Музейный Ибсен

Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Может показаться, что новый спектакль Художественного театра в?Камергерском переулке ? ?Привидения? Ибсена ? реконструкция какой-нибудь древней театральной легенды. Так скучна здесь актерская игра, так банальны ?трактовки?, так унылы и?старомодны декорации. К?последним, впрочем, проявлено здесь исключительное внимание ? усилия Бориса Мессерера превышают усилия всего актерского состава под режиссерским руководством Николая Скорика.

Тончайший тюлевый занавес, чуть?ли не?аутентичная мебель, дом-замок с?высокими готическими окнами, ковер, стулья, кресла, скатерть, подернутые одной узорчатой материей, напольные часы, четыре вазы с?одинаковыми лилиями, за?дверьми ? ветвистый сад, ручейки дождя. Когда Регина (Наталья Рогожкина) выйдет на?улицу для разговора со?своим названым отцом (Евгений Киндинов), то?дождь будет стекать не?с?колосников, а?сразу с?ее?зонтика ? сидящие близ сцены зрители с?увлечением замечают пластиковую трубочку, по которой вода течет из-под полы ее плаща на?вершину зонта. А?если привстать, то?можно увидеть наборный паркет. Скользя по?нему, актеры не?пользуются войлочными тапочками с?завязочками, а?зря ? могут поцарапать пол, музейный экспонат.

Андрей Панин играет Освальда непутевым безликим морфинистом, серой личностью. Уже в?первом появлении на?сцене его бьет судорога, которая станет единственной краской роли, единственной болью персонажа. Вместо традиционного визита в?сумасшедший дом перед освоением роли артист, видимо, изучал литературу на?тему ?Как избежать воинской повинности?. Словно у?страдающего церебральным параличом, у?Освальда ломает все тело, глаза непроизвольно мигают, клонится в?сторону голова, тяжело проходит процесс речи. Это гипертрофированное увлечение физиологическими подробностями приводит к?эмоциональному фиаско. Отсутствуют переходы из?менее болезненного состояния в?более болезненное. Катарсический финал не?состоится ? Освальд произносит фразу ?мама, дай мне солнце?, которая должна свидетельствовать о помешательстве главного героя, с?интонацией ?мама, дай мне хлеба?.

Но главная беда в?том, что Панин не?играет в?Освальде не?только даровитого художника, он?не?играет и?просто художника. Герой асоциален, а?в?модернистской системе координат, которую необходимо учитывать, это немыслимо: сифилис мозга у?художника ? более важная метафора для того времени, чем сифилис мозга вообще. В?ибсеновском Освальде борются жизнелюбивая сила эстетического созидания и?физиологическая родовая немощь. Здесь?же телесному распаду ничто человеческое не?сопротивляется.

Как играют остальные? Никак. Два года назад во?МХАТе шел спектакль ?Путь издалека? по?пьесе современного греческого драматурга Яковоса Кабанеллиса. На?Новой сцене был и?тот?же дом, подверженный внутренним разрушениям, и?та?же дубовая мебель, и?те?же часы, так?же неспешно исполненные собственного достоинства ходили и?жаловались на?жизнь тот?же Андрей Мягков и?та?же Анастасия Вознесенская (в??Привидениях? ? Пастор Мандерс и?фру Альвинг). Это была одна из?тех работ, единственная цель которых ? выехать за?границу на?гастроли. Норвегия МХАТу не?светит. ?Путь издалека?, поставленный в?апреле, сняли к?декабрю.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол