Софья Шидловская: «Моя Катрин — это брошенный ребенок»

Александра Машукова, Ok!, 14.03.2025
В Международный женский день на Основной сцене МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля Аллы Сигаловой «8 разгневанных женщин» по пьесе французского драматурга Робера Тома. Одну из главных ролей в нем исполняет молодая актриса Софья Шидловская.

История о восьми женщинах, собравшихся в доме, где в одной из комнат лежит труп главы семьи по имени Марсель, — это криминальная драма в стиле нуар. В ней есть страсти, признания, неожиданные повороты сюжета. И, конечно, в ней много танцуют — по-иному и не может быть в спектакле, который ставит Алла Сигалова. Изящный французский детектив разыгрывают перед зрителями сама Алла Сигалова, Дарья Мороз, Мария Фомина, Софья Эрнст, Юлия Чебакова, Аня Чиповская, Александра Ребенок. Героиня Софьи Шидловской — девочка-подросток Катрин, дочь Марселя, одновременно своенравная и беззащитная, нежная и бунтующая. Это уже вторая премьера Шидловской в этом сезоне: несколько месяцев назад Софья вышла в роли Нины Заречной в спектакле Константина Хабенского «Чайка».

Софья, у вас очень интересный персонаж в спектакле «8 разгневанных женщин» — благовоспитанная девочка, способная обернуться фурией. А на вас саму Катрин чем-то похожа?

Я всегда стараюсь найти в себе что-то, что соприкасалось бы с характером героини, которую должна сыграть. У каждого человека существует его теневая сторона. Конечно же, есть она и у меня. Спасибо Алле Михайловне Сигаловой за то, что она дала мне роль, в которой я могу изучить свой характер и вытащить на свет какие-то новые для себя качества. Такого персонажа очень увлекательно играть. Хотя когда я примерила платье Катрин, то увидела, что оно такое белое, воздушное и в нем я получаюсь просто ангелочком, разве что нимба не хватает! (Смеется.) Эта роль — настоящий перевертыш: мы видим одного человека, но если покопаться, то в душе Катрин можно обнаружить клубок из детских травм, недостатка любви со стороны родителей, страшного дефицита времени, с ними проведенного. Она лишена внимания к ее детским проблемам, к вопросам, которые роятся в ее голове. Она ведь подросток, а это самый сложный возраст! На самом деле Катрин — это брошенный ребенок. Кроме того, она существует в кругу всех этих женщин, которые ежедневно устраивают «чертову пляску» вокруг Марселя, как она сама говорит в финале нашего спектакля.

Да, все эти дамы тоже очень непростые!

Это прямо змеиный клубок, там у каждой женщины свой ворох тайн. По отношению к Марселю каждой есть что скрывать. Сплетни, ложь, жадность, предательство — вот что окружает мою героиню. Ее мать занята не семьей, не детьми, а своей личной жизнью, она не дает Катрин той безусловной любви, которую должна давать. Все озабочены своими делами. И моя героиня очень остро ощущает эту подмену: они соединены родственными связями, называются семьей, но семьей, по сути, не являются.

Бунт Катрин — это еще и желание правды, которое очень свойственно подросткам.

Конечно. Дети ведь всё очень тонко чувствуют. Им не обязательно услышать какие-то слова, чтобы понять, что у мамы с папой нет любви. Это считывается помимо слов. Ребенка не обманешь. Поведение Катрин — это не просто жест, это желание уничтожить всю накопившуюся ложь. Ее ведь еще и заставляют быть другой, чем она есть. Она — пацанка, и если мы видим ее в белом платье, то это только потому, что родители ее так одевают. Ей самой это не нужно, она бы с удовольствием выбросила это платье и надела джинсы. Единственно близкий ей человек в этом доме — служанка Барбара, в нашем спектакле ее играет Юлия Чебакова. Для Катрин она как вторая мать, действительно любит ее, всегда на ее стороне, вместе с Катрин читает криминальные романы, которыми увлекается девочка. Остальные только приказывают: туда не ходи, так не разговаривай.

В фильме Франсуа Озона, который снят по этой пьесе Робера Тома, поют, а у вас танцуют…

Да, в нашем спектакле у каждой из героинь свой танец, и еще есть общий танец всех персонажей. Я сама с 5 лет танцую, очень это люблю, занималась разными видами танцев. Для меня это никогда не было проблемой. После того как я увидела спектакль «ХХ век. Бал», который идет в МХТ, я мечтала поработать с Аллой Михайловной Сигаловой.

И вот эта мечта сбылась. Как вам работалось с Аллой Михайловной?

У нас сложились прекрасные отношения. Конечно, она — режиссер, бывает строгой, учит меня, был период притирки. Это нормально, так и должно быть. Я понимаю, что у нас в спектакле собрались такие яркие, харизматичные, звездные актрисы, что, наверное, со стороны кажется, будто мы сложно друг с другом коммуницируем. (Смеется.) Но, знаете, мы как раз недавно обсуждали, что у нас выработался какой-то общий язык. Мы все хорошо друг друга понимаем. С кем-то из актрис я уже встречалась в работе раньше — как с Марусей Фоминой на спектакле Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами». Кем-то давно восхищалась — как Аней Чиповской: я ведь четыре раза ходила на «Сирано де Берже — рак» Егора Перегудова, где она играет Роксану! У Даши Мороз я пробовалась в ее проект, с Сашей Ребенок мы пересекались на съемочной площадке и в театре, с Софьей Эрнст и Юлей Чебаковой я на этом спектакле работаю впервые, хотя мы тоже уже были знакомы. Они все совершенно прекрасны! Правда, я вообще очень легко общаюсь с людьми, есть у меня такая сверхспособность. (Смеется.)

Постановки Аллы Сигаловой обычно очень красивые, «8 разгневанных женщин» — не исключение?

Конечно. Сценограф этого спектакля — Мария Трегубова, прекрасная художница, с которой мы уже встречались на спектакле Андрея Могучего «Сказка про последнего ангела» в Театре Наций, где я тоже играю. А какие в спектакле «8 разгневанных женщинах» костюмы Тамары Эшбы! Жаль только, что Алла Михайловна отменила нам шляпки.

Почему?

Жанр спектакля — криминальная драма, а шляпки вышли очень характерными, гротескными. Наверное, они больше подошли бы для комедии или водевиля. У моей героини, например, гигантский бархатный бант. Мне он безумно нравится, он гениально мэтчится со всем костюмом, образ собирается полностью. Я мечтаю забрать этот бант и ходить в нем просто по улицам! (Смеется.) При этом понимаю решение Аллы Михайловны: если мы играем в нуар, то гротеск не очень нужен.

Катрин — вторая ваша большая работа в этом сезоне после Нины Заречной в «Чайке» Константина Хабенского. Прошло уже несколько месяцев с премьеры «Чайки», как ощущаете себя сегодня в этом спектакле?

Буквально после последнего спектакля мы, актеры, сошлись на том, что он прошел очень удачно и мы «задышали». Любому спектаклю ведь нужно время, чтобы он «случился», чтобы текст по-настоящему в тебя проник. Для этой роли мне пришлось вернуться к себе — той, какой я была на последних курсах института. Потому что Константин Юрьевич с самого начала говорил мне, что Нина — это совершенно мой характер: «Ты это знаешь, ты с этим показывалась в наш театр». Я действительно на показе в МХТ в свое время играла Джульетту, которая, как и Нина в спектакле Константина Юрьевича, была не лирической героиней, а, наоборот, характерной. На пьесу Шекспира это тогда очень легло, а вот с чеховским текстом всё оказалось сложнее. Но, как я уже сказала, считаю, что спектакль «задышал». Когда мы с Андреем Максимовым во время последнего спектакля играли сцену Тригорина и Нины, то я смотрела на него уже не только глазами своей героини, она будто бы существовала рядом со мной, но видела Андрея и собственными глазами. И «химия», которая между нами возникла, относилась и к персонажам, и к нам самим. Такое правильное чувство.

В этой «Чайке» есть внимание к авторскому слову, вам это близко?

Да, там всё строго по Чехову. Я стараюсь даже не произносить от себя никаких междометий, не переставлять слова местами. Такой подход к авторскому тексту мне очень нравится, я так воспитана. Считаю, что в хорошем тексте уже заложена энергия для того, чтобы сыграть его по-настоящему, главное — правильно его разобрать. Олег Львович Кудряшов, у которого я училась в ГИТИСе, говорил нам, что все ответы надо искать в литературной основе, что важно в первую очередь раскрывать автора. Мне такой подход дает и силы, и толчок к развитию. 

Вы с юных лет много снимаетесь в кино. Только что с успехом прошел сериал «Первый номер», где вы сыграли дизайнера глянцевого журнала. Какие новые роли ждать зрителям?

Недавно я снялась во втором сезоне сериала «Фишер» режиссера Александра Цоя. Играю там одну из жертв маньяка, которой удалось выжить. Тогда только вышла премьера спектакля «Чайка», и я буквально на один день улетела в Абхазию на съемки. Этот съемочный день очень запомнился. По сюжету моя героиня идет по железнодорожным путям в тоннеле совершенно раздетая, с обожженными ногами и с траурной лентой в руках (ее вместе с трупом другой девушки пытался сжечь маньяк, но она убежала), а за ней едет поезд. Машинист останавливает состав, подбирает ее и везет в больницу. Поезд должен был подъехать ко мне почти вплотную. Помощник режиссера сказала: «Иди, не оборачивайся, знай, что поезд будет гудеть, это громко, тебе будет очень страшно. Но на самом деле всё совершенно безопасно. Когда услышишь команду „Уходи!“, убегай в „карман“ тоннеля». Я на самом деле ничего не боюсь на съемках — ни высоты, ни работы в воде, я всегда за любой кипеж. Но здесь мой организм и инстинкт самосохранения сработали быстрее головы. Я встала на точку и слышу за спиной такой чудовищный грохот, будто бы поезд сейчас на меня наедет. Меня обуял такой ужас! И в этот момент мне изо всех сил кричат в рупор: «Уходи!» Таким страшным голосом! Понятно, что самом деле они просто хотели перекричать гудок поезда. Я в ту же секунду отпрыгнула в сторону, слезы хлынули просто градом! Мы сняли сцену за два дубля, и этот момент даже вошел потом в тизер сериала.

Оригинал статьи
2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025