Театр не для насМарина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Талантливый дилетант Евреинов попробовал свои силы во всех театральных профессиях. Он был режиссером, драматургом, критиком, композитором, живописцем и глубокомысленным теоретиком. Ни в одной из этих профессий особенно не преуспел (выдающихся спектаклей не поставил, известных картин не нарисовал, в историко-теоретических трудах вроде исследования ?Азазел и Дионис? многое напутал), но оказался достаточно эпатажен и претенциозен, чтобы запомниться. Его деятельность вобрала в себя все расхожие идеи рубежа веков ? от традиционализма (Евреинов был руководителем знаменитого ?Старинного театра?, пытавшегося реставрировать спектакли Средневековья и испанского Золотого века) до снискавшей ему особенное внимание современников и потомков гипертеатрализации (манифесты ?Театр для себя? и ?Театр как таковой?). Последняя идея, если не мудрствовать лукаво, сводится к известной формуле ?весь мир ? театр?. Спектакль, по Евреинову, лишь частный случай реализации всепоглощающего инстинкта перевоплощения. Мы не просто учимся, женимся, хороним, казним, но все время играем. Правда, делаем это неосознанно. Если же делать осознанно, можно преобразить действительность и преобразиться самому. В общем ? игра спасет мир.?Самое главное? ? одна из многих попыток Евреинова стереть грань между жизнью и сценой. Попытка на редкость занудная, с рыхлым запутанным сюжетом и плохо выписанными характерами. К тому же идея, лежащая в основе этой многофигурной пьесы-манифеста, давно уже покрылась такой патиной времени, что относиться к ней (пьесе) можно или как к документу эпохи, или как к драматургическому курьезу. Во МХАТе отнеслись со всей серьезностью. В спектакле задействованы лучшие силы театра среднего поколения ? Виктор Гвоздицкий, Александр Феклистов, Оксана Мысина, Игорь Золотовицкий: в предложенных пьесой ролях они чувствуют себя как взрослые дяди и тети в коротких пионерских штанишках. В качестве художника приглашен со стороны Юрий Хариков: его причудливо совмещающие барочную избыточность и конструктивистскую сдержанность костюмы и декорации, как всегда, ? радость для глаз. Наконец, постановщик спектакля Роман Козак ? человек тоже, вне всякого сомнения, талантливый, театральный, а главное остроумный. Иногда общими усилиями им удается победить пьесу (то Оксана Мысина талантливо взвизгнет, то Гвоздицкий предстанет во всем своем гротесковом блеске, то Золотовицкий скорчит уморительную рожу), но куда чаще она побеждает их. Козака подводит не отсутствие трактовки (чего тут трактовать-то) или плохая работа с актерами, а именно наивная вера, что учение Евреинова всесильно, потому что оно верно. Вместо иронического отстранения ? испытанное театральное средство против скучной пьесы ? здесь демонстрируют неофитский пиетет. Это по меньшей мере удивительно. После Пиранделло, после хэппенингов и контркультурных бунтов, наконец, после Арго и Гротовского, по-разному, но куда интереснее, чем Евреинов, разрушавших грань между театром и жизнью, относиться к ?Самому главному?, как к самому главному, все равно что всерьез ставить хронику Саксона Грамматика про принца Амлета так, словно трагедия Шекспира никогда не была написана. Но самое главное даже не в этом. Для конца XX века, в котором театрализации и мифологизации действительности было хоть отбавляй, куда важнее, как мне кажется, совсем другая (то есть антиевреиновская) мысль, что театр не есть жизнь. Что существуют они по разным законам. И что, не зная этих законов, рискуешь не только поставить не очень удачный спектакль, но и скверно обустроить действительность. Что же до Евреинова, то к нему по большому счету не может быть никаких претензий. Он всю жизнь делал театр для себя. Во МХАТе наивно решили, что для нас. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |