Наедине с большой сценойНина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Свое новое столетие МХАТ имени Чехова начал в этом сезоне двумя премьерами: ?Самое главное? Евреинова в постановке Романа Козака и ?И свет во тьме светит?? Толстого (режиссер Вячеслав Долгачев).Оба режиссера ? из поколения сорокалетних или чуть старше, то есть тех, кому скоро сменять мастеров, в тени которых молодым было, в сущности, комфортно жить долгие годы: Роману Козаку и Михаилу Мокееву ? в студии ?Человек?, где они поставили некогда свои лучшие, может быть, спектакли ? ?Чинзано? Петрушевской и ?Эмигрантов? Мрожека, Климу, Александру Пономареву и Владимиру Мирзоеву ? в ?Творческих мастерских?. У каждого были и есть свои почитатели, исследователи, свой, так сказать, ближний круг, который исправно посещал все премьеры и от души поддерживал их усилия по подрыву прогнивших театральных основ. Веселый карнавал театральных экспериментов продолжался до тех пор, пока не рухнули и старый театр, и вся прежняя жизнь. Бороться стало не с кем, тем более что ?великие старшие?, плотью от плоти которых и были всегда молодые авангардисты, уходят или болеют. Вчерашние нонконформисты лицом к лицу оказались с большой сценой и необходимостью не разрушать, а строить. В этом отношении особенно интересен спектакль ?Самое главное?, потому что камерность, присущая всем названным режиссерам, как нельзя лучше подходит невеликой драматургии Николая Евреинова. В пьесе ?Самое главное?, которую ставили за границей и почти никогда у нас, автор назойливо воплощает свою излюбленную теорию театрализации жизни, придумывая абсолютно неправдоподобную историю: некий сумасшедший, перевоплощаясь то в гадалку, то в антрепренера, то в продавца пластинок, нанимает актеров провинциального театра для исполнения весьма двусмысленных ролей. Они должны под чужими именами втереться в доверие к обитателям меблированных комнат и повлиять на их судьбы. Что те и делают, после чего главный персонаж превращается в Арлекина и умирает. Да здравствует театр, одним словом. Козак ? человек серьезный, поэтому даже сцена репетиции в провинциальном театре, которая у любого другого режиссера шла бы под громовый хохот зала, у него выглядит более или менее изящной стилизацией, а главные герои напоминают скорее персонажей драмы, чем комедии. Для него, как и для Евреинова, театральное время самоценно, поэтому он безбожно затягивает финал ? это тоже привычка художника малых пространств и избранной публики. Мхатовский же зритель, давно без всякого трепета взирающий на занавес со знаменитой чайкой, начинает бесстыдно пробираться к выходу. Его в этом спектакле явно занимает другое, и это другое ? актеры. Примета времени: лицо лучшего исполнителя постановки, которого можно назвать открытием сезона, с первых же минут напоминает что-то до боли знакомое. Потом догадываешься: смешную (что на телеэкране редкость) рекламу ?Сделай паузу ? скушай "Твикс?. Сюжет с дамочкой, перебравшей искусственного загара, и толстяком неотразим во многом благодаря актеру Александру Семчеву, и столь же неотразимы все сцены ?Самого главного? с участием его героя ? Комика. Мхатовские старики между прочим обожали капустники, а если бы их жалованье хотя бы отдаленно напоминало те суммы, которые сегодня получают молодые артисты, то еще неизвестно, в каких кафе-шантанах они бы зарабатывали на жизнь (телевидения тогда не было). Так что не будем брюзжать по поводу падения нравов, а поздравим друг друга с появлением настоящего Комика, которого у нас не было со времен Михаила Яншина и Игоря Ильинского, а позже Евгения Моргунова и Вячеслава Невинного. Что такое настоящий комик? Это брызжущая со сцены беспричинная радость, торжество жизни, когда неотрывно следишь за каждым движением самого неглавного и нелепого персонажа. Выучиться этому невозможно (хотя у Семчева и была первоклассная Щукинская школа) ? с такой органичностью надо родиться. Другой магнит постановки ? ?блуждающая звезда? нашего театра Оксана Мысина, которая принципиально не служит постоянно ни в одной труппе, а появляется там, где ей интересно. Она удивительно подошла нынешней мхатовской сцене своей способностью к перевоплощению, музыкальностью и пластичностью, яркостью, наконец, которая притягивает к ней внимание в любой, самой многонаселенной мизансцене. Легкость ее существования на обремененных традициями подмостках ? в том числе и результат ефремовского ?коллекционирования труппы?, хотя его за это много ругали. Виктор Гвоздицкий уморителен в роли гадалки, но невнятен в других своих ипостасях в этом спектакле: он не одолел драматургическую фальшь, а режиссер, слишком серьезно отнесшийся к тексту, ему в этом не помог. Близкие Козаку актеры Игорь Золотовицкий и Александр Феклистов, с которыми он много и успешно работал еще в молодости, тоже как-то потерялись в многословной и путаной пьесе, где у них к тому же вовсе не такие выигрышные роли, как, например, у Дарьи Юрской, с блеском сыгравшей влюбленную ремингтонистку. О кризисе режиссуры конца века не пишет сегодня только ленивый. Исчерпаны художественные идеи и корифеев, и тех, кто их опровергал. Бывшие студийцы-новаторы живут сегодня по-разному: Мирзоев, скрестивший театр и цирк, стал модным режиссером, хотя опять-таки для ?своих?, Козак, Мокеев и Пономарев ставят теперь только на больших сценах и в разных местах. Все они не имеют своего театра (опыт Козака побыть главрежем в Театре Станиславского был неудачным) и работают художественно честно, принципиально не заигрывая с шоу-бизнесом. Даже в своем эпатаже (здесь лидирует Мирзоев) они остаются скромными интеллигентами, которым далеко, например, до Юрия Грымова, представителя совсем другого поколения, с одинаковой легкостью берущегося за все, будь то реклама, кино или театр. В новом спектакле Козака интересует прежде всего театральная реальность, но ему не хватает смелости пойти по этому пути до конца, потому что он рос и воспитывался тогда, когда искусство было средством, а не целью. Ведь и новая мхатовская эстетика сто лет тому назад нужна была лишь для того, чтобы сказать о новых проблемах жизни. Сейчас, когда вопрос ?про что? отнюдь не является главным в театре, наблюдается некоторая растерянность у всех, в том числе и у былых реформаторов. И срабатывает старый как мир прием ? делается ставка на актера и на человека в зале, к которому актер обращается. Что-то более ценное пока еще придумать не удалось, а если это и будет сделано, то, скорее всего, в другом тысячелетии и другими художниками. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |