Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Конек-Горбунок в стране дураковМарина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Три дня подряд МХТ брали штурмом. В штурме участвовали родители с детьми, медийные лица, звезды и те, кто себя таковыми считает. Поводом для всеобщего возбуждения стала премьера не скандальной пьесы с раздеванием и совокуплениями, не дерзкие политические намеки, а всего-то сказочка. Но именно на детское зрелище шли, как на матч Лиги чемпионов. Да, пожалуй, с ним может поспорить премьера «Конька-Горбунка», осуществленная не корифеями, а молодыми силами МХТ. За занавесом, пока он не открылся, на сцене прыгучие братья Панчики в оборванных портках уходят в сальто. Высоченный Андрей Ялович, главный в Художественном по технике, точно памятник над всеми, смотрит под колосники, а там? мама родная, чего там только нет! Костюмеры в ужасе столько костюмов и артистов, что придется переодевать в тесном фойе перед сценой. До гримерок, и это уже ясно, никто не добежит. А в это время в зале. Кого здесь только нет Людмила Максакова, Владимир Познер, Леонид Ярмольник, Михаил Швыдкой? Театральные раскланиваются со знакомыми. А вот что здесь делает г-н Малахов со спутницей гламурного вида? Но, как известно, медийные тянутся к модным тусовкам. Никаких тусовок всем своим суровым видом говорит Табаков, который входит в зал. Ему аплодируют, а он - суров, весь в себе, садится на 9-й ряд. Уходит свет, разлетается занавес. Человек 30 на сцене замерли в разных позах, как в детской игре. Лениво потягиваются, неохотно разминаются нога влево, пятка вывернута, локоть на отлете и? Ух! Эх!!! Понеслась душа по кочкам, набирая обороты от сцены к сцене, чтобы открылось нам нечто огромное и радостное. Все это «Конек-Горбунок» милая, уютная, лихая сказочка Ершова, зачитанная с детства до засаленных страничек в книжке. МХТ прочитал ее по-новому с помощью братьев Пресняковых, что перевели стих в прозу. Многие опасались ненормативной лексики, столь близкой образованным братцам. Можно без опаски вести детей «нах»? «б»? и прочих упражнений с современным русским и городским фольклором нет. Избежали даже гламурной расхожей пошлости вроде «вау» и ограничились только лишь «ё», да и то употребленным по делу в рифму с «моё». Прозаический текст однозначно улучшен текстом песен Алексея Кортнева. Известный своей социальной заостренностью, автор вычислил ту золотую середину, что делает тексты с подтекстами понятными и взрослым, и детям. Причем Кортнев не заигрывался с подтекстом все же ясно и про царя, и про народ, который поет и пляшет бьют ли его, голодом морят, налогами душат или просто дурят, но который и сам кого хочешь? Что необычно политические и социальные ассоциации для взрослых нисколько не закрывают сказочной сути. Режиссер Евгений Писарев, может быть, самый талантливый из молодых, наполнил спектакль светом и радостью. А уж что из нее вытекает, какие намеки да экивоки? Его «Конек-Горбунок» похож на полноводную реку с множеством притоков и ручейков. Хотя на сцене по Ершову не река, а океан с полем, ярмаркой да с чудо-рыбой. Эта самая рыбина во втором акте занимает чуть ли не всю сцену, открывает пасть и вращает единственным глазом. Она столь огромна, что на ней опять же пляшет целая деревня. Фантазия художника Марголина оказалась без границ и улетела на небо, а потом ушла под воду. Но об этом позже. Пока же - входит царь, а вернее, стоит, прислоненный к столбу и одетый, как нянечка Арина Родионовна, белый чепец и рубаха в пол. Царь-батюшка Сергея Беляева из «Табакерки» наивен, простодушен, доверчив, как упитанное дитя, но подозрителен, однако. Всюду ему мерещатся заговоры, и две его остроумные арии «Любить царя» и «Убить царя» разнесены в спектакле в начало и финал. Изумительно работает Беляев, и за него можно порадоваться: артист несколько лет не имел новых ролей, а здесь так тонко и остроумно-трогательно плетет роль. Впрочем, «плетет» больше подходит к работе другого артиста Эдуарда Чекмазова в роли Спальника. Он одновременно похож на грифа-стервятника, великого артиста Черкасова в роли Ивана Грозного и самого Грозного. Пластика птицы, что всегда на стреме. Плетет, интригует и даже, когда фокус зрительского внимания переходит на других актеров, Чекмазов не выходит из образа ни на минуту. Эти роли безусловная удача спектакля. И тут является главная пара Иван-дурак и Конек-Горбунок. Вот это парочка! Но не сладкая острота, динамика, глаз не оторвать. Два мощных дебюта Аркадий Киселев («Табакерка») и Сергей Медведев (МХТ). Медведев (на голове летный шлем с очками, комбез) гибок, подвижен, будто неуловим: только был и нет его, вдруг откуда-то взялся. Киселев обаятелен и в профиль похож на балаганного Петрушку. Прост, да голыми руками не возьмешь. Вроде придурковат, да дело знает. Оба прекрасно поют. Вообще, образы в спектакле построены на пластике и музыке. И здесь стоит крикнуть «браво» хореографу Альберту Альбертсу и композитору Сергею Чекрыжову. Это он, Альберт Альбертс, придумал неповторимый и индивидуальный пластический рисунок всего спектакля и каждого персонажа в отдельности, независимо от статутности роли. Царь ли ты на сцене, или, положим, крестьянин на ярмарке, или рыба-сом, рыба-ерш с селедками под водой. Спектакль то ломается, то летит, то плывет. И вот Рыба-кит (пасть открыта, глазом вращает) поднимается, и из-под ее деревянного брюха художник Марголин извлекает морское дно. Только художник по свету Дамир Исмагилов сумел из света (сине-зелено-голубого) создать полную иллюзию массового дайвинга. В красивом свете плавают селедки, сом и ерш с куплетами под одесский кичман. И музыка, музыка, музыка. Она так же индивидуальна к характеристикам персонажей, как и пластика. Красиво-полетная с отрывом тема у Ивана с Коньком, нежная у Царь-девицы (Ирина Пегова), мефистофельски демоническая у Стольника, а у Царя очень домашняя, как ночная рубашка с кружевом. Кстати, ближе к финалу, когда царь выходит в шубе с шапочкой и, в любовной тоске прислонясь к стволу, поет, звучит тема, по образу похожая на сцену Ленского перед дуэлью в «Евгении Онегине». Мелодия другая, но видеоряд делает их похожими. Редкий случай, когда массовку не хочется называть массовкой. Лихо работает ансамбль, где на равных бегают, поют, пляшут как студенты, так и уже известные молодые артисты, сериальные звезды: Павел Ващилин, Мария Зорина, Настя Скорик, Никита Панфилов, Игорь Хрипунов, Светлана Колпакова, Олег Савцов, Настя Дубровская? Без единого дыхания такого ансамбля спектакль имел бы другой вид. Занавес не успевает закрыться, а публика уже орет «браво!». Такое было только на «№ 13». Пресса На Фестивале имени Олега Янковского состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова, Елена Маркелова, Комсомольская правда (Саратов), 30.09.2024 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Оксана Арефьева, видеосюжет ТАСС, 10.10.2023 Сергей Собянин вручил премии в области литературы и искусства, официальный сайт Мэра Москвы, 22.09.2020 Сергею Беляеву исполняется 60 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020 Столичные артисты привезли два спектакля в рамках гастролей МХТ, видеосюжет телеканала «Вести-Саратов», 25.04.2017 «Телефон доверия». Интервью на фоне спектакля., телеканал «Театр», 26.05.2016 На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016 Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016 «Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016 «Телефон доверия». Фоторепортаж Елены Никитченко, ИНТЕРПРЕСС. РУ, 24.02.2016 «Телефон доверия» в фотографиях Романа Астахова, 21.02.2016 «Телефон доверия», или Путь спасения от одиночества, Алла Буловина, Wecherom.ru, 21.02.2016 Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова, Первый канал, 16.01.2016 Лекарство от одиночества на Новой сцене МХТ им. Чехова, Камилла Конвэй, Вся Швейцария на ладони, 9.10.2015 Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015 Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014 «№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014 Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014 Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014 Владимир Машков станцевал лезгинку для Олега Табакова, 7 дней, 22.01.2014 Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014 «№ 13D» премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014 Счастливое число «13» для МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет РБК-ТВ, 21.01.2014 Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014 Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011 «Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010 Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008 На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 «Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008 Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Люди и премьеры. «Конёк-горбунок» Евгения Писарева, телеканал «Театр», 05.2008 Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006 |