Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Категорический императив с катапультой

Анна Степанова, Петербургский театральный журнал, 10.2013
Спектакль с ментами, проститутками, попами, экстрасенсами и прочей гнойной пеной наших дней — фантастически красив. Контрастируя с населившими его персонажами, известными по житейским бедам да криминальной хронике, художественная среда, в которую персонажи эти погружены, воображение поражает странным, до времени потаенным великолепием.
«Восемнадцать человек за мной!» — из светлого фойе к искусству публику порционно конвоировали молодые насупленные полицейские. Перешагнув порог, люди, пугаясь и на мгновение ослепнув, попадали в густой сумрак зала Малой сцены. Там вместо подмостков и кресел изогнулся лабиринтом коридор, под ногами вспучились неровности и провода, время от времени кто-то спотыкался, вцеплялся в бредущего рядом. И не то чтобы страшно стало, нет, но подгоняющий мент, построение попарно и путь в неизвестность слегка ошарашивали.
В небольшом прямоугольном отсеке, куда попозже доставили еще восемнадцать зрителей, все расселись и как-то расслабились — пусть неудобные, но стулья в несколько рядов, перед ними пусть узкое и коридорообразное, но явно игровое пространство с бэушным диваном, уродливым напольным сейфом и лампой посередине. Вот только озадачивало обилие дверей: две в торцах коридора-сцены, еще одна прямо через стойку углом к торцевой в длинной стене, ну, и четвертая — захлопнувшаяся за зрителями сзади.
Так и сидели люди, разглядывая кар¬тонные цвета кофе с молоком стены и потолок, красивым орнаментом и переплетением темных балок разграфленные на квадраты. Сидели, слушали шаги и приглушенные голоса, доносившиеся со всех четырех сторон из-за хлипких стен, чувствовали себя слегка позабытыми, изъятыми из большого мира, который вдруг стал казаться таинственным и огромным. Сидели долго — театр настраивал публику как инструмент.
Но вот раздался топот, из двери в дверь два мента, мирно обсуждая что-то житейское, проволокли возле ног зрителей завернутый в полиэтилен труп. В обратном направлении — через паузу — прошла совершенно голая и явно только что другими ментами оприходованная девица со стрингами в руке, а публика поворотом голов проводила ее бритый лобок, мелькнувший на уровне зрительских носов. Еще один юный мент принес стул, настороженно сел возле одинокой торцевой двери, а рация в его кармане захрипела вопросами и приказами. Теперь ожидание неведомого разлилось рекой и по сцене-коридору.
Замечательные, погибшие совсем молодыми вместе с породившей их перестроечной эпохой сценаристы Петр Луцик и Алексей Саморядов написали короткую сказку о том, как чистой воды ведьма вдова Калашникова завела бесовской притон на территории, крышуемой главным тамошним стражем порядка Махмудовым. А когда тот вознамерился вдову с ее колдовским бизнесом под себя подмять, она сначала превратила кобеля-начальника в импотента, потом спалила дотла вместе с его госконторой, а сама исчезла в никуда. На нескольких страничках у Луцика и Саморядова некая хтоническая сила в образе рыжеволосой красавицы продезинфицировала кусочек смрадного постсоветского отечества, и вроде как даже стало полегче, повеселей от это¬го в финале вопреки сопутствующим трупам и сумасшествиям.
Михаил Дурненков, инсценируя «Сказку», сместил центр пьесы от роковой Марины Калашниковой к драматургически укрупненному хозяину своего куска госпирога Олегу Григорьевичу Махмудову, наделив его мощью абсолютного ни во что неверия и экстраординарным коррупционным даром. Так что в дурненковской «Сказке» схлестнулись противники почти равновеликие, но зато линия с засланным к вдове, полюбившим и предавшим ее спецагентом Костей Некрасовым в пьесе ослабла и увяла.
Марат Гацалов в спектакле еще сильнее изменил изначальную расстановку сил, а все остатки луцико-саморядовской лирики искоренил окончательно уже распределением ролей. Некрасов у Артема Быстрова не столько влюблен, сколько подавлен вечным испугом, и недоумение Махмудова («Почему она выбрала тебя, ты же ее пальца не стоишь, ты же… ты же ничто!») зрители в зале разделяли с превеликой готовностью. Вдова Калашникова у Натальи Кудряшовой, приглашенной на эту роль из ШДИ, несомненно, хороша собой. Она очаровательно пере¬ступала ладными ножками возле пюпитра, листала хорошенькими ручками лежащие на нем страницы партитуры Джона Кейджа, в положенных местах подсушивала ноты феном, выпевая при этом сложнейшие фиоритуры знаменитой «Арии». Но никаких проявлений тайной силы в элегантной барыш¬не замечено не было, как, впрочем, в помине не было на ней и трагического отпечатка вдовства.
Зато кряжистый, белесый, буравящий всех пронзительными голубыми глазками Махмудов в спектакле Гацалова превратился в средоточие мрачной, инфернальной, словно вскормленной всеобщим унижением силы. Эта мразь, таковой и оставаясь, приобрела в исполнении Алексея Кравченко наложившийся на плебейскую грубость натуры легкий гламурный лоск, способность вгонять себя в начальническое беснование и даже особую рефлексию, возникшую от жажды все новых ощущений. Он да еще оснащенный гаджетами, неизвестно к какой церкви принадлежащий, стремительный до свиста разлетающегося на бегу по¬дола шелковой рясы, рассылающий благословения в смс крутой священник Константина Гацалова — толь¬ко эти два сильных и опасных хищника поднимались над всем безликим сонмом мужских персонажей спектакля.
Марат Гацалов в самом начале прибегнул к едва ли не гиперреалистической стилистике — чересчур, слишком уж узнаваемой явилась жизнь, кипящая в казенном коридоре. Невольно расширя¬лись ноздри, потому что букет из звуков, предметов и нравов местных обитателей был неполон без специфически мертвых ароматов присутственных мест, где даже запах еды, просочившийся из кабинетов во время обеденного перерыва, отравлен казенщиной, как нафталином. Но чем дальше, тем неотвратимее остранялся этот мир. Сначала по мелочам, когда в глаза бросались непонятные знаки различия на фуражках, погонах и рукавах: там вместо двухголовых пернатых поблескивали странные, незнакомые эмблемы вроде масонских. Дальше — больше. Махмудова облачили в какую-то парчовую хламиду, вручили что-то вроде державы и скипетра, повели под белы руки по сцене-коридору. Подвывая за клокочущим попом с непонятной закорюкой на груди вместо креста неканоническую молитвенную абракадабру, вслед за начальником строем по коридорам потянулся подневольный служивый люд.
Ксения Перетрухина с ее уникальным даром простыми вроде бы средствами организовывать сложнейшую драматургию пространства с изначально заложенным в нем мизансценическим рисунком спектакля, «Сказку» устроила по принципу матрешки. Зрители просителями сидели до времени по отдельным коридорам-комнатушкам, на слух догадываясь, что за тонкими стенами все устроено пример¬но так же, но все-таки не очень понимали — как.
Но лишенный колдуньей-вдовой своей мужской силы и озверевший от этого Махмудов милицейской дубиной с маху сокрушил картонные стены, пробив в них рваные бреши. Менты-артисты и незаметные рабочие сцены стремительно извлекли картонные листы из гнезд крестообразной внутренней конструкции, до того делившей прямоугольный загон спектакля на четыре небольшие комнаты. Они открыли и потолок, откуда вдруг хлынул прохладный свежий воздух и навалилась кромешная тьма. Что-то тяжело загудело, невидимым богом из машины спускаясь с небес. И вдруг по глазам больно ударила ослепительная вспышка, потом еще и еще. Публика охнула, а потом восторженно задохнулась: «ААААААА!», оказавшись среди мириадов мерцающих в темноте звезд.
Из привычной душной мерзости Перетрухина катапультировала публику в небеса, а потом уронила, но уже в условное театральное пространство. Там щурящиеся после световых перепадов зрители разглядели через стену из множества свисающих на разновысоких проводах прозрачных лампочек с теплящимися огоньками внутри зеркальное отражение себя — возбужденных зрителей на противоположной стороне. Но лампочки поднялись вверх и погасли, оставив под собой образовавшуюся из бывших коридоров заставленную вещами игровую площадку. Вот здесь и зазвучал любовный диалог вдовы с отдавшим ее в руки Махмудову несчастным Некрасовым, тут сам Махмудов на длинном сценическом крупном плане, с перекатывающимися по лицу желваками, терзался бессильной любовью к колдунье. На том же поле свершающейся битвы вдова Калашникова шаманила «Арией» Джона Кейджа.
Кто-то из критиков уже написал, что Перетрухина с Гацаловым инсценировали и визуализировали категорический императив Канта. И это чистая правда. Жаль только, что после феерического явления звездного неба спектакль вдруг утратил энергию гнева, что махнули рукой режиссер с актерами на всякие философские поиски да попросту доиграли сюжет со счастливым пожарным концом.
Пресса
Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Алексей Кравченко: «Когда появился Серебренников, все завертелось», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2019
Утоливший жажду, Ольга Завалишина, start-std.ru, 20.02.2018
Король не будет спать, Алла Шевелева, Театральная афиша, № 3, 17.03.2017
Рецензия: «Макбет», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.06.2016
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
Макбет начинает и проигрывает, Светлана Наборщикова, Известия, 25.05.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Алексей Кравченко в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 19.04.2016
«Макбет свободен только на поле боя», Зоя Игумнова, Известия, 19.04.2016
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
Алексей Кравченко: Главное – ощущать азарт жизни, Мила Серова, Театральная афиша, 2.03.2015
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет» на фестивале «Александринский», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 27.10.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
21 вопрос для Алексея Кравченко, Пресс-служба МХТ, 14.10.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
«Человек-подушка». Впервые в Перми, видеосюжет Урал-Информ Пермь, 14.10.2013
Категорический императив с катапультой, Анна Степанова, Петербургский театральный журнал, 10.2013
Серийные модели ада, Ольга Егошина, Новые известия, 30.09.2013
Спектакль в одном отделении, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.09.2013
Стражи махмудовской государственности, Марина Токарева, Новая газета, 27.09.2013
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет», Анна Чужкова, Культура, 27.09.2013
Крестовина тайны, Алена Карась, Российская газета, 26.09.2013
Кафка сказок, Николай Берман, Газета.ru, 26.09.2013
Небо в лампочках, Наталия Каминская, Театрал, 26.09.2013
Премьера в МХТ: Вертикаль не стоит, Олег Зинцов, Ведомости, 25.09.2013
Сказка, призывающая в свидетели, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 24.09.2013
В МХТ имени Чехова пришли оборотни в погонах, Алла Шевелева, Известия, 23.09.2013
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
За стеной всё те же мы, Ксения Ларина, The New Times, 16.09.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 25.02.2013
Opus magnum Константина Богомолова, Ксения Ларина, The New Times, 18.02.2013
Чиновники-геи любят друг друга на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Гей, маргиналы!, Марина Давыдова, Время новостей, 8.04.2002