Правда бывает только однаАндрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Значит, так: в Новогуринске строится большой комбинат. До пуска его первой очереди остается ровно два месяца, когда в молодом городе создается свой комитет партии. В руки первого секретаря горкома Леонида Сакулина попадают неопровержимые факты: досрочный пуск первой очереди ошибка, которая в последующем приведет к срыву строительства вообще.Ошибку, естественно, нужно исправить И вот тут-то рождается первое «но»: оказывается, не только обком, но и главк преднамеренно шли на эту ошибку, и как только отгремят литавры, нынешнему управляющему треста Нуркову будет официально разрешено не сдавать в срок две другие «нитки». Так завязывается главный конфликт в пьесе, я бы сказал, конфликт определяющий, хотя и не единственный. Ибо нить социологического исследования, функции которой несет в мхатовском спектакле Леонид Сакулин, развертываясь и углубляясь, неожиданно всякий раз вскрывает конфликты новые, порой непредвиденные. Оказывается, победный звон литавр «досрочному пуску» еще долго будет звенеть в карманах у государства. «Трудовой подарок» оценивается миллионами убытка. Но вот «но» второе: можно ли лишить новогуринскнх рабочих заслуженных наград и премий? Как сказать рабочим правду? Осуждая действия обкома партии и лично его второго секретаря Окунева, которому досрочный пуск необходим, чтобы «всколыхнуть область», осуждая позицию главка, мы не можем не учитывать, что ими отнюдь не замыкается новогуринская «идея». Все ли виновные найдены? «Но», «но», «но» Виновные найдены, но Пуск состоится, но Идет поиск истины, поиск правды. Вероятно, здесь стоит сразу оговориться многочисленные «но» не становятся недостатками драматургического материала, лежащего в основе мхатовского спектакля. Они замечательно лишают его тона нравоучительности, декларационности. Укрупняя каждое «но», спектакль заставляет зрителя думать. Думать и искать вместе с его авторами, делать выводы, сопереживать. На языке театра этот процесс называется обращением зрителя в веру искусства А. Гельман вошел в драматургию стремительно. Актуальность избранной им темы как-то особенно удивительна. Судите сами: это только вторая его пьеса, а между тем первую уже знают по всей стране. В самом деле, кто не слышал рассказа, как бригада строителей Василия Потапова отказалась от якобы заслуженных денег, кто не видел фильм «Премия», удостоенный Государственной премии СССР? Старательно взвешивая все «за» и «против», Гельман в «Обратной связи» подходит к проблеме сразу как бы с трех аспектов производственного, идеологического и нравственного. Его идеальный герой человек, действующий со всех этих позиций. Если же равновесие нарушено, Гельман примется подробно исследовать, что сделало Батарцева Батарцевым, Нуркова Нурковым, Окунева Окуневым. И потому спор, который ведут между собой герой «Премии» и «Обратной связи», сразу выходит за рамки комнатных дискуссий. За малым видится большое, важное, за частным общественное. И это важное, общественное, становясь предметом пристального внимания драматурга, обретает пафос настоящего гражданственного звучания. Найти виноватых, понять причины. Шаг за шагом по полю разноречивых мнений, многоголосиц, где истина перемешена с демагогией, суть с потоком мудрствований. Скрупулезное, дотошное, необходимое, мастерское исследование природы конфликта ведут постановщик спектакля Олег Ефремов и исполнитель центральной роли Сакулина Иннокентий Смоктуновский. Так постепенно перед зрителем вырисовывается замысел автора и театра поставить спектакль-размышление, спектакль-думу о людях, о делах, о стройках, о стране, в которой есть еще не только Казнаковы, не только 0куневы, но и Сакулин, Вязникова та самая Маргарита Вязникова (ее играет с подкупающей искренностью И. Саввина), открывшая новому секретарю горкома правду о новогуринских делах, и, наконец, первый секретарь обкома Лоншаков (роль его мудро и просто ведет артист А. Попов). Это он в финале мхатовского спектакля скажет замечательные слова: «Ошибка, которую хотели спрятать, замолчать и даже выдать за успех, позором останется в истории этой стройки Если бы мы всегда с нашими ошибками поступали так же, сегодняшней не было бы Если мы сегодня исключим из наших дел элементарную неправду, это даст немалый, хозяйственный эффект и не только в Новогуринске». Вот об этом, о самом главном, и оказалась новая режиссерская работа Олега Ефремова. На сцене громадные кубы, один на другом выше, выше и выше. На них и будет идти все действие спектакля от первой до финальной сцен. Мастер больших объемных полотен, известный чехословацкий сценограф Й. Свобода, как оказалось, не случайно был приглашен на постановку именно этой пьесы. Изысканно-лаконичная по действию, она в пространственном решении неожиданно приобрела острый динамичный характер: конфликт назревает и развертывается с поразительной быстротой. И ведет ансамбль И. Смоктуновский. Его Сакулин многое вынес, многое знает, он очень неоднозначен, сложен, умен и интересен. Кажется, что ему уже не раз приходилось решать свои «быть или не быть», хотя и в данном случае ответ для него ясен сразу. Иного выбора нет. Когда-то Станиславский называл это общественно-политической линией в жизни театра. «Сталевары», «Заседание парткома» и вот теперь «Обратная связь» вернули Художественному театру его давнее место трибуна своей эпохи. Это вовсе не означает, что в тех мхатовских спектаклях не было своих недостатков. Есть они и в новом: затянуты, например, сцены толкачей, не уместны, на мой взгляд, постоянные телефонные переговоры. «штата секретарш», отвлекающие, особенно в моменты накала, от сути главных драматических коллизий. Но это только детали. А главное вот: человек, отвечая за порученное ему дело, не имеет права быть беспринципным. Так говорит спектакль МХАТа, говорит честно, открыто, публицистически тонко, обнажая суть своей главной идеи. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |