Протокол откровения

В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
Новый спектакль МХАТа называется буднично — «Заседание парткома». И оформлен он просто: огромная сцена словно, обрамлена гигантскими, устремленными ввысь трубами теплоцентрали, в глубине — подобие строительных лесов, а в центре — фрагменты красного уголка, пустые ряды обычных кресел, на возвышении стол, покрытый зеленым сукном. Все обыкновенно. Такое можно увидеть на любой большой стройке. Здесь нет того яркого и по-своему театрального начала, как в спектакле «Сталевары», где сразу же масштабная развернутая картина плавки задавала особый настрой восприятию сценической повести о людях огня.
Тут все иное, но повседневность обстановки, мне кажется, несет свою атмосферу — сосредоточенности, располагающей прежде всего к размышлению, акцентирующей особое внимание на людях, на психологических нюансах их характеров, поступков. И потому нас сразу же заинтересовывает первый человек, появившийся на еще полутемной сцене. Мы видим его, усталого, обремененного какими-то нелегкими думами, заботами.
Так начинается спектакль «Заседание парткома», и так входит в него образ, которому надлежит стать центральным в эти два часа сценического времени, вместившего такие важные события, такие крутые повороты людских судеб. Речь идет о секретаре парткома Льве Алексеевиче Соломахине. Е. Евстигнеев, играющий эту роль с глубоким тактом, подкупающе мудрой простотой и тонким пониманием характера, словно подчеркивает мысль, что ему как партийному руководителю стройки известно о многих недостатках и просчетах, о которых потом поведут рабочие принципиальный разговор на заседании. И нам станет ясно, почему Соломахин так решительно, почти без видимых сомнений, займет принципиальную позицию против управляющего трестом Батарцева, против его методов руководства,
?Гремят шаги по небрежно брошенному листу железа. Появляются другие участники неурочного заседания. Наконец, и сам его «виновник» бригадир Потапов — Олег Ефремов. Слово за слово, и действие начинает захватывать зал. Нет, не ординарный повод собрал на заседание парткома людей, оторвал от срочных дел рабочих, бригадиров, прорабов, ответственных руководителей стройки. Отказ бригады Потапова от премии — лишь причина, повод, чтобы аргументированно, доказательно, весомо повести разговор о непорядках на стройке, об организационных неурядицах, вынужденных простоях, расхлябанной дисциплине. «Когда вопрос поставлен ребром, люди начинают думать», — говорит Потапов. И театр с публицистической остротой ставит вопросы ребром, находя живой отклик в зрительном зале.
Простои, плохое снабжение материалами, пересмотр плана, «усеченная» сдача объектов — все это, конечно, появилось на стройке не вчера. «Ты в передовиках ходишь потому, что на стройке порядка нет»,- говорит прораб Зюбин (В. Кашпур) бригадиру Кочнову (В. Невинный), который привык всех «брать за горло», «трясти душу». Он может ночью приехать к директору бетонного завода, поднять его с постели, и бетон будет. Так во всем. И кое-кто чувствует себя в такой атмосфере вольготно.
Упорно, шаг за шагом раскрывается на заседании парткома, почему стройка попала в тяжелое положение. И все непригляднее вырисовывается начальник строительного треста Батарцев (М. Зимин). Ему трудно признать, что все исходит от него: да, он не соглашался, отказывался начинать строительство, не подготовив коммуникаций, и все же пошел на компромисс — начал стройку, сразу поставив ее в сложнейшие условия. И сейчас, обойдя партком, он готовит «усеченную» сдачу стройки, без некоторых важных объектов, а это значит, что в трудные условия «усеченного» производства будет поставлен еще и коллектив будущего комбината. Одно цепляется за другое, брак одних уже «планирует», предопределяет брак в работе других. Потому так и разгорелись страсти на парткоме, так непримиримо столкнулись мнения. 
О. Ефремов играет Потапова внешне неброско, даже чуть сурово, он исподволь раскрывает в своем герое особую человеческую глубину. Мы видим его и как умного, серьезного воспитателя молодежи. Наконец, и это главное, О. Ефремов в совокупности разных черт и качеств показывает многогранность понятия партийности нашего современника, его рабочей чести.
Да, каждый из нас персонально ответствен за порученное дело. Каждый должен с партийной взыскательностью, творчески относиться к своему труду, к труду всех, кто работает рядом. Труд этот должен меняться изо дня в день, совершенствоваться, обретать иное, более высокое качество, опираясь на научную организацию. И неважно, где мы работаем — на стройке ли, на заводе, фабрике, в научном учреждении, в институте. Не потому ли в зрительном зале не увидишь ни одного равнодушного лица — на повестку дня поставлены вопросы, волнующие каждого.
МХАТ, мне кажется, успешно продолжает тему, так удачно начатую «Сталеварами». Но идет здесь, быть может, даже дальше — в своей страстной публицистичности, в психологической глубине исследования человеческих характеров. Что ж, это было всегда в лучших традициях Художественного театра. И пьеса А. Гельмана, написанная с доподлинным знанием дела (автор сам работал на стройке) и литературным мастерством, дает настоящий простор для актеров. Достоинства режиссуры О. Ефремова, на мой взгляд, заключаются именно в том, что спектакль покоряет ансамблем и художественной завершенностью.
Вспомним хотя бы финальные сцены, когда после яркого, горячего монолога Соломахина — Е. Евстигнеева члены парткома принимают решение — поддержать предложение бригады Потапова вернуть в банк всю сумму полученной премии, попросить главк пересмотреть план, закрыть пути к «усеченной» сдаче объектов стройки. Что и говорить, это — акт мужества и акт партийной зрелости. И спектакль кончается на раздумчивой ноте: можно расходиться, заседание окончено, но люди не расходятся, — думая о своем и об общем.
Что ж, путь в будущее нелегок. Но его осилит идущий. В этом — глубоко оптимистическое звучание спектакля.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол