Покоряющий образ вождяГ. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Вот уже два года как идет этот спектакль на сцене Московского Художественного академического театра. <…>Тысячи зрителей у этого спектакля не только в нашей стране, но и за рубежом. Отрывки из спектакля были показаны по телевидению, прозвучали по радио. И отовсюду идут в театр зрительские письма в адрес драматурга Михаила Шатрова, режиссера Олега Ефремова и исполнителя главной роли Александра Калягина. * Пишут ветераны партии и революции, свидетели и участники событий, ставших документальной основой спектакля. Для них этот спектакль как встреча с далекой молодостью. Вот что пишет член КПСС с 1919 года Г. Барулин: «Впечатление такое, будто окунулся в бурную, полную тревоги атмосферу первых послереволюционных лет. Взволнованно слушал Ленина (впервые я его слушал в Петрограде в апреле 1917 года). Заново пережил события 19171924 годов: наступление немцев и Брестский мир, гражданская война, Кронштадтский мятеж (во время его подавления я был в отряде железнодорожников), первые шаги по восстановлению страны (в железнодорожной мастерской ремонтировал вагоны), новая экономическая политика и ее последствия, смерть Владимира Ильича (в составе делегации рабфаковцев Петрограда приезжал в Москву на похороны). Как зрителю и современнику мне хотелось бы сказать, что театру удалось перенести в наши дни образ Владимира Ильича, каким он вошел в наш разум и сердце, передать революционную и вместе с тем тревожную атмосферу тех лет». Но основной зритель это дети и внуки тех, кто совершал революцию. Но и для них спектакль автобиографичен, потому что революция и сегодня определяет судьбы людей. «Видела спектакль Так победим!“,— пишет Р. Бешер Александру Калягину. Видела не то слово, вернее, пережила его вместе с вами. Говорю вам огромное спасибо за исполнение роли Ленина, за спектакль в целом, за возможность пережить то прекрасное потрясение, которым велик Театр. Дорого еще н то, что такое чувство спектакль вызвал не только у меня, старого человека, члена партии с 1920 года, но и молодого человека, моего тридцатилетнего внука. который тоже был на спектакле. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что мы с ним, люди разных поколений, отражаем пережитое зрителями переполненного зала, которые долго стоя аплодировали замечательному спектаклю». <…> Удивительное дело: еще со школьной скамьи начинаем мы изучать историю нашей страны, историю Коммунистической партии; со сцены звучат ленинские слова и мы их тоже знаем: читали, изучали, размышляли над ними. А вот ведь смотрим на сцену в великом напряжении, боясь пропустить хоть одно слово, идущее оттуда. Вот как пишет об этом москвичка Н. Каневец: «Прошло несколько дней после спектакля, когда я душой, умом и сердцем чувствовала себя в гуще событий, центром которых был В. И. Ленин. Все увиденное и перечувствованное не могу назвать спектаклем. Это было явление, где умно и вдохновенно соединились масштабность драматургии. высокоталантливая режиссура и органичное и нетрадиционное проникновение актера в образ Ленина. Я слышала тишину зала и чувствовала происходившее внутри меня (думается, и у других зрителей тоже) нравственное очищение и духовное обогащение от соприкосновения с великой жизнью. Потрясла меня заключительная сцена, когда в облике Ленина я ощутила несгибаемую твердость, решимость и непоколебимую веру. Мне было даже страшно за Ленина, ибо все это требовало нечеловеческих сил».<…> О том же и письмо из Праги от молодой девушки Даниэлы Шмидтовой: «Я работаю лектором в Музее В. И. Ленина в Праге. Музей размещен в историческом здании, где Ленин вместе с товарищами обсуждал в январе 1912 года важные и неотложные вопросы, которые стояли перед революционным движением и большевистской партией в период нового революционного подъема после нескольких лёт застоя и кризиса. В. И. Ленин, как известно, был в Праге всего три раза. Круг людей, которые тогда имели счастье встретиться с Лениным, был, естественно, узким. Этого требовала строгая конспирация. После просмотра вашего спектакля меня не покидает то чувство, что я, хотя и родилась намного позже, действительно встретилась с Лениным, говорила с ним, слушала его. Когда свет погас и на затемненной сцене остался в потоке света только Ленин со своими размышлениями, возникло неповторимое чувство. Рампа, сцена, зрительный зал все перестало существовать, и я с затаенным дыханием слушала знакомые мне мысли. Как удивительно и актуально они звучали, хотя и были написаны десятки лет назад! У меня было чувство, будто Ленин посетил Прагу в четвертый раз. По-дружески пожал руку, предостерег, чего нельзя допустить, на что обратить внимание, как бороться за наше большое справедливое дело. Как победить». <…> Спектакль окончен. На сцене Ленин. Внимательно и мудро смотрит он в зрительный зал: как вы там, потомки? Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |