Приоткрытый занавес: актер и композитор Иван Волков

, 28.02.2025
Сегодня в рубрике #приоткрытый_занавес (напоминаем, что «Приоткрытый занавес» – программа для детей и подростков в Музее МХАТ) поговорим с человеком, который недавно присоединился к труппе МХТ имени А. П. Чехова. Иван Волков, исполнитель главной роли в премьерном спектакле «Самоубийцы», не только артист, но и композитор. О его второй профессии мы пообщались с ним. 

– Пожалуйста, представьтесь.
– Я – Иван Волков, актер и композитор

– Как вы попали в театр?
– Я выучился в театральном институте. В детстве я получил музыкальное образование Хоровое училище имени М. И. Глинки при государственной академической Капелле в Ленинграде, а потом после восьмого класса я ушёл в музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова и там был театральный факультет – «мини театральный институт». Там я начал. Потом перешёл в ЛГИТМИК, это был курс Ирины Борисовны Малочевской, вместе с Юрием Бутусовым буквально 2 семестра проучился. Потом перебрался в Москву и закончил ГИТИС. 

– Можете описать, чем вы занимаетесь в театре?
– В театре у меня занятость 50 на 50: актерская деятельность и музыкально-оформительская или, как я называю, звукорежиссерская – работа с музыкой, со звуками и с шумами.

– Как вы начинаете работать над спектаклем?
– Начинается всё с пьесы, с предложения, с конкретного драматургического материала. Мы читаем, встречаемся с режиссером. Режиссер рассказывает свое видение, что он хочет… А дальше зависит от режиссера. Например, в случае работы с Фокиным Валерием Владимировичем или с Рощиным Николаем Александровичем, их объединяет то, что они с самого начала «видят», как будет выглядеть спектакль «от и до» и знают, где и какая музыка будет. И можно уже заранее понимать, что, как было задумано, так оно и будет с учетом небольших нюансов. Например, в работе с Уланбеком Баялиевым наоборот – он идет этюдным методом, он не знает, какая изначально будет музыка и в последний момент, буквально, в выпускной период, следя за репетициями, ты понимаешь, что нужно. В зависимости от режиссера – разные способы работы.

– Тяжело совмещать две карьеры?
– Нет, наоборот хорошо, потому что одно другому помогает. Я пользуюсь знаниями, которые получил в театральном институте. Например, анализа текста или разбор драматургического материала и просто «актёрской природой»: что нужно для сцены, какую атмосферу создать, что нужно, чтобы поддержать настроение, ощущение ритма и так далее.

– С чего начинается ваш рабочий день?
– В данный момент – с музыки. К сожалению, создание музыки – это невозможно волевым усилием просто сесть и начать что-то делать. Иногда сядешь и сидишь за компьютером четыре часа и ничего не получается. А можно ходить, что-то такое делать и вдруг за 15-20 минут сделать хороший материал, который можно будет доделывать и которой пойдёт в работу.

– На каких инструментах вы умеете играть?
– Я учился в музыкальном училище на поперечной флейте, а потом у меня была странная история после института сразу. Один режиссёр хотел, чтобы я играл трубача, и он мне предоставил возможность поучиться играть на трубе. Я что-то пытался учиться, но естественно за пару недель ничего не выучил. Получил какую-то базу вот и всё это кануло в лету. Инструмент остался у меня и периодически, я что-то пробую с ним делать.

– Продолжим про странные истории: случалось ли с вами что-нибудь курьезное, когда вы писали музыку?
– Был жуткий случай, я делал музыку для фильма. Мы записывали музыку с оркестром. Я тогда только начинал: очень боялся и нервничал. У меня был наставник, Стефан Андрусенко, он мне помогал, курировал меня, чтобы всё было удобно для оркестра, ведь это очень сложно. Сделали партитуру, началась запись на Ленфильме. Важно понимать, что партитура это одна история, а дальше партитуру переписывают для музыкантов. А там нужна была лирическая музыка, романтическая… Режиссёр, а также продюсер Максим Коростышевский тоже очень нервничал, ведь я дебютант, а вдруг не получится. Мы сели разложили ноты, Стефан опаздывал. Решили попробовать без него. Музыканты сели, грянули и я чуть не умер, потому что это реально… Кшиштоф Пендерецкий просто отдыхал. Это очень было странно. Я думал, что я погибну. Слава богу, сориентировался дирижер – в переписанных партитурах просто не проставили знаки.

– Назовите пять качеств, которые понадобятся человеку, чтобы быть хорошим звукорежиссером, композитором.
– Это музыкальное образование, трудолюбие, понимание, что такое драматургия, надо понимать специфику работы – где нужна музыка, где она не нужна, и потом нужно понимать, что это сопровождение, а не самовыражение. Нужно обслуживать материал. Почему я не могу назвать себя в полной мере композитором, композитор создаёт полноценное произведение, а я занимаюсь всё-таки звукорежиссурой. Я сочиняю музыку, которая станет элементом, а не самостоятельным произведением. Поэтому мне важно какая декорация будет, я прошу эскизы оформления сцены, потому что фактура декорации часто может продиктовать музыку. Важен способ существования артистов – нужно же их поддерживать или наоборот. Поэтому, еще раз – знать специфику театра, усердие, усидчивость, концентрация, музыкальное образование. 

– С чего начинается театр?
– С человека.

Приходите в Музей, подписывайтесь на нашу страницу и следите за новостями. С нами не соскучишься!
2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025