Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Роман в театре больше, чем роман

Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Марину Брусникину давно упрекают в том, что ее спектакли — вовсе не спектакли в привычном понимании этого слова, а проза на сцене. Правда, так дружно и повсеместно упрекают, что, похоже, это-то и есть настоящая слава. Очевидно, поэтому Марина упорствует в своем замечательном заблуждении. После «Пролетного гуся» по Виктору Астафьеву и «Сонечки» по Людмиле Улицкой она поставила во МХАТе «Легкий привкус измены» Валерия Исхакова.
И вот это уже действительно беспрецедентно: если автор «Пролетного гуся» к моменту постановки перешел в разряд настоящих (то есть почивших) классиков, а «Сонечка» была написана Людмилой Улицкой примерно за полтора десятка лет до того, как ей заинтересовались во МХАТе, то роман екатеринбуржца Валерия Исхакова абсолютно свежий, книга с ним только этим летом вышла в издательстве «Вагриус».
А началось все с публикации «Легкого привкуса измены» в журнале «Дружба народов». Едва успел выйти третий номер журнала за 2002 год с окончанием романа, как у заведующего отделом прозы Леонида Бахнова раздался телефонный звонок. Звонили по поручению Олега Табакова, который, оказывается, сначала пытался даже дозвониться сам, так понравилась ему вещь совершенно незнакомого автора. Екатеринбургский телефон был выдан, и все, как говорится, завертелось.
И вот премьера. Малый зал, разумеется, полон. Где-то среди зрителей сидит Валерий Исхаков (он смотрит спектакль, включая прогоны, уже шестой раз, и считает, что с каждым разом получается все лучше и лучше).
Стоит ли разбирать этот спектакль так, как это обычно делают театральные критики? Ведь поставлен-то он не по пьесе, а по роману, а я не театральный критик, а литературный обозреватель. Скажу лишь о том, о чем имею представление. И о том, о чем не сказать нельзя.
Все попытки отыскать в программке автора инсценировки оказались безуспешны. Это точно не Валерий Исхаков (он сам ничего со своим романом не делал). Возможно, это сама Марина Брусникина, но об этом нигде ничего не сказано. Остается еще и третий вариант: это не инсценировка. Поставлен именно роман, но жанр обозначен как «Любовные настроения».
По сравнению с романом книжным (или журнальным) роман театральный претерпел минимальные изменения. Спрямлены некоторые линии, не присутствуют второстепенные персонажи, муж Виктории из стал из Алексея Ивановича Андреем Ивановичем (что правильно: в книге мне здорово мешало, что на одних и тех же страницах действуют два Алексея, Михайлович и Иванович. Помнится, смысл в этом какой-то был, но какой именно, теперь и не вспомнить).
Алексей Михайлович — главный герой и романа, и спектакля. Хотя бы потому, что он, что называется, «красной нитью» прошел через жизнь всех шестерых героинь. Людмила была его первой женой, Наталья — жена нынешняя. Подруги К. и О. — две его кратковременные связи времен первой жены. Двоюродные сестры Вика и Катя — две его самые, пожалуй, сильные и длительные привязанности. Больше того, Катю его угораздило полюбить по-настоящему. Со всеми болезненными вытекающими. Мужчин в спектакле тоже шесть. Кроме двух уже названных персонажей это автор, который тоже иной раз не прочь принять кое-какое участие в действии. Это Виктор, брат Виктории, муж четырех жен (первой из которых была О. ). Это Бабник, Людмилин и многих любовник. Это Слава, муж Кати, открыто всю их совместную жизнь ей изменяющий и все равно обожаемый. Уф! Неужели ничего не напутала, кто там с кем и когда? Читая роман, запутаться в промискуитетах чрезвычайно легко. Часто приходиться возвращаться к началу или к какому-нибудь ключевому моменту. В спектакле все гораздо яснее и проще. И страшнее?
На некоторые роли в спектакле имеются по два исполнителя. Алексея Михайловича, автора, Андрея Ивановича, О. И Людмилу неизменно играют соответственно Алексей Агапов, Павел Ващилин, Денис Бобышев, Дарья Юрская и Кристина Бабушкина. Не уверена, опять же, что, говоря об этом спектакле, можно (нужно?) разбирать игру актеров. Разве что можно было бы поговорить о попаданиях в соответствующий тип женщины или мужчины? К тому же не все время ведь и играют. Порой, отстраняясь, дают сухие и точные характеристики своим персонажам. А порой и не своим?
Говоря о спектакле «Легкий привкус измены», нельзя не сказать о великолепной работе балетмейстера Андрея Сергиевского. Танцы парные, трио и групповые, знойные танго и что там еще вовсе не вставные здесь номера, а несущая, органичная, возможно, наиболее эффектная часть спектакля. И буквально несколько слов об оформлении. С крупными фото героев, которые возникают в нужные моменты, а в ненужные исчезают, продумано здорово. Вот только герои не всегда похожи на свои изображения, что рождает нехорошие подозрения: а вдруг на фото артист из другого состава?
И еще. Необходимо предупредить: спектакль, мягко говоря, не детский. Как, впрочем, и роман. Есть в нем разные позы. В том числе и те, о которых вы подумали. Есть и слова. В том числе и? Но единственному встреченному на премьере ветерану Великой Отечественной, заядлому театралу, очень понравилось! А вот сидевший рядом со мной театральный критик Григорий Заславский после антракта прошептал: «Вот так доверяешь жене, а она, возможно, в это время?»
Пресса
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
В МХТ им. Чехова 90-е населили духами Севера, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 6.12.2022
МХТ имени Чехова охватила «Полярная болезнь», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
Юлия Чебакова: «Хочу быть у вас актрисой!..», Мария Холондович, Театрон, 23.10.2018
Гости из МХАТ: Юлия Чебакова и Олег Тополянский, видеосюжет телеканала «Астрахань 24», 23.06.2017
На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016
Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016
«Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016
Лекарство от одиночества — на Новой сцене МХТ им. Чехова, Камилла Конвэй, Вся Швейцария на ладони, 9.10.2015
По ком звонит в МХТ телефон доверия, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 7.10.2015
«Большие гастроли» с аншлагом, Сергей Малюков, Липецкая газета, 27.06.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013
Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013
Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013
В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013
Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013
Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013
Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013
Он в Аргентине, а Ленин — в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012
Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012
В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003