Чувства и уязвимости: в МХТ поставили «Осень» Августа Стриндберга

, 17.03.2025
Разобрался ли режиссер Андрей Гончаров в том, куда уходит любовь

Как вернуть прежние чувства спустя десять лет брака так, чтобы не было безумно больно за потраченные годы, рассказывают герои Артема Быстрова и Ольги Литвиновой. Режиссер Андрей Гончаров создал спектакль «Осень» о потерявших влечение друг к другу мужчине и женщине, которые спасают свои отношения в разлуке. «Известия» побывали на премьере в МХТ и попытались понять формулы любви.

О чем спектакль «Осень» в МХТ

Творческий тандем Артема Быстрова (звезда фильма «Дурак») и Ольги Литвиновой уже полюбился театралам. Режиссер Андрей Гончаров ранее ставил с этими артистами спектакль «Чрево», где превратил страшную прозу Евгения Замятина в музыкальный крестьянский триллер.

Его смелость и тяга к экспериментам привлекли зрителей и на этот раз. Всех интриговало, как Гончаров проинтерпретирует Стриндберга, предложит ли артистам продемонстрировать свои вокальные данные и не перевернет ли всё с ног на голову. Подготовленный зритель ждал чего угодно, а для неофитов «Осень» воспринималась как шанс познакомиться со шведской драматургией и с прекрасными актерами Художественного театра.

Для режиссера Андрея Гончарова в рассказе Стриндберга оказались наиболее важны уязвимость героев и эмпатия. Постановщик вовлекает зрителя в эту историю, заставляет сопереживать героям. Подключиться к ним несложно, причем буквально: новая сцена МХТ устроена так, что до артистов можно буквально дотянуться рукой.

Аксель и Лили — супруги. Стриндберг пишет: «Они были женаты десять лет. Счастливо? Да, насколько это позволяли обстоятельства. Им обоим было трудно, как двум одинаково сильным лошадям, из которых каждая тянет свою лямку». Трепет первых чувств и жар страсти изношены бытом, поэтому давно в прошлом. Но прекрасные моменты еще живы в памяти супругов. Оба не могут сориентироваться, как строить отношения дальше, как не уйти в депрессию или рефлексию. 

Каждый хочет перемен, но первым решается на них в этой паре мужчина. Аксель получает место секретаря при тюремной инспекции и должен поехать в командировку. Он решает покинуть дом и, возможно, навсегда, но жена об этом еще не знает. Женщина не отговаривает, а, напротив, помогает сделать партнеру шаг в сторону от себя. Но именно она держит руку на пульсе своего любимого, потому что после стольких лет он у них бьется в одном ритме.

Андрей Гончаров задается вопросом, как в этой осени верить в весну, как продолжать любить друг друга. Страх крушения отношений наступает у героев Стриндберга в тот момент, когда дети еще не выросли и прошло всего десять лет. И, вроде, есть шанс начать жизнь заново, но без этого человека, некогда любимого. Герой решается написать жене письмо. В нем он рассказывает, что его по работе отправили в командировку в другой город. Не желая решиться на развод, он просто бежит от проблем.

Стоит ли смотреть «Осень»

Опустошение в душе художник-постановщик Константин Соловьев воссоздал в окружающем героев пространстве. Кроме дощатых стен и пола, на сцене стоят только два стула. С решением покинуть это место герои постепенно начинают обрастать вещами. Они будто прячутся за ними, компенсируют отсутствие любви желанием самостоятельно создать свое гнездо. Так, в какой-то момент героиня Ольги Литвиновой выкатывает на сцену огромный зеркальный шар. Он заполняет на треть всё пространство. Зеркало — метафора: герои видят себя в искривленном отражении. Но чтобы поймать верный ракурс, надо встать, приблизиться, и только так разглядишь истинное «лицо» проблемы.

Параллельно с «Осенью» Андрей Гончаров работал над постановкой мюзикла «Превращение» в Театре на Таганке, по одноименной повести Кафки. Внимательные зрители заметят в спектакле МХТ некоторые приветы от чешского писателя шведскому драматургу.

Сделать ближе историю шведов конца XIX века к зрителям помогли и художники по костюмам. Это происходит постепенно по ходу действия. Для стройных артистов создали многослойные костюмы и грим. Толщинки, не накладные, а в виде комбинезонов, добавили персонажам веса. Поверх еще одежда. В итоге ощущение, что Ольга и Артем играют словно не в своем теле.

Эксцентрики добавил сложный грим актера. Артем Быстров предстает перед зрителями с приличной лысиной, которую обрамляют не только воспоминания о пышной шевелюре, но и густые бакенбарды шведского рыбака. Публика не сразу понимает, что актеру не пришлось бриться наголо ради роли. Только когда по лицу Артема потекли струйки пота, всем стало ясно, что роль дается непросто. В какой-то момент Быстров снял резиновую накладку и выдохнул. А когда в финале артисты еще и скинули свои толщинки, тут уже с облегчением вздохнули зрители. Похоже, за каждый спектакль артисты явно теряют не один килограмм.

А еще артистам пришлось освоить игру на музыкальных инструментах. Ольга Литвинова поет и аккомпанирует себе на аккордеоне. А Артем подыгрывает ей на бас-гитаре.

Для героев режиссер повернул время вспять, они стали моложе и прекраснее. Они буквально не только худеют, но и молодеют. В этом и есть сила любви. И вот уже на актрисе не бархатный капор с кружевами, а джинсы с майкой. Чувства Акселя и Лили вернулись. Теперь героям хватит времени наверстать упущенное. Спектакль Андрея Гончарова — о том, что нам всем не хватает чувственности и, как ни странно, уязвимости. Потому что в этом, по его мнению, и есть рост человека.

Оригинал статьи
2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025