«Она была нервом поколения»

Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
Театральная актриса, «задравшая планку» коллегам, многодетная мама, «наследница великой театральной школы», летающая «девушка необыкновенной красоты» — так вспоминали коллеги и друзья народную артистку России Евгению Добровольскую, скончавшуюся после продолжительной болезни в возрасте 60 лет. Поклонники принесли на прощание огромные охапки ее любимых белых роз, а прощальные аплодисменты звучали в Камергерском переулке не менее десяти минут.

С утра украшенный по-новогоднему Камергерский переулок заполнился белыми розами. Люди, отряхивая букеты от снега, толпились у входа в МХТ им. Чехова. На основной сцене театра прощались с народной артисткой России Евгенией Добровольской, служившей здесь более 30 лет.

Журналистов пускали через служебный вход, и было легко запутаться в театральном закулисье. У гримерок актеры МХТ вполголоса обсуждали план траурной церемонии и всхлипывали — совсем не по театральному.

— Вы не туда забрели — на сцену вход с другой стороны,— попыталась улыбнуться заплаканная женщина.— Мы тут не в парадном состоянии все, извините. Мы Женечку просто очень любили. По-настоящему.

В зале стояла тишина. На сцене в окружении белых венков возвышался гроб. Строгая блондинка, руководившая гражданской панихидой из зала, объясняла, что «Женя любила именно белые цветы — красные розы ей не подходят». И всю церемонию распорядители аккуратно раскладывали красные букеты на краю сцены, а белые — у гроба.

Зал открыли для поклонников — за несколько минут свободных мест не осталось, но тишина сохранилась.

— Вы знаете, как здесь отключить звук? — пожилая женщина протянула корреспонденту “Ъ” кнопочный телефон. — Я так редко в театр хожу, что уж забыла, как это делается. Но с Евгенией все постановки в МХТ видела.

— Ну что, ребят, прощаемся с Женей,— начал церемонию ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.— Для всех поколений театра она именно Женя, не Евгения Владимировна. И это многое о ней говорит. 

Все в зале неожиданно поднялись с кресел. Игорь Золотовицкий вспоминал последние дни актрисы — свое шестидесятилетие в конце декабря актриса встретила в больничной палате.

— Но мы не могли оставить ее без юбилея: договорились с врачами, привезли рояль в больницу. Она просила петь и рассказывать истории. Невозможно говорить в прошедшем времени о человеке, который так хотел жить,— рассказывал он.

— Она сама юбилеем и руководила — говорила нам, что и как делать, и бесконечно шутила, чтобы нам было легче,— подхватила его слова актриса Марина Брусникина.— Ей было очень тяжело последний год, но она говорила мне: «Что ты плачешь, что плачешь? Да, я умираю — но такова теперь моя жизнь». Она еще в день рождения сказала нам шутя: «Оказывается, я по вам скучала». Теперь мы все будем бесконечно скучать по Жене,— заключила актриса.

Слово взяли худрук МХТ Константин Хабенский, актеры Дарья Юрская, Игорь Верник, Ксения Глинка, Юлия Пересильд. А собравшиеся так и слушали их стоя. Только когда на сцену вышел актер и театральный педагог Авангард Леонтьев, в зале начали садиться. Господин Леонтьев углублялся в театральную историю:

— Женю учил Владимир Левертов, он выпустил очень многих.— Далее шло причисление многих.— А Левертова учил Владимир Готовцев. В 1908 году он еще со Станиславским…— продолжал педагог. В итоге господин Леонтьев пришел к выводу, что «Женя была наследницей по прямой основателей великой театральной школы». Сидящие в зале ученики выдохнули.

Ректор ГИТИСа, театральный критик Григорий Заславский тоже вспомнил об учителях актрисы. Но ненадолго.

— Она училась на курсе Людмилы Касаткиной, и, когда она родила первого сына во время учебы, я помню, как Касаткина кричала: «Ты никогда теперь не будешь актрисой, а будешь только матерью». Но и Касаткина ошибалась.

Господин Заславский вспоминал, что часто обсуждал «с Женей» ее детей и слушал «материнские переживания», поэтому «точно знает, что ее хватало на все».

— Она была нервом поколения, великой актрисой. А известные личности совсем не обязательно оказываются хорошими людьми и тем более хорошими матерями. Но она была,— заключил критик. 

Представители одного с Евгенией Добровольской поколения вспоминали юность актрисы. Актер Виктор Рыжаков вспоминал, что «Женя была из тех барышень, которые нравились всем парням». А Вячеслав Невинный (младший) рассказывал, что благодаря актрисе влюбился в театр и понял, что «это место, где волшебные девочки необыкновенной красоты летают». (В одном из спектаклей господин Невинный страховал Евгению Добровольскую, «улетавшую со сцены на растянутые снизу плащи».)

— Мы — выпускники Жениной школы актерского мастерства,— заметила актриса Наталья Бочкарева, рассказывавшая, как тяжело было играть рядом с ней на сцене.

О высоких требованиях Евгении Добровольской говорила и актриса Ирина Пегова, вспоминавшая, что «Женя передавала роль в „Чайке“ — и не жалела ни одной интонации».

— Она всегда категорично заставляла своих партнеров соответствовать себе — но мы все благодарны ей за так высоко задранную планку,— заключила Ирина Пегова.

— Женю не любили только ленивые и бездарные,— согласился актер Юрий Стоянов.

В самом конце выступал 78-летний режиссер Павел Чухрай, в фильме которого дебютировала 16-летняя актриса.

— Она же тогда пришла на отбор последняя — все закрыто было. Я спросил: «Как же ты вошла?». А она ответила: «Через забор перелезла».

— Да, Женя не боялась ни заборов, ни смерти,— завершил Игорь Золотовицкий прощание и пригласил всех на улицу, в Камергерский переулок, «чтобы она услышала последние аплодисменты».

И аплодисменты было слышно. Люди растянулись вдоль переулка, залезали на новогодние инсталляции, выглядывали из-за елок и громко хлопали, заглушая музыку из соседних ресторанов. Сотрудница сувенирной палатки из окошка окликнула стоящего неподалеку мужчину.

— Это премьера какая-то?
— Наверное, можно и так сказать. С Евгенией Добровольской прощаемся.

Женщина вздохнула — и тоже присоединилась к аплодисментам. Все букеты — белые и красные — уже погрузили в машины, скрылся катафалк, а они все звучали и звучали.

После отпевания в храме Святителя Николая на Трех Горах актрису похоронили на Троекуровском кладбище.

Оригинал статьи
2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025