В МХТ имени Чехова премьера спектакля «8 разгневанных женщин»

, 7.03.2025
Пьеса французского драматурга Робера Тома часто решается в театрах в жанре водевиля. Но режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова взглянула на нее иначе и рассказала эту историю в форме криминальной драмы.

«8 женщин» — одна из самых известных пьес Робера Тома. По сюжету они, собравшись в загородном доме в канун Рождества, пытаются выяснить, кто из них виновен в смерти дорогого им всем мужчины — мужа, брата, отца, зятя и дяди. Пьеса написана по лекалам классического детектива: место действия отрезано от внешнего мира, под подозрением все присутствующие, мотив для убийства есть у каждой.

Ее не раз экранизировали, в частности, Франсуа Озон. В театрах эту пьесу тоже очень любят, Москва — не исключение. Известны они под названием «Восемь любящих женщин». Режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова решила убрать из материала присущие ему водевильность и легковесность, чтобы поговорить о взаимоотношениях мужского и женского миров:

Алла Сигалова
режиссер-постановщик и хореограф
«Материал-то достаточно плоский. А вот что в него можно вложить, какие смыслы туда можно спрятать и вскрыть — вот это самое главное. Я прочитала благодаря этому материалу такое количество потрясающих работ научно-исследовательских по взаимоотношению полов. О том, что мы, бедные женщины, всегда немножечко на заднем плане. Это некое несовпадение, неравномерность, она присутствует всегда, к сожалению».

От водевильности остались разве что танцы, но и они решены в необычной гротесковой форме. В коротком этюде каждая героиня рассказывают свою историю, продолжает актриса Мария Фомина:

Мария Фомина
актриса
«Было сложно, потому что я не очень люблю танцевать, не очень привыкла существовать в такой манере — прямо игровой форме. Танец сделан под каждую героиню, учитывая ее какую-то драму личную. Что очень важно, Алла Михайловна очень отталкивалась от индивидуальности каждой актрисы, что выгоднее где подчеркнуть, что лучше получается. Каждая героиня — это собирательный образ таких узнаваемых женских качеств. В каждой можно найти что-то свое».

Почему «любящие» женщины стали «разгневанными», авторы отвечают, что одно вытекает из другого: ведь и гнев, и ненависть — это все остывшая любовь. И им было важно подчеркнуть именно последнее. Сама «восьмерка» намеренно прописана цифрой, символизируя знак бесконечности. А чего конкретно — каждый решит сам. Актриса Александра Ребенок сформулировала для себя это как «классическое вечное женское»: когда женщины вместо того, чтобы сплотиться, хотят конкурировать, даже в горе, и часто от этого и возникают сложности:

Александра Ребенок
актриса
«Вообще восемь женщин в одном пространстве — это достаточно жуткая история. Женщины, находящиеся в степени отчаяния, и каждая сама за себя. Моя героиня в третьем акте говорит: „Если бы все женщины были заодно, они бы правили этим миром“. А пока мы порознь, этим миром управляют мужчины — они-то между собой солидарны. В принципе, наш мир диктует нам новые обстоятельства, мы наравне с мужчинами. Но все-таки я верю в то, что женская сила в ее слабости».

Особое внимание в спектакле уделено декорациям и костюмам, которые меняются вместе с ходом повествования. За это отвечает Мария Трегубова. Перед началом сцена стилизована под глянцевый журнал. И это своего рода иллюзия. А разбивается она чаще всего в момент трагедии. Так и здесь. Декорации глянца резко сменяются на красные — символ боли и гнева. Во втором акте — на зеленые: героини вместе со зрителем погружаются в дикий мир природы, где раскрывается их интуиция. Третий акт — пустая сцена: женщины начинают четко видеть мир, какой он на самом деле. Продолжает актриса Дарья Мороз:

Дарья Мороз
актриса
«Для меня эта история про то, как вскрывается сущность человека в экстремальных обстоятельствах. В итоге непонятно, что более ценно: то, какую маску надевал человек, или тот, какой он настоящий. Наверное, иногда маска — это единственная возможность сохранить спокойствие в доме, а настоящесть может это разрушить, так и наоборот. В спектакле „8 разгневанных женщин“, безусловно, мужчину убивает правда, когда он видит то настоящее, что вылезает из женщин, которые его окружают. Когда они все были запахнуты, с этим можно было сосуществовать, хотя иногда это расстраивало и так далее. А когда он это все увидел, конечно же, это его убило».

А для актрисы Юлии Чебаковой это в первую очередь история про женщин, которые любят слишком сильно:

Юлия Чебакова
актриса
«Когда мы любим сильно, мы создаем иллюзию, мы не видим правду. И моя героиня как раз про это, она стала жить не своей жизнью. Только в конце она понимает эту фразу: „20 лет служишь в доме, начинаешь верить, что это твой дом и твои дети“. Я бы в преддверии 8 Марта сказала бы: женщины, любите себя настоящей. Только тогда мы сможем увидеть настоящего мужчину, какой он есть, и без трагедий, без каких-то кошмаров, которые, конечно, присутствуют в жизни, но без этого видеть реальность и получать любовь, и дарить мужчинам».

Также среди разгневанных женщин — Софья Шидловская, Софья Эрнст и Аня Чиповская. Премьера намечена на 8 марта, что довольно-таки символично. Билетов уже нет, как и на ближайшие показы в марте и апреле.

Оригинал статьи
2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025