Павел Руднев о работах Евгении Добровольской: «Любое слово в устах актрисы выглядело как темпераментный аргумент»

Павел Руднев, Театрал, 13.01.2025
Евгения Добровольская ухватилась за главную роль в «Космосе» сразу, как прочла пьесу Алексея Житковского. За десять дней созрело решение ставить, это было ее решение. Современная пьеса о женской судьбе, в которой есть и требование милости, но есть и обвинительная интонация — тут всё откликалось в ее опыте. Спектакль через год перенесли с маленькой площадки на большую, он хорошо собирал публику.

В отличие от других «Космосов» (пьеса идет в десятках театров страны), Евгения Добровольская играла страшно, некарикатурно. Пародировать женскую судьбу было актрисе не с руки, она не высмеивала персонажа. С первых тактов спектакля была заметна сумасшединка. В пьесе безумие Татьяны Гизатуллиной выражено в профдеформации: учительница английского языка продолжает говорить на рунглише и в быту. Этот контекст обычно из спектаклей выпадает, а во мхатовской работе тему потери грани между явью и нереальным Добровольская брала своим персональным темпераментом. Было что-то в актрисе этакое мистическое: она играла всегда словно на температуре, в полузабытьи, лихорадочно. Сам выход на сцену был как факт опьянения свободой. Хрипел, искажаясь, голос; кричало, конвульсируя, тело, набухали жилы. Актриса вытягивались, становилась больше, словно выпрыгивая из кожи. И любое слово в устах актрисы выглядело как темпераментный аргумент, ввинчивалось в зрителя саморезом.

И вот такой была ее Татьяна: глубоко недовольная своей жизнью, одиночеством, ощущением потолка, в который упирается упрямый русский темперамент, она хотела прорваться в иноземное пространство. Мечта о космосе была надеждой на преодоление земного тяготения. Город Бугульма тянул к земле, звал в могилу, а героиня хотела восторга и разрушительной страсти. Расплата за двоемирие — блаженное безумие, блаженство отключения от реальности. Евгения Добровольская умела сделать эту роль смешной и тревожно жуткой одновременно. Актриса уловила этот рецепт спасения для своих героинь: не соотноситься с реальностью, не признавать ее. Взгляд с экрана, взгляд из космоса был четче взгляда родственника.

Добровольская умела постоять за женщину, за народ свой. В спектакле «Кому на Руси жить хорошо» в Гоголь-центре ей удавалось выражение боли народной — в женской материнской теме Матрёны Николая Некрасова, которую целиком взяла на себя актриса, одновременно и монументальная, и взвинченная, со сталью в голосе. Кому бы на Руси хорошо ни жилось, все время деток жалко, их только и можно пожалеть. Монолог обезумевшей от горя, хоронящей собственное дитя, Матрёны полон ласкательных суффиксов. Накормить и пожалеть всех.

В другом спектакле Кирилла Серебренникова — в «Господах Головлевых» героиня Евгении Добровольской Аннинька вершила всю историю и судьбу самого Порфирия. Умная, красивая, мистическая актриса, приехавшая в Погореловку умирать, она осуществляет победу над головлевской Мухой. Разоблачает Порфирия (Евгений Миронов): хоть и презирает тот актрису, но испытывает к телу падшей женщины плохонькое чувство, преступную страсть как следствие тотального одиночества и чернушных фантазий. Аннинька с высоты своего страшного опыта, с высоты падения и со знанием смерти, случившейся у нее на глазах, смерти, стоявшей рядом, разоблачает монстра одним словом, одним заклятием: «Вы же всегда один! Как жить-то не страшно». И Муха умирает, уязвленный в самое сердце.

Женская тема в палитре актрисы — это всегда кровавая битва между мужчиной и женщиной, где женщина сражается на равных. С Андреем Кузичевым они много лет играли спектакль «Предел любви» по французскому тексту Паскаля Рамбера и в его же режиссуре. Диалог любви похож на уязвление партнера словом. Найти синхрон можно только поругавшись, приведя партнера в неистовство. Нельзя капитулировать в этой схватке, но можно добиться, чтобы тебя услышали. А это значит — дойти до предела эмоции. Вот это как плакальщица в традиции: она проводит тебя через порог боли. Взявши за руку, зрителя проводит от нуля градусов до точки кипения и наоборот, к покою аплодисментов. Эмоциональная встряска аудитории была всегда результатом актерской и человеческой работы Евгении Добровольской.

Оригинал статьи
2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025