Увеличивающее стекло?Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 На сцене МХАТа «Старый новый год», комедия Михаила Рощина, постановка и режиссура Олега Ефремова (режиссеры-стажеры О. Герасимов и В. Сергачев).Почему старый новый год? А признайтесь, есть в этом праздновании давно ушедшего, существующего фактически праздника, нечто грустно-загадочное. И одновременно томительно-сладостное. Нечто подобное воспоминанию о бывшем и не бывшем (что сродни явлению ложной, или «вторичной» памяти)? Просто, Петр Полуорлов, один из двух главных героев комедии, собирает друзей, чтобы отметить Новый год по старому стилю. Как возникает мода? На новые вещи: сапоги-«чулки», кофточки-«лапшу»? Или на старые: бабушкин комод, выщипанные брови, ярко накрашенные губы и ногти? На модерн: вперед, к кухонному комбайну, черному кафелю и автомобилю, или на опрощение: назад, к природе, к бревенчатой деревенской избе? Пожалуй, одна из закономерностей, улавливаемых достаточно уверенно, отталкивание, род бунта. Бунт против прилизанной, гладкой, благополучной, отполированной красоты это вчера или сегодня. Значит, завтра, будьте уверены, эта самая красота, чуть в ином обличье, может опять взять свое. Мода в кругу вещей явление почти безобидное, во всяком случае, не такое опасное, как мода в кругу идей. А такая печальная связь, увы, тоже прослеживается: начинается с вещей, продолжается времяпрепровождением, заканчивается образом жизни и образом мышления. Итак, пренебрегли организованным весельем, чтобы заменить его домашним интимом. Кто пренебрег в этом суть. Если Петр Полуорлов то, пожалуйста, вот он сам, вот его дом, его друзья, его внутренний и внешний мир. Его гости расположились прямо на полу: в этом доме нет мебели, нет посуды, слава богу, хоть от одежды еще не отказались. А несколько ранее на той же лестничной клетке заставлял, забивал новой мебелью только что полученную квартиру другой Петр Себейкин, полная противоположность Полуорлову. Тот выбрасывает вещи. Этот, напротив, с изумлением едва ли не пещерного человека осваивает «блага культуры»: ковер, люстру, телефон, холодильник, пианино. Каждая вносимая или включаемая вещь вызывает у него не только бурный приступ удовольствия, но и фонтан красноречия, в котором выливается, выплескивается целая философия жизни. «Мы рабочий народ, так? И как есть наша страна рабочих и крестьян, то пускай, значит, нам чтоб это Чтобы все в ажуре». И далее: «Когда все есть, тогда ты - человек!». Как будто близко к правде, почти правда, только одно какое-нибудь звенышко нарушено в цепи рассуждений, однако это малое нарушение ведет к тому, что все потихонечку, полегонечку оказывается не просто неверным, ложным и даже вывернутым наизнанку. А ведь именно в этом заключается явление, именуемое демагогией. Могут возразить: для того чтобы быть демагогом, надо быть хоть сколько-нибудь образованным, подкованным, чтобы в нужном случае подобрать нужную аргументацию, а наш-то Себейкин человек совсем простой. Но вся штука в том, что демагогические речи суть речи человека, активно, иногда прямо-таки отчаянно преследующего свой личный интерес. «Интерес» есть главный движитель демагога. «Интерес» находит слова, подсказывает аргументы, выстраивает логику, которая в жизни иной раз кажется неотразимой. Чем заинтересованнее человек в том, что он проповедует (читай: чего добивается), тем он убедительнее. «Кто был ничем, тот станет всем» эти исторически точные слова Себейкины переиначивают по-своему: у кого не было ничего, у того будет все. Имея в виду, разумеется, сугубо материальный аспект. Петр Себейкин думает, что он и есть рабочий класс, так же, как Петр Полуорлов думает, что он интеллигенция. Говорят, что полузнание хуже незнания, потому что незнание ни на что не претендует, а полузнание претендует, и еще как. Полуинтеллигент с претензиями, Петр Полуорлов обращен, кажется, к проблемам в масштабе страны, а то и всего человечества. Себейкин о себе. Полуорлов о мире. Себейкин вроде бы делает дело, но его общая культура ниже всякого уровня. Культурный уровень Полуорлова, кажется, достаточно высок, но сколько пустопорожнего в его делах! Смотрите, какие они разные буквально во всем Только отчего так похожи голоса актеров, играющих эти роли? Их интонации? И, наконец, сами реплики? Да нет, они просто заговорили одними словами! Зачем? После всеобщего веселья наступает момент трезвости момент истины, он рано или поздно всегда наступает. И тогда и Себейкин, и Полуорлов с ужасающей ясностью видят итог, к какому пришли. Дети, которых они родили, их будущее, их надежда впитали в себя все, чем была насыщена атмосфера обоих домов, и теперь выдают это родителям в концентрированном виде. «Мое!» истошно кричит дочь Себейкина слово, которое она знает лучше всех прочих. «Надо делать то, что хочешь, а чего не хочешь не надо делать, размышляет вслух сын Полуорлова и добавляет: Я и в школу завтра не пойду». Но слаба человеческая натура. Даже в наступивший момент истины почему не переложить вину, скажем, на подругу жизни? До сих пор наши герои существовали раздельно, каждый по себе. Теперь драматург сводит их вместе в бане, где всякий предстает, так сказать, натурально, в своем естестве. Они встретились, они нашли друг друга, и сколько радости в их взаимопонимании! Оба Петра с упоением пересказывают один другому обиды на своих Клав, не замечая, что вкладывают в уста жен свои речи. Самое смешное, что говорят они каждый свое: Себейкин о приобретении вещей, Полуорлов об освобождении от вещец, а при этом отлично ладят. И тут, наконец, решительно выявляется та самая общность, о которой мы уже подозревали, к которой драматург и театр подводили нас исподволь: низкий нравственно-социальный уровень обоих героев: и лжеинтеллигента, и лжерабочего. Отлично играют актеры В. Невинный (Себейкин) и А. Калягин (Полуорлов). В спектакле много и других удач, среди них Вася В. Петров. Мучительная работа мысли Васи, дружка Петра Себейкина, завершается всякий раз одной и той же фразой; «Отдыхай, Петя!», а между тем в ней читается целая гамма чувств, которые Вася тщится и не может выразить. Е. Евстигнеев играет Адамыча, этакого лукавого старичка. Он много терся по жизни и пообтерся. Нынче умеет поговорить с простым человеком и, так сказать, с интеллектуалом. Самое любопытное, что говорит он обоим Петрам одинаковые житейские истины, примерно того же толка, что и их собственные, а они раскрывают рты. Себейкин потому что в общем неумен, и хитрость Адамыча кажется ему еще хитрее. Полуорлов потому что слышит «народную мудрость», к которой, по моде, надо прислушиваться. И это, и многое другое замечено и показано драматургом и театром остро и смешно. Комедия, как известно, дело трудное. Трудно держать зрителя постоянно на одном комическом градусе. Время от времени авторам и актерам кажется, что комическая ткань провисает, и тогда они изо всех сил стараются снова натянуть ее, эксплуатируя раз найденный прием, пережимая (увы, этим грешит и такой блистательный актер, как Е. Евстигнеев). Театр пережимает, а зритель пережидает подобные моменты, надеясь, что острая комедия снова вернется в свое русло. Она и возвращается, и возвращается ощущение умного и талантливого театрального праздника. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |