Алиса Коонен. В поисках судьбы

Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024
Последняя трагическая актриса русского театра, одна из самых любимых учениц Константина Сергеевича Станиславского, озорная Митиль в «Синей птице» и великая Федра в спектакле Александра Таирова. Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Алисы Георгиевны Коонен. Она родилась 5 (17) октября 1889 года (так указано в документах, настоящая дата рождения актрисы – на два года раньше, в 1887-м).

«Моя стихия – большие внутренние волненья»

Этой фразой из рукописей Алисы Коонен озаглавлена книга, вышедшая в 2021 году в издательстве «Новое литературное обозрение». Этой же строчкой можно было бы озаглавить всю жизнь Алисы Георгиевны. В уникальной книге представлены тетради актрисы с 1904 по 1950 год со вступительной статьёй и комментариями театроведа Марии Хализевой. Страстные, откровенные дневники существенно отличаются от мемуаров «Страницы жизни» (1975), созданных самой Коонен. Особое место в записях актрисы занимает Московский Художественный театр: первые роли, сомнения и творческие метания, мучительная любовь к Василию Ивановичу Качалову, общение со Станиславским, Немировичем-Данченко, Книппер-Чеховой, Лилиной и многое другое.

Первые годы в Художественном театре

Алиса Коонен окончила 1-ю московскую гимназию (в этой же гимназии учились её будущие коллеги по Художественному театру, актрисы Мария Германова и Ольга Гзовская). В 16 лет Коонен поступила в школу при МХТ. Внимание на неё почти сразу обратили и Станиславский, и Немирович-Данченко. Сама Коонен, кажется, с первых дней ощущала себя частью Художественного театра, хотя и очень скоро осознала свою чужеродность. Во время зарубежных гастролей МХТ в 1906 году актриса писала в дневнике:

«29 апреля 1906 года. Суббота. Варшава.
На днях Владимир Иванович [Немирович-Данченко] будет говорить с нами о “нашей дальнейшей судьбе”. “Пусть каждый из вас расскажет мне свои мечты и планы…”
Что ж говорить?!!
Что я хочу работать, хочу быть на сцене, хочу учиться в театре?! Что я люблю театр до сумасшествия, что уйти из него – равносильно смерти (я говорю, конечно, о нравственном омертвении)».


Впервые на сцену Художественного театра Алиса Коонен вышла в 1906 году в роли Гостьи в спектакле Немировича-Данченко «Горе от ума». Чацкого играл Василий Качалов. Как отмечали критики, Чацкий Качалова испытывал не «горе от ума», а «горе от любви». А одной из центральных тем постановки становилось нежелание Чацкого вступать в открытый бой со своими оппонентами. Перед премьерой Алиса Коонен писала:

«22 сентября 1906 года.
Сегодня была последняя генеральная. Театр был битком.
[Страшно было ужасно – зачёркнуто]
Волновались все до сумасшествия. 
Кажется, хорошо сошло.
Послезавтра открытие. – Что-то будет?
Сегодня какой-то неспокойный день – ноет что-то внутри.
А вчера было хорошо».


Коонен играла в спектаклях Художественного театра, связанных с поисками в области символизма, нового театрального языка. Уже в этих работах было очевидно внимание актрисы Коонен к своему телу, пластике, внешней форме. Она танцевала на балу в спектакле Станиславского «Жизнь Человека» (1907) по пьесе Леонида Андреева, а в постановке «Драма жизни» (1907) по Гамсуну исполняла роль мальчика Элиаса, погибавшего в символическом пожаре.

«23 декабря 1906.
Сегодня Василий Иванович был на репетиции “Драмы жизни”…Я так волновалась по сему случаю, что со мной чуть не сделался разрыв сердца. Когда мне нужно было сказать свою фразу – горло сжалось, как тисками, и я едва выговорила слова – шёпотом».


Роман Алисы Коонен и Василия Иванович Качалова, болезненный, безысходный – одна из основных тем в дневниках актрисы. Даже после того, как Коонен покинула Художественный театр и вышла замуж за Александра Таирова, она время от времени оглядываясь на Качалова. А в 1906-1913-е годы не было и дня, чтобы Коонен не упомянула в дневниках «Васеньку». Актриса могла на время заинтересоваться и кем-то другим, но она всегда возвращалась к Качалову. Василий Иванович был для неё не только любимым мужчиной, но и главным учителем в актёрской профессии, ключевой фигурой в МХТ. После каждой новой роли для неё было важно именно мнение Качалова. Вероятно, их драма во многом и вдохновляла Коонен на создание ролей в МХТ, которые по объёму присутствия на сцене не всегда были большими, но, как правило, становились серьёзным, значимым событием.

«Живой труп»: и успех, и тоска

В 1908 году Коонен сыграла в «Синей птице», искусно сочетая в образе Митиль женственность, детскость и сказочность. Но лучшей её ролью в Художественном театре стала Маша в спектакле «Живой труп» по пьесе Льва Толстого. Молодая цыганка, преданно любящая главного героя пьесы Протасова, с её гладким пробором волос и чёрным платьем, выделялась медлительностью, строгой простотой. Темперамент, страстность актрисы были сосредоточены внутри. Все внешние приёмы, голос, пластика работали на суть образа, на тоску и боль героини.

Тем временем, и тоска, и боль не оставляли и саму Алису Георгиевну:

«10 февраля 1911.
Опять упадок. Опять шла сегодня днём из театра с таким знакомым чувством в душе – нежеланья жить, равнодушия ко всему, что вокруг. Такая борьба внутри меня – теперь ясная и определённая, теперь я всё понимаю.
Его усталость, загромождённость в его жизни, постоянная зависимость – всё это действует подавляюще. Я знаю – он любит меня».


Премьера «Живого трупа» прошла с большим успехом («Всё благополучно. Дирекция мною довольна. Товарищи довольны. Публика тоже. Вас. [Качалов] Вчера на “Труп” прислал хризантемы и записку “Посылаю благословенье моей Маше”. Это дало бодрость и радость на спектакль», — писала Коонен в дневнике). Однако именно этот успех стал для молодой актрисы началом серьёзных противоречий с Художественным театром, отдаления от учителей и поиска иной судьбы.

Предчувствие перемен

В 1912 году Коонен сыграла ещё две важные роли в спектаклях МХТ – Лизу в спектакле «Екатерина Ивановна» по Андрееву и Анитру в ибсеновском «Пер Гюнте».

«7 сентября 1912.
Танцую Анитру. Репетиций ещё не было. Беспокойно. “Катерину Ивановну” — тоже ещё не начинала. Завтра первая репетиция».


Дочь вождя бедуинов Анитра, которую Алиса Коонен играла босиком, была предвестием её пластических работ в спектаклях Константина Марджанова и Александра Таирова. В этой роли преобладал внешний рисунок, Коонен увлекали экзотика и ориентальные мотивы. Тем более, что декорации к этому спектаклю делал Николай Рерих. 

Дневники Коонен в эти месяцы наполнены предчувствием больших перемен, вопросами и сомнениями. В декабре 1912 года она отчаянно записала: «Я – не актриса для Художественного театра».

Действительно, в 1913 году Алиса Коонен ушла из МХТ в организованный Константином Марджановым Свободный театр. А затем связала свою личную и творческую судьбу с режиссёром Александром Таировым.

С Таировым Коонен прожила больше 35-ти лет, была его женой, музой, преданной ученицей и главной актрисой. В этих отношениях тоже случались свои непростые периоды, они были наполнены страстями, бесконечными сомнениями и метаниями, без которых, очевидно, не могло существовать ни искусство Коонен, ни спектакли Камерного театра.

Именно в Камерном театре Алиса Георгиевна достигла синтеза разных искусств в актёрской игре, ведь к этому стремился и сам Таиров. Она сыграла Сакунталу и Саломею, Джульетту и Катерину в «Грозе», Андриенну Лекуврёр и Федру, Нину Заречную и Клеопатру, Эмму Бовари и Эбби Кабот в «Любови под вязами». И ещё множество ролей. На первый взгляд кажется, что искусство Камерного театра шло вразрез с эстетикой МХТ. Но для Коонен опыт, полученный в школе Станиславского и Немировича-Данченко, был принципиально важен. В своих великих ролях Коонен достигала высшей точки психологической правды.

Оригинал статьи
2024
Скоро премьера: «Чайка» Константина Хабенского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 22.11.2024
МХТ им. Чехова начинает «Большие гастроли» в Красноярске, Инга Бугулова, Российская газета, 19.11.2024
Новые спектакли МХТ впервые на красноярской сцене, Проспект Мира (Красноярск), 15.11.2024
«Цыпкин, ты достал!»: Константин Хабенский, Александр Цыпкин, радио «Москва FM», 15.11.2024
Морж, учитель и поэт. В МХТ им. Чехова дают спектакль для юных и мудрых, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 14.11.2024
«Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024
Невеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024
Подсекальников, Башмачкин, Бастер Китон…, Михаил Гундарин, Ревизор.ru, 29.10.2024
«Морж, учитель и поэт» в МХТ им. А. П. Чехова, Никита Балашов, Ревизор.ru, 27.10.2024
Наталья Беднова: «В театре надо знать всё от и до», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 25.10.2024
В МХТ им. Чехова премьера – «Морж, учитель и поэт», видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Алиса Коонен. В поисках судьбы, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
МХТ имени Чехова покажет спектакль «Флешбэк 2002», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2024
На Фестивале имени Олега Янковского состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова, Елена Маркелова, Комсомольская правда (Саратов), 30.09.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
Режиссер Николай Рощин – о спектакле «Самоубийца», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 8.09.2024
Семейная терапия доктора Чехова, Татьяна Власова, Театрал, 8.09.2024
Под гробовые аплодисменты, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 6.09.2024
Актриса Дарья Юрская открыла выставку о Наталье Теняковой, Наталья Соколова, Российская газета, 4.09.2024
Павел Массальский. Душевный свет, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.09.2024
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 3.09.2024
Константин Хабенский пообещал маленькую сенсацию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2024
МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Самоубийца», видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
История с «Самоубийцей», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 30.08.2024
Юрий Кольцов, большой артист, человек трагической судьбы, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.08.2024
Вахтанг Мчеделов. «Сердца открывались ему», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.08.2024
Фёдор Шехтель, гений модерна, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 7.08.2024
Юлия Витрук в программе «Интервью» (видео), телеканал «Москва 24», 30.07.2024
Проект «13». Денис Парамонов: «Надо все успевать», Александра Машукова, U MAGAZINE, 19.07.2024
Юрий Завадский. Человек Серебряного века, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 12.07.2024
Сергей Волков: «Другая форма служения», Наталья Витвицкая, Экран и сцена, 11.07.2024
«Наталья Тенякова — человек-магма», Татьяна Власова, Театрал, 3.07.2024
Играть воодушевленно, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 28.06.2024
45 московских театров открылись для всех, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2024
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Актер Сергей Волков – о премьере спектакля «Дамасобачка» в МХТ, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 23.06.2024
Игорь Золотовицкий: «Театр спасет мир от тревоги», Екатерина Гиндина, Санкт-Петербургские ведомости, 20.06.2024
Кинорежиссер Мизгирев поставил в МХТ «Дамусобачку»: шпица заменил арбуз, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.06.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
Сергей Волков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 13.06.2024
Московский Художественный театр едет в Петербург, Альбина Самойлова, Коммерсантъ, 7.06.2024
С Пушкиным накоротке, Юлия Шагельман, Коммерсантъ, 4.06.2024
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
МХТ им. Чехова встречают аншлагами в Японии, Инга Бугулова, Российская газета, 30.05.2024
Человек-институция, Коммерсантъ, 30.05.2024
Гастроли МХТ имени Чехова начались в Токио, видеосюжет телеканала «Культура», 29.05.2024
МХТ привёз в Японию «Дуэль» Чехова, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия 1», 29.05.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Солнечный луч в моей жизни, Любовь Мчеделова, Экран и сцена, 19.05.2024
Блюз для тех, кто не сдал ОГЭ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2024
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Актриса, которой не повезло. К 150-летию Марии Роксановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.05.2024
Премьера «Мое загляденье» на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 12.05.2024
Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024
В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024
Голод по любви, Татьяна Власова, Театрал, 26.04.2024
МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024
В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
Иван Берсенев. Дипломат и предводитель, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 23.04.2024
На космодроме Восточный выступили актёры МХТ имени Чехова, видеосюжет Амурского областного телевидения, 22.04.2024
Михаил Пореченков: Я всегда на первое место ставлю театр, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 17.04.2024
Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024
«Не все одинаково поцелованы». Семчев рассказал, что значит быть артистом, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 16.04.2024
«Выход хорошей книги — это общий праздник», Софья Малинникова, Театрал, 13.04.2024
Авангард Леонтьев в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 12.04.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
Режиссер Елизавета Бондарь – о спектакле «Голод» в МХТ (видео), Новости культуры с Владиславом Флярковским, телеканал «Культура», 24.03.2024
Спектакль «Голод» – премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
МХТ представит драму по роману Кнута Гамсуна, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 19.03.2024
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Волшебница шитья и кружева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 14.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Непростая задача: кинокритик Москвитин о составлении шорт-листа премии МХТ, Дмитрий Меньшиков, Национальная служба новостей, 12.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Три плюс три толстяка, Медиацентр МХТ, 5.03.2024
Проект «13». Арсентий Журид: «Я по натуре отличник», Александра Машукова, U MAGAZINE, 1.03.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
«Театральный роман»: письма, диалоги, летописи, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 4.02.2024
Сны с открытыми глазами, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.01.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024