Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Оптимистическая трагедия

Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003
Во МХАТе им. А. Чехова состоялась премьера спектакля «Скрипка и немножко нервно» Светланы Савиной. Это из разряда тех новых пьес, которые так настойчиво ищет театр, желая отобразить жизнь как она есть.

Светлана Савина ни в каких литературных институтах не училась, в драматургических мастерских не практиковалась. Просто жила себе в далеком южном городе и работала администратором в гостинице. Написав пьесу, сумела сама передать ее Олегу Табакову. Тот пьесу прочел, и вот вам — готовый спектакль. Но обнадеживающая история о неупущенных жизненных возможностях касается автора пьесы, а не ее героев. Герои Светланы Савиной — люди совершенно другой судьбы.
В семье, о которой рассказывает пьеса, заправляет всем мать (Наталья Кочетова). Она держит в узде весь дом, своего мужа (Евгений Киндинов), который живет на кухне, и с ним никто не считается. Он ходит шаркающей походкой в опущенной головой, выглядит забитым и робким. Мать держит в узде и троих своих взрослых детей. Старший сын (Виталий Егоров), ему уже тридцать пять лет, и он тоже — тряпка, о которую вытирают ноги, несамостоятельный и подавленный. Он любит играть на скрипке, но эта его страсть матерью никогда не принималась в расчет. Она добилась, чтобы сын получил «нормальную работу», поэтому он и служит бухгалтером, хотя к своей работе относится как к каторге. Старшая дочь (Яна Колесниченко), которой двадцать пять, тоже по-своему не состоялась. Она разыгрывает перед домашними спектакль, ежедневно покупая букеты цветов и рассказывая, что ей их дарит любимый мужчина. Младшая (Юлия Шарикова) влюбилась в заезжего барабанщика (Эдуард Чекмазов), но мать заставляет ее выйти замуж за более солидного и обеспеченного Квартиранта (Дмитрий Куличков). Он поначалу кажется невесте сильным и надежным, но оказывается последним подонком, который из ревности жестоко избивает ее прямо в день свадьбы.
Проблемы этой семьи — в материнском деспотизме, в женской властности, которая лишает детей индивидуальности, не дает им принимать самостоятельные решения, обрезает крылья. Поэтому их жизни складываются катастрофически плохо. Старший сын уходит из дома, спивается и превращается в бомжа. Старшая дочь так и не находит близкого человека и остается одинокой. Младшая, бросив своего надежного и сильного мужа, возвращается к барабанщику. Но барабанщик тоже почему-то спивается. Отец попадает в психиатрическую больницу. Он, пожалуй, единственный, кто все-таки в итоге решается на самостоятельный поступок, заводит роман с очень милой, смешной и тоже одинокой бухгалтершей (Елена Лемешко) и таким образом мстит своей жене за многолетние унижения и издевательства.
По жанру эта пьеса — комедия. Поэтому, несмотря на всю безнадежность самой истории, драматизм судьбы каждого из персонажей, она не создает на сцене мрачного, надсадного зрелища. Режиссер Александр Марин ставит «нервно», но все время помнит о комедийных возможностях пьесы. Поэтому ведет ее легко, словно играючи, не избегает шаржированных эпизодов, легких карикатур, делая героев обаятельными и смешными. Актеры подхватывают тон этой мажорной комедийной игры, внося в действие разнообразие и богатство эмоций. Вообще, это спектакль скорее веселый и даже легкомысленный, чем грустный и серьезный, несмотря на всю глубину затронутой здесь темы. Эта тема — женского деспотизма — звучит здесь как предостережение и как повод для раздумий о том, как и почему люди совершают в жизни ошибки, за которые приходится расплачиваться их детям. Фатальность этих ошибок еще не говорит о фатальности самой жизни, потому что в ней возможно все. Как грустное, так и веселое, как безнадежное, так и счастливое. Вот эту игру жизненными возможностями и предлагает Александр Марин в новой комедии. 
Пресса
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
На сене и воде, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
11 вопросов для Эдуарда Чекмазова, Пресс-служба МХТ, 11.05.2015
Эйхман капут?, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.09.2013
Братьев не выбирают, Сергей Петров, Ведомости, 13.09.2013
Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Разбить яйцо, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.01.2011
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
Горькая история порочного семейства, Илья Бухтуев, видеосюжет телеканала НТВ, 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Лев Эренбург репетирует в МХТ пьесу «Васса Железнова», новостной сюжет телеканала «Культура», 8.02.2010
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003