«Старый новый год»М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Давно не слыхали стены Художественного театра такого смеха, как на спектакле «Старый Новый год». Зрители, которые привыкли в этом зале к сдержанной, уважительной улыбке, здесь буквально хохотали до слез. И было отчего!Молодой драматург М. Рощин проявил себя на этот раз незаурядным комедиографом. А режиссер О. Ефремов вместе с режиссерами-стажерами О. Герасимовым м В. Сергачевым, художниками Н. Серебряковым и А. Спешневой и композитором В. Гамалия предпринял некий опыт сценической «карнавализации». Предметом осмеяния здесь стал летучий вирус мещанства, различные ипостаси его, а вернее две оборотные стороны одной н той же медали мещанина, у которого конечная цель личное благополучие, а там хоть трава не расти! Тема мещанства превращение человека в существо, не интересующееся ничем, кроме собственной выгоды, тема важная и глубокая. «Старый Новый год» лишь первое прикосновение к этой емкой теме, драматургом едва ли исчерпанной. В ритме вальса заплясала радужная елка и разъехалась на половинки, открыв разрез дома. Справа в ночь под старый Новый год справлял новоселье Петр Себейкин (В. Невинный) упитанный парень с круглой физиономией, из тех мастеровых, что любят кричать о себе: «Я - рабочий человек», а на поверку лишь куклам «делают голоса». Он стоял на столе и вешал люстру, возвышаясь в своей розовой нейлоновой рубахе, как король, над сказочным великолепием, к нему в дом привалившим. Тесть суетился над мебельным гарнитуром, шурин над телевизором, закадычный дружок Вася над пылесосом, теща прибивала роскошный плюшевый ковер с птицей-тройкой, жена стряпала пироги, золовка салаты, сестра, что «по торговой части», давала указания, что нынче модно, что нет. Звенели звонки несли в дом Себейкину холодильник. Холодильник? Давай его сюда! Тащили пианино тащи! Все мое! За что боролись?! Словом, у этого простого парня «все есть». Жизнь до краев полная. А «когда все есть, тогда и чувствуешь себя человеком!». Что остается? Только выпить по этому самому поводу. И открывается стол, полный яств. (Так выпивка становится «коронным» занятием обывателя в этом спектакле, а театр словно благодушно это занятие поощряет). Слева «интеллигентский» вариант того же явления, прикрытого новомодными идеями. Здесь все наоборот: тот все тащил в дом, этот все выбрасывает. «Вещи порабощают человека! В конце концов мы для вещей или они для нас?!». Значит, долой красное дерево, торшеры, картины, ковры. Да здравствует «голый человек на голой земле»! Это что телевизор стоит? На помойку его! Люстра осталась? И ее туда же! В пустой гостиной с темными пятнами на выцветших обоях гости в ультрамодных туалетах усаживаются прямо на пол, чтобы вот так, попросту, при свечах облупить картофелину в мундире. А среди них, как паша, восседает круглый, пухлый человечек доморощенный гений Петр Полуорлов (А. Калягин), который весь этот демонстративный переворот и производит. Только распростившись с городской цивилизацией, человек может обрести настоящую свободу, вещает он. Вернемся назад к природе, к первобытному, естественному состоянию! Очистимся, омолодимся! Забудем чины, звания, тщетную погоню за научной славой. Меня не оценили? «Закрыли тему» проект унитаза типа «назад к предкам»? Тем хуже для них пусть обходятся без меня. «Я не желаю участвовать!..». Но «зоологическая» свобода от общества оказывается для этих индивидуалистов еще худшим пленом. И под утро, когда пройдет праздничный угар, они завоют, каждый на свой лад, от пустоты души. Не может человек, если в нем сохранилась хоть капля человечности, жить только для себя, только в своем крохотном мирке, отгородившись от забот большого мира, от страны, создавшей ему условия материального благополучия. Не может! Его непременно потянет к людям. К такому, пока еще смутно осознанному, выводу и приводит театр своих персонажей. Кухни обеих квартир справа и слева будут разделены и соединены общим мусоропроводом, и, бросая туда пустые гремящие банки, они будут вторить друг другу, словно тяжкое эхо: «Скучно, скучно!». Тут к каждому из героев придет возмездие за содеянное. Оно придет от их собственных отпрысков, усвоивших самую соль родительских уроков. Дочка Себейкина Лизка (О. Широкова) будет истошно верещать на всю квартиру: «Мое! Мое пианино! Мои игрушки! Никому не дам! Мое!». А сынок Полуорлова Федечка (Т. Пушкина) попросту отправит в мусоропровод свои учебники: «Свободу учащимся четвертых классов!». Здесь закручивается драма уморительная, но тем не менее самая настоящая этих двух Петров, которые будут гоняться с полотенцами за чадами, ссориться с женами и домочадцами. Будут обвинять всех, кроме себя, и наконец с криками: «Не приду три дня!» и «Не приду долго!» убегут из дому. А потом наступит «очищение от ложных заблуждений», когда в старых Сандунах, в клубах пара, закутанные в простыни, оба Петра с дружками, как римляне в термах, ведут душеспасительную беседу, попивая холодное пивко. А посередине, опустив ноги в бассейн, восседает тот хитрый «хозяин лестничной клетки» старик Адамыч (Е. Евстигнеев), который их здесь и свел. Тут стороны медали поворачиваются, чтобы обнаружить свое единство. И так легко, оказывается, этим Петрам с полуслова понять друг друга, так легко свалить все заблуждения на жен Клавдий и тем очиститься, хотя бы перед собой. Такой спектакль родился на сцене филиала МХАТа. Спектакль веселый, хлесткий и озорной, в котором есть где разгуляться комедийным дарованиям актеров: кроме двух главных героев, которых с блеском играют В. Невинный и А. Калягин, и Адамыча Е. Евстигнеева, здесь нельзя, забыть ни одной, даже самой маленькой роли, включая грустного Васю В. Петрова с его вечной присказкой: «Отдыхай!», длинноволосого студента Г. Кочкожарова с его «тотальным» презрением к миру, темпераментную тещу В. Дементьеву, что, как наседка, спасает «бедную внученьку» под своим крылом, самоуверенную сестрицу Любу К. Ростовцеву что «по торговой части», тетю Е. Ханаеву с ее чванством «старого работника культуры» и фальшивыми руладами и, разумеется, прежде всего двух жен: Клаву Себейкину К. Минину с ее властным кустодиевским колоритом, и Клаву Полуорлову И. Мирошниченко с ее бьющим в нос, вызывающим «интеллектуализмом». Любопытно при этом, что откровенный шарж здесь сочетается с достоверностью, а гротеск находит свое внутреннее оправдание. Тем самым спектакль, для МХАТа неожиданный, оказывается для него вовсе не чужеродным. Первый подход к важной теме Ну что ж, можно говорить, что он увенчался успехом, хотя, наверное, если поразмыслить, можно увидеть здесь и какие-то актерские, режиссерские и авторские огрехи. Можно обнаружить, скажем, известную затянутость отдельных эпизодов, где действие словно топчется на месте и в зал приходит непрошеная скука. Есть сцены, которые держатся только на удачных (а подчас и не слишком удачных, рассчитанных лишь на то, чтобы вызвать смех, репликах, репризах и остротах. На них построена, в частности, вся роль Адамыча домового «философа» обывательского непротивления («что есть, то и ладно»). Можно подметить и слишком вожделенную заботу о бутылке, что театр не торопится осудить. Но от этих огрехов сам театр, совершенствуя спектакль, сможет, надеюсь, избавиться. Посмеявшись вдоволь над героями этой истории, вы уходите из театра, чувствуя, что главным положительным героем здесь стал, как в любой настоящей комедии, сам его величество Смех. Смех очищающий, лечащий, исправляющий, смех, нацеленный против явления, но не против человека. Зрители могут посетовать, что отрицательным персонажам здесь не противостоит ни один положительный образ спектакля, хотя в жизни вирусу мещанства противостоят весь наш социалистический уклад, вся наша жизнь, и увидеть в этом главный недостаток пьесы. Здесь же героям спектакля противостоит сам автор его обличительная позиция. Конечно, живучее явление мещанства предстало здесь не в свою «натуральную» величину, не в прямом соответствии с жизнью, а в сгущенном, конденсированном виде, лак того и требовали законы сатирической гиперболы, гротеска. Вряд ли в жизни современный обыватель обнаруживает себя столь откровенно и вызывающе. Он, конечно, старается более или менее удачно маскировать собственнические инстинкты. Тем важнее эту маску снять. Новый год, так лихо отпразднованный Петром Себейкиным и Петром Полуорловым, стал воистину их «старым Новым годом». Тогда как для самого театра эта постановка вслед за «Сталеварами» обозначила его несомненное движение вперед, к новым контактам с современностью. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |