Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Ноты про тексты: как МХТ им. Чехова открыл юбилейную программу 125-го сезонаМарина Иванова, Известия, 28.01.2023 Любовь первая и последняя, безответная и взаимная, счастливая и трагическая. Куприн и Бунин, Горький и Булгаков, Чехов и Вампилов. А также Константин Хабенский с созвездием актеров и Юрий Башмет с «Солистами Москвы». Музыкально-литературным спектаклем «Истории любви» МХТ им. Чехова открыл программу юбилейного года, посвященную 125-летию Художественного театра. «Известия», побывав на торжестве и поговорив с его участниками, оценили масштаб замысла и его воплощение. И примкнувший к ним Куприн В истории Художественного театра были вечера литературные и вечера музыкальные. А вот чтобы оркестр и актеры участвовали в спектакле на равных — такого еще не было. В этом смысле Константин Хабенский и Юрий Башмет — первопроходцы. Маэстро Башмет заметил, что они с Константином Юрьевичем давно подбирались к теме любви, а сейчас хорошо всё совпало. На каждом его зимнем фестивале должна быть премьера — и она состоялась. МХТ должен был открыть программу юбилейного года Художественного театра — и он ее открыл. Литературный материал заимствовали у писателей, сотрудничавших с МХТ. Чехов, Горький, Бунин, Булгаков, Вампилов. В список авторов попали также Куприн, который к МХТ отношения не имел. Впрочем, Чехов настолько ценил его актерские способности, что советовал ему поступать в труппу Художественного театра. Музыку написал Кузьма Бодров. Семь рассказов — семь оркестровых пьес. Красивых, тональных, иногда с диссонансами. Партитуру спектакля создавали вместе с режиссером Георгием Ковалевым и актерами. Подробно расписали, где музыка сопровождает слово, где отступает, а где выходит на первый план. Художник Николай Симонов декорировал сцену разновысотными помостами. В углублении между ними, в импровизированной оркестровой яме расположились «Солисты Москвы» во главе с Башметом. На обозрении зала оказались нервная спина маэстро, музыканты анфас и весь процесс исполнения музыки. Цветовой доминантой стал черный. На заднике клубились серо-бежевые облака, а вся конструкция стремилась в бесконечность. Вечер начался с сюрприза. На сцене появился худрук Хабенский. В списке чтецов он не значился, но свой вклад в программу внес — прочел фрагмент из рассказа Чехова «О любви». Из немалого повествования выбрал то, что можно назвать концептом вечера: «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что тайна сия велика есть“, всё же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными. То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, — это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Надо, как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай». Индивидуально и вместе Первым «случай» огласил Игорь Золотовицкий. Ректор Школы-студии МХАТ прочел «Святую любовь» Куприна — о том, как разбились мечты наивного юноши. Оркестр сопровождал повествование лирическими темами, а там, где потребовался сарказм, перешел на галоп. — Миссия театра — рассказывать про любовь, любви нам сегодня не хватает, — прокомментировал актер. — Поэтому даем лирическую интонацию. А интонация театра всегда соответствовала времени, недаром наши основоположники назвали свое детище общедоступным. Михаил Пореченков и Анна Чиповская в очередь читали «Рассказ о безответной любви» Максима Горького. Михаил брал темпераментом. Анна искрилась женственностью. На вопрос, узнала ли она что-нибудь новое о любви, актриса призналась, что человек она чувствительный, впечатлительный и Горький в нее «попадает сильно». Что касается любви, то ей и жизни не хватит, чтобы постигнуть это явление, а повторить опыт героев рассказа ей бы не хотелось. — Всё настолько безысходно, и у героя такая болезненная привязанность к героине, что мне не хотелось бы иметь такие инсайды, не хотелось бы оказаться ни на стороне ее, ни на стороне его, — заметила Анна. Кристина Бабушкина насытила тонкими психологическими деталями чеховский «Рассказ госпожи NN». Речь шла о даме, которая так кичилась своим богатством и знатностью, что упустила любовь человека незнатного и небогатого. — «Истории любви» — восхитительная тема к юбилею, а то, как мы работаем с оркестром, — настоящие музыкально-драматические кружева, — порадовалась актриса. Народный артист России Авангард Леонтьев с блеском преподнес «Любовь», вместе с Чеховым поиронизировав над глупенькой Сашей и неизвестно почему влюбленным в нее рассказчиком. — Материал выбирал худрук, он же занимался распределением материала. Я, как солдат, подчинился решению. У Чехова не бывает плохих рассказов, — считает Авангард Леонтьев. — С оркестром всегда большой кайф выступать. Музыка написана так, чтобы не помешать слову. Она подспудная, неявная, без неожиданностей. А где-то, наоборот, выходит на первый план. Это любовь звучит, а мы в это время молчим. Главное внимание — на взаимодействие. А вдруг пропустишь свое вступление? Ловим сигнал дирижера. Попадание в сердце Чтецкие пюпитры расставили по всему периметру, и актеры, если им требовалось обозначить персонажа, имели некоторое пространство. Отличилась Ирина Пегова. Прошлась по подмосткам светской дивой, придерживая шлейф вечернего платья («Легкое дыхание» Бунина). Выбежала мальчишкой-сорванцом в «Псаломе», который прочла вместе с Игорем Верником. Рассказ Булгакова в их исполнении превратился в мини-театр. Актриса преображалась то в ребенка, то в его маму. Актер вжился в роль страдающего мужчины — он бы и рад помочь любимой женщине, но как это сделать, не знает. Еще один герой Верника — персонаж рассказа Александра Вампилова «Моя любовь» — напротив, поначалу был в себе уверен, а потом заскучал. — Вампиловский рассказ — это вообще чудо: про то, как человек решил вернуться к своей первой любви, и она его ждала, — поделился актер. — Оркестр иногда работает в контрапункте со словом, создавая объем. А иногда — легкость, дыхание. Верник считает, что слово гениев, соединенное с музыкой, — верный рецепт попадания в сердце. Выберите рассказ, найдите музыкантов — и читайте любимой женщине, посоветовал он. Желательно, конечно, чтобы у рассказа был счастливый конец, но такой в программе оказался один — вампиловский, причем его герой в свое счастье не поверил. А вот эксперимент с музыкально-литературным форматом, судя по реакции напряженно внимавшего зала, стал удачным. Не исключено, что в скором времени новый спектакль войдет в репертуар МХТ им. Чехова. Предыдущий опыт Хабенского и Башмета — «Не покидай свою планету» по сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — уже там. Оригинал статьи Пресса Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024 Юрий Башмет и артисты МХТ им. Чехова рассказали историю театра с помощью музыки, Максим Васюнов, Российская газета, 3.02.2024 Легендарный МХТ им. Чехова: музыка 125-летней истории, Елена Алексеева, Ревизор.ru, 2.02.2024 Театральные романы: Юрий Башмет трижды сыграл в МХТ, Сергей Уваров, Известия, 13.01.2024 В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024 В Москве V Зимний фестиваль искусств открывается спектаклем «Не покидай свою планету», ТАСС, 10.01.2024 Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023 «Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023 Московский Художественный театр открывает юбилейную программу, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.01.2023 В МХТ имени Чехова представили литературно-музыкальный вечер «Истории любви», видеосюжет телеканала «Культура», 29.01.2023 Ноты про тексты: как МХТ им. Чехова открыл юбилейную программу 125-го сезона, Марина Иванова, Известия, 28.01.2023 Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023 Вечер «Истории любви» открыл юбилейную программу МХТ им. Чехова, ТАСС, 27.01.2023 Моноспектакль «Не покидай свою планету» открыл Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета, видеосюжет телеканала «Мир 24», 12.01.2023 |