Смех и слезы МольераНиколай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Новый театральный сезон обещает много интересного. На афишах все чаще появляются названия спектаклей, отмеченных яркими актерскими удачами, смелыми творческими поисками режиссеров. В их числе премьера Художественного театра «Тартюф» Ж. -Б. Мольера в постановке А. Эфроса.В памяти старых театралов еще живет прежний легендарный спектакль творческое завещание К. С. Станиславского. его последняя работа, завершенная учениками. Новый «Тартюф» в чем-то перекликается с заветами великого режиссера, обогащая наши представления о комедии, увлекая стремительными ритмами, подлинной театральностью. Здесь все весело, озорно, непринужденно. На сцене нет быта. На фоне золотистых тканей нависает неправдоподобно огромная люстра со множеством светильников как воплощение величия и богатства дома. Люстра, играя роль суперзанавеса, поднимается в начале каждого акта и опускается по его окончании. Оформление Д. Крымова, так же, как и костюмы, удивительно созвучно мольеровской комедии и сразу же настраивает зал на мажорное восприятие происходящего. И, действительно, с первых минут комедийные перипетии закручиваются в вихревом ритме, монологи произносятся на едином дыхании (перевод М. Донского), реплики сверкают, словно скрещивающиеся клинки. Безмерно ослеплен Оргон А. Калягина мнимыми достоинствами Тартюфа, решительно отвергая все доводы, все подозрения домочадцев. Переполненный собственным великодушием, он отдает Тартюфу все дочь, имущество, деньги. А став очевидцем его лицемерия и предательства, впадает в столь неистовый приступ бешенства, что готов сокрушить, уничтожить все вокруг. К. С. Станиславский говорил на репетициях «Тартюфа»: «Ритм должен ощущаться в глазах жить в актере и когда он говорит, и когда молчит». Это в полной мере относится к Оргону Калягина, к его темпераменту, необычайной выразительности. Оргон главный в этом спектакле, от него исходят, пульсируют нервные точки, которые передаются другим прежде всего Дорине Н. Гуляевой. Она живет всеми событиями в доме, первой распознает в Тартюфе его истинную сущность, оказываясь умней, активней хозяев, и, не боясь, открыто высказывает свое возмущение. Монологи Дорины сложны в страстном порыве обличения надо передать все оттенки стихотворной речи. И надо отдать должное актрисе она делает это мастерски. Олицетворением благородной сдержанности, изящества, изысканных манер предстает Эльмира А. Вертинская. Ее волнение, беспокойство не проявляются так открыто, как у других. Все, что говорит и делает Эльмира, исполнено тонкой иронии, грации. И только, когда в увлечении игрой, специально задуманной ею для изобличения Тартюфа, она оказывается в объятиях обманщика, нежный голосок начинает звенеть горестной мольбой о помощи, нервно стучит кулачок в перекладину стола, вызывая мужа. В дорогом, редком и совершенно новом для себя качестве явилась актриса в этой роли. Ну, а Тартюф воплощение всех пороков, классический образ лицемера, ханжи, труса и закоренелого негодяя каким он предстает в спектакле? С. Любшин из всей палитры красок. характеризующих его героя, выбрал, пожалуй, лишь одну сластолюбие. В спектакле единый актерский ансамбль, для характеристики каждого персонажа найдены точные, выразительные краски. Госпожа Пернель А. Степанова высокомерна, строга и упряма, до последней минуты убеждена в святости, непогрешимости Тартюфа, его разоблачение воспринимает как крах всей жизни, ее привычных устоев. Клеант (Ю. Богатырев) этот всегдашний скучный резонер, изливающий свой здравый смысл в длиннющих монологах. неожиданно обрел ироничную, пародийную окраску. В приливе красноречия он говорит взахлеб, не в силах остановиться, уже не слыша самого себя. И эффект получился ошеломляющий: буквально каждую тираду Клеанта Богатырева зал награждает громом аплодисментов, Непривычно выглядят и молодые влюбленные Мариана (Е. Королева) и Валер (Б. Дьяченко). Не слышно их резкого, звонкого протеста, впрочем, сами они не так наивны и бесхитростны, давно искушены в житейских делах, знают цену отцовскому наследству. Можно спорить, не притупилось ли сатирическое жало Мольера от столь яростного напора яркой зрелищности, театральности, буффонной искрометности спектакля? Можно спорить Но эти мысли появляются уже потом, при трезвом раздумье над увиденным. А на спектакле трудно противостоять, не поддаваться обаянию безудержной остроумной режиссерской фантазии. Здесь все в движении, здесь царит дух радостной мольеровской импровизации. И зал, благодарный за подаренный ему истинный праздник театра, отзывается на каждую режиссерскую находку, актерскую удачу дружным взрывом смеха, взрывом аплодисментов. На этом спектакле как-то особенно ощущаешь, насколько истосковался зритель по настоящей комедии, яркой зрелищности, подлинной театральности. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |