| Евгения Добровольская. С открытым забраломАлександра Машукова, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 26.12.2024 Сила и беззащитность, искренность и мужество – вот впечатление от её героинь. Они выходят навстречу жизни с открытым забралом, они просто не умеют иначе. Да и не желают учиться. Всё должно быть по-настоящему, всерьёз, без лжи и подмен. В современном мире, буквально пронизанном ложью и сотканном из подмен, тяга к подлинности героинь Евгении Добровольской становится экзистенциальным выбором. Жизненным кредо, если хотите.
Это было заметно сразу, с самых первых её ролей, как только – сначала на экране, а затем и на сцене – в нашей жизни появилась эта девушка с огромными глазами, пристально вглядывающаяся в мир и одновременно вглубь себя. Предельная естественность, жажда справедливости, тонкость чувств отличали её Олесю из фильма «Клетка для канареек» режиссёра Павла Чухрая. Этот фильм 1983 года стал эпиграфом к творческой судьбе актрисы: сразу, без разгона, без опыта она набрала ту высоту, на которой существует в искусстве по сей день. Мальчик и девочка случайно встречались на вокзале, каждый – в плену своей беды. А затем расставались, и мальчик Витя (его играл Вячеслав Баранов, ставший первым мужем Евгении) кричал вслед Олесе: «Ну почему? Почему? Потому что во мне нет музыки?»
В ней эта внутренняя музыка была всегда. Мелодия судьбы, которую она пыталась расслышать в своих героинях. Когда в 1991 году Добровольская пришла во МХАТ, её ввели на роль Нины Заречной в «Чайке» Олега Ефремова, знаменитом спектакле, который шёл к тому моменту более десяти лет (позже она сыграла в новой редакции этой постановки и Машу, и Аркадину). Нина получилась необычной – в её печальных глазах с первых же минут угадывалось будущее этой юной девушки в воздушном белом платье, словно «мировая душа» рассказала ей, на что обрекает себя человек, вступающий на путь искусства. «О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют», – это про Нину Добровольской. Она интуитивно предчувствовала, что её ждет.
В той ефремовской «Чайке» в паре с Добровольской Константина Треплева играл Михаил Ефремов. Они вели свои партии словно в балете – с полуслова и с полувзгляда понимая и чувствуя друг друга. «Мы были чудными партнёрами, – рассказывала Добровольская в одном интервью, – У нас такая страстность была в спектаклях! Мы, наверное, с ним ошиблись, нам не надо было жениться, надо было оставаться партнёрами по сцене».
Сегодня даже странно, что она окончила ГИТИС, а не Школу-студию МХАТ, что не сразу оказалась в ефремовском МХАТе. Ведь Добровольская, с её умением проникать в глубины психологии персонажей – прямая наследница традиции Художественного театра. Наверное, поэтому так душевно близко принял её Олег Николаевич Ефремов. Он почувствовал это родство, оно было ему важно. В его спектаклях Евгения играла главные роли – Марину Мнишек в «Борисе Годунове», Софью и Лизу в «Горе от ума», Свету в спектакле по пьесам Людмилы Петрушевской «Брачная ночь, или 37 мая».
Это её свойство одушевляло и творческие поиски Михаила Ефремова, Ивана Охлобыстина, Евгения Митты, Сергея Шкаликова и всей их дружеской компании, которая в 90-е годы так упоённо и бескомпромиссно искала «новые формы». В середине 90-х Добровольская сыграла главную роль в спектакле «Злодейка, или Крик дельфина» по пьесе Охлобыстина – комическую историю переломных времён, обретавшую к финалу масштаб трагедии. Именно она, Сонечка Мармеладова «проклятых» 90-х, выводила спектакль на этот уровень. А когда при Олеге Табакове в МХТ пришла новая режиссура, актёрский масштаб Добровольской проявил Кирилл Серебренников. «Мещане», «Господа Головлёвы», «Лес» – в этих его спектаклях, равно как и в «Письмовнике» и «Деревне дураков» Марины Брусникиной, и в «Пределе любви» Паскаля Рамбера актриса каждый раз по-новому, но неизменно бесстрашно бросалась в исследование женского одиночества, жажды любви и неумолимой судьбы, ломающей и испытывающей на прочность.
Опыт и мастерство Евгении Добровольской, которые она приобрела с годами, вероятно, уже давно позволили бы ей играть вполсилы, без тех душевных затрат и той дорого стоящей актёру энергии, которые она выплёскивает в зрительный зал. Но смеем предположить, что это для неё невозможно, сама природа её таланта не выносит приблизительности или имитации – оттого и бывает она резка с партнерами и нетерпима в работе. Но вряд ли когда-то в излишнем перфекционизме её могли упрекнуть Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский и Олег Табаков, или Сергей Шкаликов с Михаилом Ефремовым. Те, с кем можно было на сцене войти в резонанс – и почувствовать, как возникает чудо театра, услышать напряжённую тишину зрительного зала – камертон этого чуда. Да, Добровольская имеет власть над залом, как и её знаменитые партнеры. До каких трагических высот поднималась она в роли Матрёны в спектакле Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо» в «Гоголь-центре». По точному замечанию критика Елены Дьяковой, актриса играла, делая естественным как дыхание стихотворный монолог Некрасова. Присваивая себе до последней капли эту женскую судьбу, которой «вряд ли труднее сыскать».
Абсолютное право на присвоение судьбы другого человека – высокая актёрская миссия, которую надо заслужить, которая не выдаётся вместе с дипломом театрального училища. Среди сегодняшних выдающихся работ Евгении Добровольской – Татьяна в «Космосе» по пьесе Алексея Житковского. Это драма, даже мелодрама рассказывает об учительнице из Бугульмы, которая двадцать лет назад схоронила мужа и теперь грезит о любви, раз за разом прокручивая на видеомагнитофоне «Девять с половиной недель» с Микки Рурком. Когда в город должен приехать бывший одноклассник, ныне космонавт, Татьяна вдруг решает, что он и есть мужчина её жизни… История нехитрая. Но как перехватывает горло, когда её героиня признаётся в том, что много лет провела во лжи. Как трогательна она в абсолютной беззащитности своего внезапного чувства, которое и не пытается скрыть от мира.
В день юбилея признаемся и мы в давней, глубокой и искренней любви к великолепной актрисе и замечательному человеку Евгении Добровольской, пожелаем здоровья, сил, радости и новых ролей.
Оригинал статьиНевеселые ребята, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 30.10.2024 В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024 Все женятся, Полина Куревлева, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 16.04.2024 Счастье есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024 Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024 | |