Человек и делоЛариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 О современном рабочем классе говорит этот вдохновенный спектакль, заставляющий вспомнить о работах Н. Погодина, о лучших спектаклях советского театра, посвященных подвигу нашего народа. Речь идет о постановке «Сталеваров» Г. Бокарева режиссером О. Ефремовым (художник И. Сумбаташвили) на сцене МХАТа имени М. Горького.Человек и труд, личность и общество, идеал и повседневность таковы те вопросы, которые ставятся в этой крупной работе прославленного коллектива. В момент настоятельной потребности нашего общества в анализе явлений, отражающих его рост, когда на первый план выступают проблемы формирования новой, коммунистической морали, основанной на сознательности и чувстве долга. О. Ефремов сумел не только разглядеть в произведении свердловского писателя Г. Бокарева важные общественные процессы наших дней, но и подвергнуть их серьезному художественному исследованию на сцене. «Сталевары», несмотря на некоторое несовершенство пьесы, стали крупным явлением нашего искусства, ибо конфликт, возникший в мартеновском цехе, перерос в большую нравственную проблему времени. Главное для театра это бригада, сообщество людей сталевары. Рабочая среда здесь не фон, а подлинный герой спектакля. Вокруг Виктора Лагутина в исполнении В. Расцветаева живет многоликая, человечески разнообразная среда, в которой каждый персонаж интересный характер со своей биографией, со своей судьбой, с отработанной у мартеновских пеней этикой взаимоотношений. Петр Хромов как играет его Е. Евстигнеев проясняет своим поведением многие из этих рожденных в коллективном труде нравственных норм. Но не он один. Это и Варламов в исполнении Ю. Леонидова, и крановщица Люба (Л. Стриженова и С. Болдырева), и Зоя Самохина (Н. Гуляева), и, наконец, собственно бригада. Но в том-то и художественное открытие спектакля «Сталевары», что каждый из членов бригады индивидуальность, личность. В шестидесятых годах многие театры страны обратились к пьесе «Иркутская история» А. Арбузова. Хор в ней был главным действующим лицом. Вместе со зрительным залом следил он за ходом событий. Хор был многолик, но у него была словно бы одна душа, и герои доверительно сообщали ему свои думы. На наших глазах открывался интимный мир человека, который знал, что его поймут, что в нем заинтересованы окружающие. Так выявлял театр созидательную природу нового общества, где каждый человек творец. «Сталевары» на сцене МХАТа выявляют эту природу созидания в прямой связи с делом. Оттого так откровенно и демонстративно его начало: симфония клокочущего в печах металла, языки пламени, рвущиеся наружу, заводское многоголосие, подчеркнутое музыкой (композитор Э. Колмановский). «Дело не только в удивительном правдоподобии этой сцены, говорит генеральный директор Ленинградского станкостроительного объединения Г. Кулагин, не в том, что дым и сера плывут по сцене, важно то, что уловлен самый дух производства сразу, с ходу, крупным планом. Блестяще вылеплены (именно вылеплены) фигуры сталеваров, причем запечатлены они в процессе работы. И опять-таки дело не в том, что пламя в мартене правильно“ горит, но в трудовом поведении этих людей. Все это сделано, во-первых, очень точно, во-вторых, с большой любовью, в-третьих, я бы сказал, даже с некоторым вызовом Ароматы вишневого дерева, что распространялись по залу в былые времена, сменились другими запахами, но школа театральная, замечательная школа та же » «Сталевары» действительно явились важной вехой в жизни Художественного театра. Стоит вспомнить, как задолго до Октябрьской революции впервые с его сцены из уст Сатина К. Станиславского прозвучали слова Горького о человеке и о труде, достойном радости. Украшать жизнь человека трудом мечтал барон Тузенбах В. Качалов, тосковали по осмысленной, созидательной жизни сестры Прозоровы. Стоит вспомнить, как к десятилетию Великого Октября с невиданной до той поры эпичностью была показана на этой сцене в спектакле «Бронепоезд 14-69» созидательная мощь Революции. Как появился впервые на советской сцене большевик-подпольщик Пеклеванов с обликом «чеховского интеллигента» таким его играл Н. Хмелев. К. Станиславский и И. Судаков лепили спектакль крупно, сделав его кульминацией знаменитую народную сцену «на колокольне». « В Бронепоезде“, читаем мы в Истории советского драматического искусства“, не только возникла новая для искусства Художественного театра тема, в нем появились новые для этого театра краски, появились чуждые ему прежде патетика и тенденциозность, которая претворилась в собственную идею“ и сделала этот спектакль одним из образцов нового метода советского театра метода социалистического реализма». Во время научно-технической революции, происходящей сегодня в нашей стране, в эпоху развитого социализма «Сталевары» МХАТа оказались также на передовой линии искусства. Решить технические проблемы внутри производства могут лишь люди с высоким гражданским чувством. Сложность взаимоотношений Виктора Лагутина и бригады мартеновского цеха переходит в конфликт действенный и глубоко реальный. Лагутин четко видит цель и хорошо знает пороки, мешающие ее приближению: расхлябанность и пьянство, безответственность и потребительство. Потому незамедлительно и рьяно вступает он с ними в бой. Но при всей своей правоте оказывается неправым: дело заслонило от него человека, ради которого дело это существует. Вне человеческой чуткости, вне самой обычной душевной деликатности нравственный максимализм оборачивается жестокостью. Финальная сцена спектакля момент его наивысшего эмоционального взрыва урок высокой человеческой щедрости и товарищеской солидарности, который преподал Лагутину рабочий коллектив. Итак, спор в «Сталеварах» идет накаленный, но это спор в среде единомышленников, людей, понимающих и любящих свое дело. И в результате этой острой схватки рождается проблема. Проблема нравственных норм нашей жизни, где «труд органически и неизбежно вошел во внутренний мир личности, стал одним из основных критериев человеческой нравственности». Очевидно, поэтому наряду с советской так заинтересованно осветила «Сталеваров» во МХАТе пресса многих социалистических стран. Идейно художественная значимость «Сталеваров» состоит в том, что здесь по-новому, по-своему театр решает проблему морального климата в коллективе и выносит это решение на суд зрителя, помогая утверждению в жизни норм подлинно коммунистической нравственности. Спектакль показал воочию могучую силу реалистического искусства МХАТа, прокладывающего сегодня, как и прежде, пути развития советской театральной культуры. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |