«Осень» по одноименному рассказу Августа Стриндберга. МХТ имени Чехова. Новая сцена.

, 18.03.2025
Это третий спектакль Андрея Гончарова в МХТ. В 2023 году он выпустил «Далёкую Радугу» по фантастической повести братьев Стругацких, а в 2022-м – «Чрево» по прозе Замятина. Спектакли очень разные, тем не менее, уже сейчас можно прочитать фирменный стиль режиссера. «Красивая безысходность» – именно так я бы определила дух его постановок. Что «Чрево», что «Радуга» – одинаково безысходны, но это подаётся именно так, что нет духа трагедии, хочется наслаждаться, упиваться безысходностью.

Каждый раз мне казалось, что я попадаю в прошлое, притом не в то прошлое, в котором происходит действие, а в СССР в 1970-е годы, что я смотрю на сцене фильм, снятый где-нибудь в Прибалтике в позднесоветском строе, поэтому вместе с безысходностью возникает и легкое чувство ностальгии по тем прекрасным временам.

Несмотря на то, что Гончаров – именно театральный режиссер, его постановки кажутся немного киношными; такое ощущение, что он разговаривает со зрителями именно на киноязыке, который при этом органично сочетается со сценой. И этот киноязык обволакивает, завораживает зрителя. А поскольку перед нами не экран, а именно живые актеры, то эффект значительно усиливается. Полное погружение как в проблемы героев, так и в советскую эпоху пятидесятилетней давности. Вообще, у меня сложилось впечатление, что сейчас выйду из театра и окажусь не в Камергерском переулке, а где-нибудь на пляжах Юрмалы.

Еще когда я узнала, что Андрей Гончаров работает над спектаклем по Стриндбергу – было понятно: спектакль получится. Уж слишком они похожи по духу, по подаче. Приятно, что я не ошиблась. А еще приятней, что у Гончарова получился очень женский спектакль. Даже удивительно, как молодой режиссер-мужчина смог так точно затронуть темы, волнующие взрослых, опытных женщин, за плечами которых многие годы брака.

Постановка простая, драматургически не замысловатая. В ней заняты всего два актера – Артём Быстров и Ольга Литвинова. Несмотря на то, что актеры – молоды, они играют супружескую пару, прожившую долгую совместную жизнь.

Перед нами вполне благополучная семья без всплесков эмоций, без скандалов и радостей. Просто живут и воспитывают детей. Она образцовая домохозяйка, он добытчик и кормилец. Все как у всех.

Она знает его на 100 процентов. Знает, какую передачу ему надо посмотреть, что он хочет поесть и как ему надо вести себя в сложных ситуациях. Он шагу не может ступить без ее контроля и советов. Такие «глубокие родственники». Неожиданно его отправляют в командировку, и у супругов есть возможность побыть отдельно друг от друга, расшевелить давно уснувшие чувства. Они пишут друг другу письма, которые с каждым разом становятся все более и более нежными.

И, наконец, решают встретиться в маленьком городке, где начиналась их любовь. Он маринует шашлык, а она покупает для встречи ярко-розовые туфли. И вот, томимая ожиданием, она приезжает, а он… спит. Упс, первое разочарование. Они гуляют по пляжу, но все время упираются в непреодолимые стены. Им просто нечего сказать друг другу.

И вот уже шкурки сброшены, и перед нами уже не упитанные люди средних лет, а молодые красавцы с прекрасными телами.

Но… снова ничего не происходит. И это еще одно женское разочарование. Трагедия, но поданная красиво, пастельными театральными красками. С одной стороны, я искренне сочувствовала Лили, мне досконально понятны все ее проблемы, я сама через это прошла. Это грустная история, и я расстроена и за героиню, и в первую очередь за себя, потому что я испытывала те же самые переживания, но они не были такими красивыми, проникновенными. Мне казалось, что я просто живу, как все. А Гончаров доказывает, что даже обыденная драма может быть красивой, лиричной.

Вообще, на мой взгляд, это спектакль о женском разочаровании. 

Он называет ее мамой, а она это ненавидит. Ведь в душе она все та же девочка. Она хочет веселья и радости, а он – шашлыка и поспать. Они больше не мужчина и женщина, они мама и папа.

Грустно? Нет, наверное. Типа, все так живут.

Но спектакль оставляет грустное послевкусие о несбывшихся надеждах, об отсутствии женского счастья. И упование, что где-то же бывает по-другому.

Разумеется, в первую очередь я рекомендую этот спектакль для семей, проживших вместе долгие годы. Постановка позволяет не просто переосмыслить все происшедшее, но и понять причину этого. И очень хорошо, что режиссер не пытается морализаторствовать. Он не объясняет, почему так получилось, но это становится и так понятно каждому.

Сейчас очень модны психологи, к ним бегают по каждому поводу. На мой взгляд, спектакль «Осень» даст гораздо больше полезных советов, нежели самый крутой специалист. Оно и логично. Именно для этого и нужен театр.

Оригинал статьи
2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025