Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой

Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
Вчера, 17 марта, в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова состоялась презентация книги Анатолия Смелянского «Товарищество на вере», посвящённой памяти историка театра Инны Натановны Соловьёвой. Книга недавно увидела свет в издательстве «НЛО».

Инна Натановна Соловьёва ушла из жизни в мае прошлого года в возрасте 96 лет. Благодаря ей история Московского Художественного театра, его большое и разнообразное наследие, приключения идеи, некогда сформулированной Станиславским и Немировичем-Данченко и положенной в основу их дела, не отходит для нас в область сугубо музейного знания, а живет с нами в нынешнем дне.

Книга Анатолия Смелянского состоит из четырех частей. В первой автор пишет портрет Соловьёвой, реконструирует её творческую и человеческую биографию, рассказывая и о работе Научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ, который возглавляла Инна Натановна, и о создании двухтомной энциклопедии, вышедшей к столетию Художественного театра, и обо всех важнейших трудах Соловьёвой, вплоть до издания дневников артиста МХАТа Ивана Кудрявцева в 2019 году.

Вторая часть, центральная, – это переписка Смелянского и Соловьёвой, которая возникла десять лет назад, после того, как Анатолий Миронович, оставив должности заместителя художественного руководителя МХТ и ректора Школы-студии МХАТ, уехал жить и работать в Америку. Даже через Атлантический океан они продолжали диалог, рассуждая о судьбе Художественного театра.

В третьей и четвёртой частях книги собраны тексты Анатолия Смелянского разных лет, посвящённые ключевым мхатовским сюжетам и внутренне связанные с работами Соловьёвой.

В Портретном фойе 17 марта собрались те, кто имел счастье находиться рядом с Инной Натановной Соловьёвой, они же стали и первыми читателями книги Анатолия Смелянского. Презентацию вел ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Встречу открыло видеообращение автора:

«В дни прощания с Инной в Москве я, здесь в Америке, стал перечитывать нашу многолетнюю переписку. По мере погружения в забытые тексты я вдруг почувствовал, что наши “ауканья через океан”, не рассчитанные на публикацию, свободные от внутренней и внешней цензуры, сами по себе сложились в какой-то драматический сюжет. Про что? – Про нашу общую жизнь. И в Школе-студии, и в Художественном театре, и в родной стране».

Художественный руководитель МХТ Константин Хабенский сказал, что тоже уже начал читать книгу «Товарищество на вере» — медленно, постоянно возвращаясь к тому, что особенно впечатлило его в этом тексте:

«Удивительно, как два этих человека, прекрасно понимающих, что значит слово, ценность слова, делая общее дело, доставляют друг другу радость и удовольствие от общения в эпистолярном жанре. Как просто и точно ставится вопрос, и как легко и грациозно находится ответ».

Михаил Швыдкой, художественный руководитель Театра мюзикла, президент Международного Чеховского фестиваля говорил о том, что Соловьёва и Смелянский сделали для осмысления истории МХАТа:

«И Инна Натановна, и Анатолий Миронович прекрасно понимают, что выше идеи Художественного театра, которая имела свою судьбу, свою трагедию, превращения, смерть, возрождение… Выше этой идеи ничего не было. Их публикации, открывающие жизнь театра с разных сторон, не всегда, может быть, благостных, полны любви к этому дому, к Станиславскому, к Немировичу-Данченко, к их прекраснодушному пониманию того, что искусство способно спасать и менять мир».

Свои мысли по поводу книги передал в видеообращении и шекспировед Алексей Бартошевич:

«Меня поражает соотношение между объёмом этой книги и её содержанием. Когда я читал её в электронном виде, мне казалось, что она огромна, ведь она настолько насыщена идеями и смыслами. И вдруг оказывается, что это – довольно тонкая книга. Но какая содержательная, сколько в ней ходов мысли, сколько до восклицания неожиданных приёмов, поворотов. Это одна из самых глубоких книг о театре, вышедших в последнее время. Это настоящий и очень заслуженный памятник нашей великой театроведке, историку театра, одной из тех, кого можно назвать духовными вождями того удивительного поколения, которое пришло в первые послесталинские времена».

Ведущий актёр Малого театра Василий Бочкарёв также выступил на презентации книги:

«Когда Инна Натановна ушла из жизни и разбирали её архив, из одной книги выпала записка Константина Рудницкого, выдающегося нашего театроведа, датированная 26 ноября 1976 года. Константин Лазаревич пишет Соловьёвой: “Передо мной сейчас лежат четыре твои статьи – о спектаклях “Царь Фёдор”, “Вишнёвый сад”, “Три сестры” и “Месяц в деревне”. Все четыре – великолепны. Две последние – особенно восхитительны. Мне очень хочется, чтобы была книга. Это будет не только книга о Художественном театре и Константине Сергеевиче, но и книга, в которой наше поколение твоими устами выскажет себя, свои надежды, верования и возражения”. И вот эта книга вышла. В ней – всё то, о чём мечтал Рудницкий».

О профессиональной и человеческой школе, полученной в Научном-исследовательском секторе Школы-Студии МХАТ рядом с Соловьёвой и Смелянским, говорила профессор Ольга Егошина:

«Инна Натановна была абсолютным человеком эпохи Просвещения, она была убеждена, что самое большое удовольствие в жизни – хороший собеседник. Мы разговаривали с ней каждый день по полтора часа, мы могли начать с чего угодно, а дальше этот разговор начинал расширять круги. Ей было необыкновенно важно общаться с людьми, не похожими на неё. В этом смысле Анатолий Миронович и Инна Натановна – полярные люди. У них была разная дистанция взаимоотношения с театром. Анатолий Миронович – всегда в гуще событий, он практик театра. Инна Натановна всегда сохраняла свою отдельность. Когда уехал Анатолий Миронович, я поняла, что она потеряла именно собеседника. Их ауканье через океан не было частной перепиской. Это касается нас всех. И Инна Натановна это понимала. В этих письмах чувствуется её умение превращать быт в историю».

Владислав Иванов, заведующий сектором театра Государственного института искусствознания:

«Последние годы Инне Натановне постепенно отказывали глаза, пальцы, её тело угасало, но мозг работал с какой-то вулканической силой. Это потрясающе и трагично. Инна Натановна не очень любила Вахтангова, но в её последних годах было что-то общее с вахтанговским последним сезоном, когда жизнь перед концом не иссякает, а взрывается. Она говорила с такой силой, мощью, она помнила весь XX век в подробностях. Но дело не только в памяти. В обычных телефонных разговорах она воздвигала новые идеи, предложения».

Нина Шалимова, профессор кафедры истории театра России ГИТИСа:

«Инна Натановна поразительно умела быть живым свидетелем живого театрального процесса, идеальным зрителем, умеющим формулировать то, что она пережила на спектакле. Эта книга говорит о человеческой щедрости Инны Натановны. Она такие сгустки театроведческой мысли выдавала в обыкновенном разговоре, это заметно и в этой переписке».

Вадим Щербаков, заведующий сектором изучения и публикации наследия В. Э. Мейерхольда ГИИ, главный редактор журнала «Вопросы театра. Proscaenium»:

«Многое из того, что Инна Натановна пишет о театре Анатолию Мироновичу, она говорила всем. Когда я читал их переписку, я как бы заново пережил то время, когда мне звонила Инна Натановна, и начинала этот неостановимый монолог. Это действительно было невероятно щедро. Такой полёт мысли, совершенно замечательный. Она разворачивала перед собеседником веер возможностей».

Виктор Рыжаков, режиссёр, профессор кафедры актёрского мастерства Школы-студии МХАТ:

«Инна Натановна любила не просто абстрактный театр, а именно идею Художественного театра. Она оберегала её на протяжении всей жизни и доказывала её сущность и наличие в нашей повседневности. Эта же идея оберегается и через океан».

Завершил встречу, обращаясь к молодому поколению и студентам, Игорь Золотовицкий:

«Такие как Инна Натановна – удивительные, штучные люди, рождающиеся очень редко. Мы так привыкаем к этому пространству, театру, к Портретному фойе. А Инна Натановна никогда не привыкала, для неё это были – святые места. Но как они откровенно с Анатолием Мироновичем вскрывали все проблемы этого пространства! Путешествие идеи Художественного театра продолжается и сегодня».

Оригинал статьи
2025
Уникальный спектакль «Жил. Был. Дом», видеосюжет телеканала «Россия 1», 1.04.2025
Времена года, Антонина Шевченко, «Экран и сцена», 1.04.2025
Константин Хабенский: «Мы должны пройти испытание питерским зрителем», Мария Мельникова, Петербургский дневник, 31.03.2025
МХТ покажет Петербургу свои премьеры, видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2025
«Маскарад с закрытыми глазами» продолжил гастроли МХТ в Петербурге, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 31.03.2025
Константин Хабенский: «Мы легких путей не ищем», Вечерний Санкт-Петербург, 31.03.2025
Энергия молодых: лауреаты Премии Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 29.03.2025
В МХТ в третий раз вручили премию Художественного театра, Инга Бугулова, Российская газета, 29.03.2025
Начались съемки киноверсии спектакля «Жил. Был. Дом.», видеосюжет телеканала «Культура», 26.03.2025
Артисты МХТ имени А. П. Чехова рассказали о гастролях в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 24.03.2025
Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025
К юбилею Сергея Беляева, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2025
«И стены помогают…» Дома Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.03.2025
«Восемь разгневанных женщин» вышли на сцену МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 8.03.2025
«За горами, за лесами….». Счастливый полёт «Конька-Горбунка», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 6.03.2025
Это мой город: актриса Софья Шидловская, Тоня Голубева, Москвич Mag, 5.03.2025
«8 разгневанных женщин» выйдут на сцену МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 21.02.2025
Проект Хабенского «Жил. Был. Дом» покажут в ста кинотеатрах, Татьяна Власова, Софья Щудрина, Театрал, 19.02.2025
5 увлекательных дневников мхатовцев, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.02.2025
Музей МХАТ представил выставку о Василии Качалове, видеосюжет телеканала «Культура», 12.02.2025
«Вы – наш!» К 150-летию со дня рождения Василия Качалова, Дарья Федосова, Медиацентр МХТ, 11.02.2025
Алексей Бартошевич: «Обаяние – сама суть русского искусства», Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 10.02.2025
Встреча с Романом Костомаровым в МХТ, фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 9.02.2025
«Это Москва. Инфраструктура»: как устроен МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 5.02.2025
Отцы как дети, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 20.01.2025
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 17.01.2025
Все Чацкие Художественного театра, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 15.01.2025
Кристина Бабушкина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.01.2025
«Она была нервом поколения», Полина Ячменникова, Коммерсантъ, 14.01.2025
«Все признавали её большой талант», Валерия Новокрещенова, Театрал, 14.01.2025
Москва простилась с Евгенией Добровольской: три точки на карте памяти, Иван Волосюк, Марина Райкина, Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 14.01.2025
Первая актриса нашего периода, Сергей Николаевич, Сноб, 14.01.2025
«Откройте, Давид»: Николай Чиндяйкин, телеканал «Москва 24», 11.01.2025
Памяти Евгении Добровольской, видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2025
Народная королева России, Михаил Трофименков, Коммерсантъ, 10.01.2025
Королева драмы: умерла актриса Евгения Добровольская, Екатерина Милицкая, Зоя Игумнова, Известия, 10.01.2025
Режиссер Николай Скорик рассказал о Евгении Добровольской, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.01.2025
Умерла актриса Евгения Добровольская, видеосюжет программы «Вести» («Россия 1»), 10.01.2025
Он мог сыграть всё. К 70-летию со дня рождения Сергея Сосновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 1.01.2025