Тартюф, Оргон и другиеН. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Спектакль я посмотрела дважды. Ощущение будто видела два разных, по-своему прекрасных спектакля. Новые коротенькие реплики, иная реакция, другие интонации у актеров. Изменены некоторые мизансцены. И от этого сместились акценты, стал иным рисунок и даже логика игры в пьесе Мольера, где все образы выписаны удивительно прямолинейно в просто. Хотя не так уж просты и односложны в своей внешней потешности герои спектакля Эфроса.Анатолий Эфрос на сцене Художественного театра поставил спектакль о драме человека, потерявшего веру, о трагедии праведника, лишившегося духовных благ. Оргон, каким его играет А. Калягин, исступленно верит в человека добродетельного, сумевшего объяснить ему, в чем высший смысл бытия. Оргон счастлив от этой любви. Лишь развлечения ради соглашается подслушать игру Эльмиры с совратителем (все равно это невозможно!). Но тем сильнее потрясение, тем убийственнее правда. И снова спектакль. Та же сцена классической комедии Мольера. Калягин Оргон теперь покидает укрытие иначе. Он трезв, спокоен. Уже не сомневается, что рядом с ним ханжа, предатель. Вместо потрясения прозрение. Так быстро взял себя в руки, с такою легкостью оправился от обрушившегося!.. Я дважды смотрела спектакль как будто слушала две разные мелодии на одну тему. Волнение не проходило: где истина? «Нужно посмотреть третий раз», говорят мне. И опять что-то новое, неожиданное в спектакле? То, что пережил Оргон Эфроса и Калягина, ясно и понятно. Состояние душевного надлома, когда утрачиваешь веру в созвучное тебе существо, знакомо едва ли не каждому из нас, живущих. Наверное, никогда нельзя предугадать, какой будет ваша внешняя реакция в момент душевного кризиса. И потому, может быть, каждый раз по-иному переживает актер судьбу своего героя. Так непредсказуемо поведение Эльмиры А. Вертинской. Она всякий раз нова в ответ на примитивно-хищное обольщение Тартюфа. На репетиции «Тартюфа», где довелось мне побывать, актеры откровенно развлекались: строили гримасы, бегали, падали, награждали друг друга шлепками, дарили объятиями. Тогда казалось, они все еще сочиняют, упиваясь комичностью диалогов и ситуаций. Когда спектакль устоялся, я поняла: это режиссер оставляет для актеров сцены, где они могли бы веселиться в ритме мольеровских стихов в стиле театра Пале-Рояль. И как обычные люди переживали бы страсти в предложенных обстоятельствах. И тогда каждый спектакль репетиция следующего. Но, чтобы не кривить душой, вероятно, следует сказать: раскованность не каждого актера в спектакле интересна. Тартюфы были всяческими на разных сценах: обрюзгший повеса, авантюрист-предприниматель, презрительно-наглый избранник судьбы, активно подлый лицемер. Необычен святоша и у Анатолия Эфроса: холодная, скользкая мышь (не зря актер на сцену выходит в сером бархатном костюме). Он не гнушается мелкими делишками, способен на неприкрытую подлость. Замысел интересен, С. Любшин, единственный в спектакле, ведет роль в некомедийном стиле. Задуманно прямолинейно, в лоб преподносит он идею, что все святое разрушимо. Что людские блага можно приобрести недорогой ценой. Некомедиант в столь праздничном, феерическом, приближенном к стилистике мольеровского театра, спектакле. Мы не всегда принимаем его рядом со сверкающей игрой А. Калягина и А. Вертинской; темпераментным и характерным Ю. Богатыревым (Клеант), рядом с по-гоголевски узнаваемой А. Степановой (госпожа Пернель) или комичной в своем испуге Е. Королевой (Марианна). В нынешнем «Тартюфе» фантастически-фарсовая интрига в доме парижанина Оргона разыгрывается под непрестанные взрывы смеха зрителей. Драматизм постигаешь, когда уходишь из зала. А день спустя тянет еще раз посмотреть спектакль как перечитать хорошую книгу. Наверняка уместно вспомнить, что для новой постановки комедии Мольера МХАТ пригласил режиссера из Московского драматического театра на Малой Бронной. Грешно такого режиссера не приглашать в академический театр,- говорит главный режиссер МХАТа О. Н. Ефремов. Он являет собой пример определенной режиссуры: жесткая трактовка всего спектакля, образов, сцен, подчинение единому стилю. А это в традициях Художественного театра. Юность это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999 Ангелина Степанова это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999 Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999 Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999 Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999 Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999 Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999 Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999 Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998 С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Документальный фильм «Воспоминание о Лене Майоровой», телеканал «Культура», 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Программа «В мире людей». Памяти Сергея Шкаликова, телеканал ТВ6, 1998 Савва Морозов: Русская трагедия, Профиль, 14.07.1997 Если бы жить
, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995 Бродвей по-камергерски, Александр Соколянский, Коммерсантъ, 26.10.1994 «Потертый коврик» или «Елка в Кремле»?, Курьер культуры, 26.03.1990 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 «Гроза», сцена из 2 акта. Катерина К. Н. Еланская, Варвара О. Н. Андровская (Зал ДА ВТО 13.10.52г), Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948 Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946 Виктор Гвоздицкий: «Пожалуйста, поднимайте ресницы, когда я опущу», Виктор Гвоздицкий, komedia.ru Демиурги подмостков, Меценат и Мир «Старосветские помещики» снова на старооскольской сцене, Елена Светлая, Алексей Дёменко, Информационный портал г. Старый Оскол |