Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени ЧеховаИнесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 Классическая пьеса А. П. Чехова «Дядя Ваня», переработанная из комедии «Леший», стала одной из первых постановок в МХТ. В 1899 году, еще при жизни писателя, ее адаптировали для сцены Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. А премьера спектакля в 2023-м приурочена к 125-летнему юбилею Художественного театра. Рассказываем, как выглядит «Дядя Ваня» в постановке Дениса Азарова, и выясняем, изменилось ли что-то в человеческих страданиях за минувшие 100 с лишним лет.Просторная веранда в поместье Войницких-Серебряковых. Врач-эколог Астров сидит в гостях и жалуется чужой нянечке на жизнь. Уже не первый час дымит самовар: время обеда, а дома пусто – и лишь непрошеный гость создает ощущение, что тут еще кто-то живет. Когда-то имение принадлежало первой, ныне покойной жене профессора Серебрякова, и семья знала светлые времена. Теперь же здесь – тоска и одиночество. Пока старый вдовец докучает домочадцам жалобами на здоровье, Иван Войницкий (дядя Ваня) – брат его умершей супруги – из зависти ругает зятя на чем свет стоит. Матушка Мария Васильевна Войницкая не обращает внимания на дрязги, закапываясь в работы профессора об искусстве. Его молодая жена Елена Андреевна не может найти себе места от скуки и не спешит опровергать слухи о замужестве по расчету. А Соня, дочь Серебрякова от первого брака и племянница дяди Вани, продолжает надеяться на светлое будущее, хотя уже давно безответно влюблена в доктора Астрова. Большая сцена заполнена воздухом, звучит легкая музыка, деревянная веранда пронизана лучами солнца, но никакого тепла вы здесь не найдете. В одном углу ведутся застольные споры о спасении леса. В другом – самозабвенно (и бессмысленно) предается искусству Мария Васильевна. Комедийности добавляет нелепый танцевальный ансамбль, который всюду следует за ней, но ни слова не понимает и вытворяет комично-трагичные па на радость зрителю. Но режиссер Денис Азаров с каждым актом будто намеренно увеличивает расстояние между персонажами. И постоянно что-то происходит: герои не покидают сцены и не замолкают, а отчуждение от этого все сильнее. Всеобщая тоска заполняет сценическое пространство – с легкостью, присущей разве что летнему ветру, которому нет места в имении Серебрякова. «Душно мне», – ноет профессор. Душно всем, и как бы откровенны друг с другом ни были заскучавшие члены семьи, какими бы уютными со стороны ни казались их посиделки за деревянным столом – приговор окончателен. Одиночество. Несмотря на название произведения, главный герой – не дядя Ваня конкретно, а каждый отдельно взятый персонаж. Дядя Ваня оказался собирательным образом тотальной неудовлетворенности и беспросветного сожаления. Спектакль трансформируется из комедии в трагедию незаметно, как осень сменяет лето. В семье еще холоднее: отношения накаляются, недопонимание зашкаливает, больше никто никого не слышит и не слушает. Чтобы привлечь к себе внимание, дядя Ваня пьет, Астров прилюдно сбривает усы, юная София готова сбросить накидку и предстать в ночной рубашке перед объектом любви, а скучающая на качелях Елена не сопротивляется знакам внимания, которыми ее осыпают все мужчины в доме. В противовес разобщенности персонажей в сценографии Николая Симонова все предметы, даже опилки на полу, включены в происходящее. Деревянные декорации демонстрируют дом, распахнутый деревенскому лету: сложно понять, происходит ли действие внутри или же где-то в лесу. Даже опускающийся занавес представляет собой лес, озаренный медленно заходящим солнцем. И когда над сценой вдруг повисает три луны, состояние героев становится еще понятнее: у каждого своя ночь, свое лето и своя печаль. То же касается актерского состава. Негромкие диалоги, уместные ужимки, безобидные шутки – перед нами живые люди, которые покинули страницы пьесы и зажили отдельно от нее, ссылаясь в разговорах на Островского и отшучиваясь по Гоголю. Создается ощущение, что всех их ты уже не раз встречал. Быть может, в дачном поселке по соседству, где летние чаепития заканчиваются песнями и стенаниями? Или просто похожие переживания могут быть близки любому. Независимо от того, носит ли он имя Ваня. Дядя Ваня в исполнении Сергея Епишева – воплощение дискомфорта даже на физическом уровне. Ему неуютно в поместье сестры, неуютно даже с самим собой. Оттого он и просит: «Помирите меня с самим собою». Но разве может ему хоть кто-то помочь, если у всех та же проблема? Именно он первым осознает, что пал жертвой неверного выбора, что упустил в свое время шанс, и теперь жизнь уже слишком далека от той, которой он желал. Поэтому отчаяние настигает Войницкого в первую очередь: он хватает ружье и спускает курок. Целится ли он в семью или хочет отыграться на своей боли – не так важно: «чеховское ружье» всегда указывает на того, кто стреляет, а не на мишень. Еще немного, и за оружием по очереди потянулись бы все персонажи. Следующим бы стал Астров в исполнении Павла Чинарева, энергичный и смелый, но одинокий и ужасно уставший. Больной и тоскующий без города профессор Серебряков, сыгранный Авангардом Леонтьевым, – и тот бы схватился за ружье: ведь в семье его всерьез воспринимает лишь теща Мария Васильевна (Дарья Юрская). Но и она держится в стороне, вечно пребывая под дурманящими чарами сложных слов о сложном искусстве. Нельзя надеяться и на Соню (Дарья Трухина) с Еленой (Светлана Колпакова) – скучающих недолюбленных женщин, чья молодость проходит мимо и зря. Члены этой большой несчастной семьи живут в своих воображаемых мирах. Даже если эмоциональный дядя Ваня расшевелит всех откровением об ушедшей юности, вскоре круги на воде сойдут на нет. Недаром в последнем акте, словно на похороны семейного очага, герои являются в черном, а Соня произносит практически надгробную речь о загробной жизни. Ближайший показ спектакля «Дядя Ваня» состоится 23 марта. Оригинал Пресса Спектакль МХТ «Поколение Маугли» собрал больше 32 миллионов рублей для больных детей, видеосюжет телеканала ОТР, 22.09.2024 Спектакль «Поколение Маугли» в МХТ им. Чехова собрал более 32 млн рублей, ТАСС, 22.09.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 «Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова: «Когда нет настоящей жизни, проживу миражами», Елена Вилле, Мир 24, 19.05.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 Прислуга в пачках говорит на французском: новое видение чеховского «Дяди Вани», видеосюжет Пятого канала, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 «Дядя Ваня» в версии Дениса Азарова на сцене МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 МХТ показал первый спектакль к 125-летию театра, РИА Новости“, 18.03.2023 Сергей Епишев, Павел Чинарев, Авангард Леонтьев волею случая оказались на одной сцене, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.03.2023 Денис Азаров представил пьесу «Дядя Ваня» Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 10.03.2023 |