морж, учитель и поэт», видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Алиса Коонен. В поисках судьбы, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
На Фестивале имени Олега Янковского состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова, Елена Маркелова, Комсомольская правда (Саратов), 30.09.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024