Протокол откровенияВ. Харитонов, Известия, 24.10.1975 Новый спектакль МХАТа называется буднично «Заседание парткома». И оформлен он просто: огромная сцена словно, обрамлена гигантскими, устремленными ввысь трубами теплоцентрали, в глубине подобие строительных лесов, а в центре фрагменты красного уголка, пустые ряды обычных кресел, на возвышении стол, покрытый зеленым сукном. Все обыкновенно. Такое можно увидеть на любой большой стройке. Здесь нет того яркого и по-своему театрального начала, как в спектакле «Сталевары», где сразу же масштабная развернутая картина плавки задавала особый настрой восприятию сценической повести о людях огня.Тут все иное, но повседневность обстановки, мне кажется, несет свою атмосферу сосредоточенности, располагающей прежде всего к размышлению, акцентирующей особое внимание на людях, на психологических нюансах их характеров, поступков. И потому нас сразу же заинтересовывает первый человек, появившийся на еще полутемной сцене. Мы видим его, усталого, обремененного какими-то нелегкими думами, заботами. Так начинается спектакль «Заседание парткома», и так входит в него образ, которому надлежит стать центральным в эти два часа сценического времени, вместившего такие важные события, такие крутые повороты людских судеб. Речь идет о секретаре парткома Льве Алексеевиче Соломахине. Е. Евстигнеев, играющий эту роль с глубоким тактом, подкупающе мудрой простотой и тонким пониманием характера, словно подчеркивает мысль, что ему как партийному руководителю стройки известно о многих недостатках и просчетах, о которых потом поведут рабочие принципиальный разговор на заседании. И нам станет ясно, почему Соломахин так решительно, почти без видимых сомнений, займет принципиальную позицию против управляющего трестом Батарцева, против его методов руководства, ?Гремят шаги по небрежно брошенному листу железа. Появляются другие участники неурочного заседания. Наконец, и сам его «виновник» бригадир Потапов Олег Ефремов. Слово за слово, и действие начинает захватывать зал. Нет, не ординарный повод собрал на заседание парткома людей, оторвал от срочных дел рабочих, бригадиров, прорабов, ответственных руководителей стройки. Отказ бригады Потапова от премии лишь причина, повод, чтобы аргументированно, доказательно, весомо повести разговор о непорядках на стройке, об организационных неурядицах, вынужденных простоях, расхлябанной дисциплине. «Когда вопрос поставлен ребром, люди начинают думать», говорит Потапов. И театр с публицистической остротой ставит вопросы ребром, находя живой отклик в зрительном зале. Простои, плохое снабжение материалами, пересмотр плана, «усеченная» сдача объектов все это, конечно, появилось на стройке не вчера. «Ты в передовиках ходишь потому, что на стройке порядка нет»,- говорит прораб Зюбин (В. Кашпур) бригадиру Кочнову (В. Невинный), который привык всех «брать за горло», «трясти душу». Он может ночью приехать к директору бетонного завода, поднять его с постели, и бетон будет. Так во всем. И кое-кто чувствует себя в такой атмосфере вольготно. Упорно, шаг за шагом раскрывается на заседании парткома, почему стройка попала в тяжелое положение. И все непригляднее вырисовывается начальник строительного треста Батарцев (М. Зимин). Ему трудно признать, что все исходит от него: да, он не соглашался, отказывался начинать строительство, не подготовив коммуникаций, и все же пошел на компромисс начал стройку, сразу поставив ее в сложнейшие условия. И сейчас, обойдя партком, он готовит «усеченную» сдачу стройки, без некоторых важных объектов, а это значит, что в трудные условия «усеченного» производства будет поставлен еще и коллектив будущего комбината. Одно цепляется за другое, брак одних уже «планирует», предопределяет брак в работе других. Потому так и разгорелись страсти на парткоме, так непримиримо столкнулись мнения. О. Ефремов играет Потапова внешне неброско, даже чуть сурово, он исподволь раскрывает в своем герое особую человеческую глубину. Мы видим его и как умного, серьезного воспитателя молодежи. Наконец, и это главное, О. Ефремов в совокупности разных черт и качеств показывает многогранность понятия партийности нашего современника, его рабочей чести. Да, каждый из нас персонально ответствен за порученное дело. Каждый должен с партийной взыскательностью, творчески относиться к своему труду, к труду всех, кто работает рядом. Труд этот должен меняться изо дня в день, совершенствоваться, обретать иное, более высокое качество, опираясь на научную организацию. И неважно, где мы работаем на стройке ли, на заводе, фабрике, в научном учреждении, в институте. Не потому ли в зрительном зале не увидишь ни одного равнодушного лица на повестку дня поставлены вопросы, волнующие каждого. МХАТ, мне кажется, успешно продолжает тему, так удачно начатую «Сталеварами». Но идет здесь, быть может, даже дальше в своей страстной публицистичности, в психологической глубине исследования человеческих характеров. Что ж, это было всегда в лучших традициях Художественного театра. И пьеса А. Гельмана, написанная с доподлинным знанием дела (автор сам работал на стройке) и литературным мастерством, дает настоящий простор для актеров. Достоинства режиссуры О. Ефремова, на мой взгляд, заключаются именно в том, что спектакль покоряет ансамблем и художественной завершенностью. Вспомним хотя бы финальные сцены, когда после яркого, горячего монолога Соломахина Е. Евстигнеева члены парткома принимают решение поддержать предложение бригады Потапова вернуть в банк всю сумму полученной премии, попросить главк пересмотреть план, закрыть пути к «усеченной» сдаче объектов стройки. Что и говорить, это акт мужества и акт партийной зрелости. И спектакль кончается на раздумчивой ноте: можно расходиться, заседание окончено, но люди не расходятся, думая о своем и об общем. Что ж, путь в будущее нелегок. Но его осилит идущий. В этом глубоко оптимистическое звучание спектакля. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |