Музейный ИбсенПавел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Может показаться, что новый спектакль Художественного театра в?Камергерском переулке ? ?Привидения? Ибсена ? реконструкция какой-нибудь древней театральной легенды. Так скучна здесь актерская игра, так банальны ?трактовки?, так унылы и?старомодны декорации. К?последним, впрочем, проявлено здесь исключительное внимание ? усилия Бориса Мессерера превышают усилия всего актерского состава под режиссерским руководством Николая Скорика. Тончайший тюлевый занавес, чуть?ли не?аутентичная мебель, дом-замок с?высокими готическими окнами, ковер, стулья, кресла, скатерть, подернутые одной узорчатой материей, напольные часы, четыре вазы с?одинаковыми лилиями, за?дверьми ? ветвистый сад, ручейки дождя. Когда Регина (Наталья Рогожкина) выйдет на?улицу для разговора со?своим названым отцом (Евгений Киндинов), то?дождь будет стекать не?с?колосников, а?сразу с?ее?зонтика ? сидящие близ сцены зрители с?увлечением замечают пластиковую трубочку, по которой вода течет из-под полы ее плаща на?вершину зонта. А?если привстать, то?можно увидеть наборный паркет. Скользя по?нему, актеры не?пользуются войлочными тапочками с?завязочками, а?зря ? могут поцарапать пол, музейный экспонат. Андрей Панин играет Освальда непутевым безликим морфинистом, серой личностью. Уже в?первом появлении на?сцене его бьет судорога, которая станет единственной краской роли, единственной болью персонажа. Вместо традиционного визита в?сумасшедший дом перед освоением роли артист, видимо, изучал литературу на?тему ?Как избежать воинской повинности?. Словно у?страдающего церебральным параличом, у?Освальда ломает все тело, глаза непроизвольно мигают, клонится в?сторону голова, тяжело проходит процесс речи. Это гипертрофированное увлечение физиологическими подробностями приводит к?эмоциональному фиаско. Отсутствуют переходы из?менее болезненного состояния в?более болезненное. Катарсический финал не?состоится ? Освальд произносит фразу ?мама, дай мне солнце?, которая должна свидетельствовать о помешательстве главного героя, с?интонацией ?мама, дай мне хлеба?. Но главная беда в?том, что Панин не?играет в?Освальде не?только даровитого художника, он?не?играет и?просто художника. Герой асоциален, а?в?модернистской системе координат, которую необходимо учитывать, это немыслимо: сифилис мозга у?художника ? более важная метафора для того времени, чем сифилис мозга вообще. В?ибсеновском Освальде борются жизнелюбивая сила эстетического созидания и?физиологическая родовая немощь. Здесь?же телесному распаду ничто человеческое не?сопротивляется. Как играют остальные? Никак. Два года назад во?МХАТе шел спектакль ?Путь издалека? по?пьесе современного греческого драматурга Яковоса Кабанеллиса. На?Новой сцене был и?тот?же дом, подверженный внутренним разрушениям, и?та?же дубовая мебель, и?те?же часы, так?же неспешно исполненные собственного достоинства ходили и?жаловались на?жизнь тот?же Андрей Мягков и?та?же Анастасия Вознесенская (в??Привидениях? ? Пастор Мандерс и?фру Альвинг). Это была одна из?тех работ, единственная цель которых ? выехать за?границу на?гастроли. Норвегия МХАТу не?светит. ?Путь издалека?, поставленный в?апреле, сняли к?декабрю. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |