| Дебют Хабенского. Какой получилась «Чайка», вернувшаяся на сцену МХТИнга Бугулова, Российская газета, 2.12.2024 На московской сцене начался сезон «Чаек» знаковую чеховскую пьесу театры, словно сговорившись, выпускают один за другим. Предпремьерные показы отшумели на днях в Театре на Бронной в постановке Константина Богомолова, над новой версией своего знаменитого спектакля работает в Театре им. Моссовета Андрей Кончаловский. ..
На минувших выходных «Чайку» представили в МХТ. Здесь, однажды перевернув историю русского театра, она с тех пор звучит по-особому. А вернул ее на эти подмостки Константин Хабенский, не побоявшись выбрать самый неразгаданный и самый театральный сюжет Антона Павловича для своего режиссерского дебюта.
«Чайка» должна была снова «прилететь» в Художественный театр, но кто ее поставит? Режиссеры, которым Константин Хабенский предлагал подумать над пьесой, почему-то идеей не вдохновлялись. Тогда худрук решил взять все в свои руки. Сравнениями ни с великими предшественниками (а в МХТ «Чайку» ставили Виктор Станицын, Борис Ливанов, Олег Ефремов), ни с современниками «дебютанта» не напугать.
Я человек в творчестве наглый, и, наверное, мелочиться было бы неправильно. Режиссера, который бы захотел поставить «Чайку», я не нашел, а объяснять кому-то, как я это вижу, глупо, поэтому пошел этой дорогой сам, рассказывает Хабенский. Мы попытались отойти от шаблонной напевности Чехова, поискать в диалогах героев главные слова и важные паузы. А еще немного сместили адресность. В нашем спектакле адресат не всегда тот, с кем разговаривают, но и тот, кто этот разговор просто слышит.
Чудеса начинаются сразу: занавес открывается под песню группы «АукцЫон». «Далеко, далеко да далеко, одиноко ли ей, одиноко» и эти строки вдруг про «Чайку» и ее героев тоже. По сцене тем временем бегают четверо ребятишек: два мальчика и две девочки в белых костюмчиках и платьицах. Им весело, они играют и пока еще не знают, что те самые, одинокие и безответные, это в будущем они сами. Костя, Нина, Маша и Семен ровесники, по сути, родные друг другу люди. У них одно на всех детство, они вместе взрослели. Тема беззаботного мальства, его блаженного незнания в трактовке Константина Хабенского проходит через всю «Чайку» и углубляет героев и их отношения.
Треплева и Тригорина режиссер тоже делает ровесниками, и сразу и без того «заточенный» у Чехова конфликт становится еще острее. На фоне «талантливого беллетриста», с которым сошлась мать и которым восхищается Нина, Треплев и так чувствовал себя недооцененным и ненужным, представьте, каково его самолюбию теперь? Может, поэтому у Ильи Козырева Константин выходит чрезмерно невротичным на лбу у него пластырь, доказывая Нине свою любовь, он с размаху бьется головой о шкаф, в порыве истерики после провала пьесы пытается уплыть на лодке, но не справившись с веслами, с грохотом швыряет их. ..
Мой герой решил преподнести своей маме, известной актрисе, урок. Но талантлив ли он на самом деле или бездарен? Это ведь очень важный момент. В нем бунтует гений или обычный эгоизм? Мы специально не даем однозначного ответа, пусть каждый зритель найдет свой, говорит артист.
В роли Аркадиной Кристина Бабушкина. «Я не Юпитер, я женщина» говорит героиня, и эта мысль показать не эфемерную творческую личность, а обыкновенную женщину со своей болью была для актрисы главной. Вообще, уверяет Константин Хабенский, женщины и есть главные персонажи «Чайки»: «В центре их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам. Причем это внимание может либо поднять мужчин до звезд, либо вогнать в землю и превратить в погасшие угольки от старого костра».
Декорации спектакля напоминают лодочную станцию деревянный помост, камыши, даже вода, по которой шлепают герои. Время от времени над действием с криками взлетают тени чаек. Чуть впереди такая же деревянная сцена и лавочка перед ней. Здесь Нина Заречная (Софья Шидловская) и будет читать свой знаменитый монолог. В спектакле она договаривает каждую фразу до последней капельки дыхания в груди и сдавленного голоса, а новую начинает с шумного вдоха так, что зрители этой мистерии вздрагивают.
У Игоря Верника эта встреча с «Чайкой» уже вторая в спектакле Оскараса Коршуноваса он играл Тригорина, теперь ему досталась роль Дорна. Доктора тоже решили прочитать не в классическом варианте: циничный и уставший от жизни у Чехова, здесь он, наоборот, горяч и полон любви к жизни.
У Чехова все одиноки и все хотят спрятаться в другого человека. Дорн все видит и ничего не говорит, он понимает, что учить кого бы то ни было бессмысленно, рассказал о своей роли Игорь Верник. Я помню, как репетировали «Чайку» с Олегом Ефремовым он молчал, курил, и все артисты ждали что он сейчас скажет? И в этой тишине было слышно, как рождается его мысль. Константин Хабенский на первую же репетицию пришел с множеством идей, и мы с радостью погрузились в работу.
Время идет, ритмы меняются, объясняет Константин Хабенский. Но мы замахнулись и на большие мхатовские паузы, мы и сегодня не боимся их держать.
Словом, «Чайка» на афише МХТ снова событие и притяжение для зрителя. Искать в ней отголоски любимых и знакомых спектаклей прежних лет можно, но стоит ли? Одно можно сказать точно: режиссер-дебютант рискнул и не проиграл, новая «Чайка» случилась. Костя Треплев работу Кости Хабенского, без сомнения бы, оценил.
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |