Народная королева России

Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
После продолжительной болезни умерла народная артистка России (2005) Евгения Добровольская, тридцать три года блиставшая на сцене МХТ имени Чехова и всего две недели тому назад отметившая свое шестидесятилетие. 

Отрешенно-угрюмая девчонка с ошейником своей умершей собаки в руках и свистком, которым она отпугивала назойливых пацанов, на шее коротала дни и ночи на вокзале в ожидании рижского поезда. На котором должен, она надеялась, приехать ее отец, год как покойный, о чем она не догадывалась. Отрывисто бросала примостившемуся воришке, в котором откроет родную душу: «Ты сам уйдешь или тебе помочь?».

В общем, Добровольская в дебютной роли в «Клетке для канареек» (1983) Павла Чухрая была одной из многих неприкаянных и бунтующих девчонок, вскоре заполонивших перестроечный экран.

Но в ее большеглазом лице с тяжелыми веками было что-то особенное, вопиюще неуместное в вульгарном антураже. Удивительное сходство с саксонской королевой XI века Утой. Знаменитейшая статуя Уты, шедевр готической пластики, украшает фасад выстроенного в XII–XIII веках Наумбургского собора и вошла во все учебники истории искусства.

Эта именно что готическая выразительность юной Добровольской ярко вспыхнула, когда она (1996) сыграла заглавную роль королевы Марго в сериале Александра Муратова, режиссера верного ей на протяжении десятилетий, начиная со вполне конвенциональных советских фильмов «Контракт века» (1985) и «Моонзунд» (1987). Роль Марго и роль в «Белой гвардии» (2012) Сергея Снежкина — лучшие среди ее почти сорока сериальных работ.

Сама Добровольская была по жизни тоже принцессой, «сбежавшей из дворца»: роль в спектакле «Бременские музыканты» была, кстати, сценическим дебютом Евгении, с шести лет выступавшей в балетной студии. 

Дочь замминистра химической промышленности, она в шестнадцать лет ушла из дома, безуспешно тыкалась то в ГИТИС, то в ЛГИТМиК, работала уборщицей в Театре имени Ленсовета, пока не попала на кастинг к Чухраю.

Потом все было вроде бы хорошо. Окончив курс Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова в ГИТИСе, она сменила несколько театров, пока в 1991-м году не приземлилась в МХТ. На театральную судьбу ей было грех жаловаться: спектакли отца и сына Ефремовых (Михаил Ефремов стал ее вторым мужем после Вячеслава Баранова, партнера по «Клетке»), Адольфа Шапиро, Кирилла Серебренникова. Нина Заречная, Аркадина и Маша в разных постановках «Чайки», еще одна средневековая королева Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Фекла Ивановна в «Женитьбе», Софья и Лиза в «Горе от ума». Роли в пьесах Булгакова, Мольера, Шварца.

Кино же Добровольскую не баловало. Лучшие ее творческие годы, когда сниматься да сниматься, пришлись на безнадежные 1990-е. Не ее вина, что, по большому счету, если не считать «Королеву Марго», ей выпали тогда только две достойные ее роли.

Надя, которую критики окрестили советской «Кармен», в черно-белом «Первом этаже» (1990) Игоря Минаева. Роковая парикмахерша сводила с ума юного дружинника, в конце концов заколовшего соблазнительницу ножницами: явное режиссерское посвящение шедеврам Годара и Каракса. И помешанная на сериалах медсестра в «Кризисе среднего возраста» (1997) Гарика Сукачева. Фильме, который собрал молодой актерский цветник от Дмитрия Харатьяна и Ивана Охлобыстина до Михаила Ефремова и Федора Бондарчука, но так и не стал манифестом поколения, на что претендовал.

Потом были еще примечательные и мрачные фантазии Дмитрия Месхиева «Механическая сюита» (2001) и «Дневник камикадзе» (2002), дебют Анны Меликян «Марс» (2004) и крепкая мелодрама Владимира Котта «Муха» (2008). Вот, по гамбургскому счету, и все. Но этого «всего», наверное, достаточно, чтобы Добровольская запомнилась как одно из самых трепетных лиц своего бестрепетного времени.

Оригинал статьи
2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025