Покоряющий образ вождя

Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Вот уже два года как идет этот спектакль на сцене Московского Художественного академического театра. <…>
Тысячи зрителей у этого спектакля — не только в нашей стране, но и за рубежом. Отрывки из спектакля были показаны по телевидению, прозвучали по радио. И отовсюду идут в театр зрительские письма — в адрес драматурга Михаила Шатрова, режиссера Олега Ефремова и исполнителя главной роли Александра Калягина.

*

Пишут ветераны партии и революции, свидетели и участники событий, ставших документальной основой спектакля. Для них этот спектакль — как встреча с далекой молодостью. Вот что пишет член КПСС с 1919 года Г. Барулин:
«Впечатление такое, будто окунулся в бурную, полную тревоги атмосферу первых послереволюционных лет. Взволнованно слушал Ленина (впервые я его слушал в Петрограде в апреле 1917 года). Заново пережил события 1917—1924 годов: наступление немцев и Брестский мир, гражданская война, Кронштадтский мятеж (во время его подавления я был в отряде железнодорожников), первые шаги по восстановлению страны (в железнодорожной мастерской ремонтировал вагоны), новая экономическая политика и ее последствия, смерть Владимира Ильича (в составе делегации рабфаковцев Петрограда приезжал в Москву на похороны). Как зрителю и современнику мне хотелось бы сказать, что театру удалось перенести в наши дни образ Владимира Ильича, каким он вошел в наш разум и сердце, передать революционную и вместе с тем тревожную атмосферу тех лет».
Но основной зритель — это дети и внуки тех, кто совершал революцию. Но и для них спектакль автобиографичен, потому что революция и сегодня определяет судьбы людей.
«Видела спектакль „Так победим!“,— пишет Р. Бешер Александру Калягину. — Видела — не то слово, вернее, пережила его вместе с вами. Говорю вам огромное спасибо за исполнение роли Ленина, за спектакль в целом, за возможность пережить то прекрасное потрясение, которым велик Театр. Дорого еще н то, что такое чувство спектакль вызвал не только у меня, старого человека, члена партии с 1920 года, но и молодого человека, моего тридцатилетнего внука. который тоже был на спектакле. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что мы с ним, люди разных поколений, отражаем пережитое зрителями переполненного зала, которые долго стоя аплодировали замечательному спектаклю». <…>
Удивительное дело: еще со школьной скамьи начинаем мы изучать историю нашей страны, историю Коммунистической партии; со сцены звучат ленинские слова — и мы их тоже знаем: читали, изучали, размышляли над ними. А вот ведь смотрим на сцену в великом напряжении, боясь пропустить хоть одно слово, идущее оттуда.
Вот как пишет об этом москвичка Н. Каневец:
«Прошло несколько дней после спектакля, когда я душой, умом и сердцем чувствовала себя в гуще событий, центром которых был В. И. Ленин. Все увиденное и перечувствованное не могу назвать спектаклем. Это было явление, где умно и вдохновенно соединились масштабность драматургии. высокоталантливая режиссура и органичное и нетрадиционное проникновение актера в образ Ленина.
Я слышала тишину зала и чувствовала происходившее внутри меня (думается, и у других зрителей тоже) нравственное очищение и духовное обогащение от соприкосновения с великой жизнью.
Потрясла меня заключительная сцена, когда в облике Ленина я ощутила несгибаемую твердость, решимость и непоколебимую веру. Мне было даже страшно за Ленина, ибо все это требовало нечеловеческих сил».<…>
О том же и письмо из Праги от молодой девушки Даниэлы Шмидтовой: «Я работаю лектором в Музее В. И. Ленина в Праге. Музей размещен в историческом здании, где Ленин вместе с товарищами обсуждал в январе 1912 года важные и неотложные вопросы, которые стояли перед революционным движением и большевистской партией в период нового революционного подъема после нескольких лёт застоя и кризиса.
В. И. Ленин, как известно, был в Праге всего три раза. Круг людей, которые тогда имели счастье встретиться с Лениным, был, естественно, узким. Этого требовала строгая конспирация. После просмотра вашего спектакля меня не покидает то чувство, что я, хотя и родилась намного позже, действительно встретилась с Лениным, говорила с ним, слушала его.
Когда свет погас и на затемненной сцене остался в потоке света только Ленин со своими размышлениями, возникло неповторимое чувство. Рампа, сцена, зрительный зал — все перестало существовать, и я с затаенным дыханием слушала знакомые мне мысли. Как удивительно и актуально они звучали, хотя и были написаны десятки лет назад! У меня было чувство, будто Ленин посетил Прагу в четвертый раз. По-дружески пожал руку, предостерег, чего нельзя допустить, на что обратить внимание, как бороться за наше большое справедливое дело. Как победить».
<…>
…Спектакль окончен. На сцене — Ленин. Внимательно и мудро смотрит он в зрительный зал: как вы там, потомки?
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1994
Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1964
1962
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир
«Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол