Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | МХТ + Стешик + Шерешевский: симфонияНиколай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023 Первая постановка пьесы Константина Стешика в МХТ имени Чехова. Первый спектакль Петра Шерешевского в этом театре. Первая работа Шерешевского с текстом Стешика. Необъяснимо, как это не сошлось раньше. Все перечисленные любят и умеют выстраивать сложные интеллектуальные драматические психологические игры.Драматург (как ему свойственно, у него в другом тексте и Голова сама по себе была главным действующим лицом) требует азартного подхода к сценическому решению. Что пьеса, по жанровому определению, «моно», как бы монолог, рассказ — это для современного театра пустяковое препятствие. Шерешевский разворачивает на сцене симфонию (тут жанр такой — «симфония»). Играют и поют музыканты. Рисуют на проецируемой на экран плоскости художники Марина Моторная и Агафья Бит-Гармус, так конструируется визуальность происходящего (хм-м-м… происходящего или воображаемого — другой вопрос, про это речь пойдет ниже). Перформеры обмениваются репликами то от первого, то от третьего лица. Музыканты становятся артистами и произносят реплики. В некоторые битловско-психоделические моменты танцуют все. Как будто зрелище техно-барокко XXI века. Но нет. Абсолютная аскетичность одежды: музыканты и перформеры главных ролей — в филармонических концертных костюмах. Графика нарисованной реальности — черно-белая. Контуры фонарей, машин, домов. Контуры людей, вторгающихся в сюжет. И — очень эффектно! — поверх видео реальных изображений лиц главных героев художницы добавляют морщины, меняют черты физиономий, и вот: «живые» реальные лица превращены в монохромный карандашный рисунок. Режиссер использует множество средств театральности для развоплощения истории, которая могла бы показаться на поверхности житейской. Она, конечно, житейская, но если ее немного расфокусировать… Персонажи Стешика в этот конкретный момент бродят по ночному городу (чтобы стрельнуть сигарету) и впутываются в приключения, цепляющиеся одно за другое, как будто незначительные, неизбежные — и вдруг складывающиеся в загадочную последовательность. И тут подумаешь про другое измерение времени, про философское понятие пути, про то, куда он неотвратимо ведет. Это свойственно драматургии Стешика: он позволяет своим героям слышать гул другой реальности, он подает им знаки небытия. Притом никакого символизма, никакой инфернальности, никакого «дао», никакого дзена. Вроде, никакого. Жанр, строго говоря, комический, в ситуациях полно клоунады. Конечно, клоунада специфическая: первое приключение друзей в этой пьесе (драматургический триггер) — когда они наталкиваются на лежащего человека, то ли живого, то ли нет, то ли они найдут способ его спасти, то ли… Ну и однажды у одного из друзей при встрече с контуженным незнакомцем вырвалось для того обидное «земную жизнь пройдя до половины…», за что он получает по морде, за что потом дает в нос… Повторяю: никакого Метерлинка, никаких аллегорий, мужик с пистолетом — просто мужик с пистолетом (хватит и того, что агрессивный, готов убить за то, что разбудили воем автомобильной сигнализации), женщина из дворницкой подсобки — просто женщина из дворницкой подсобки, которая принимается кормить, поить растворимым кофе, обрабатывать раны, в общем, спасать затерявшихся идиотов. Стешик умеет создавать мерцание простого текста. Видишь монтаж аттракционов, а чувствуешь что-то похожее на библейский эпос. Понимаю, это выглядит пафосно и банально, но не могу сказать иначе: быт тут приготовлен под соусом бытия. Или, скорее, наоборот, бытие под соусом быта. П. Шерешевский находит свой собственный способ осмысления текста, скрытого внутри текста слышимого и видимого, без многозначительности — через эксцентрику, театр художника, через перформативность. В игре скрывается больше смысла, чем в рассказывании правдоподобной истории, и нарисованная карандашом фигурка может летать там, где человеку быть не придется. Тех, кто участвует в сценическом действии, точнее назвать перформерами, чем актерами в академическом смысле (хотя играющие друзей Павел Ворожцов, Дмитрий Хориняк и играющие с ними Ольга Воронина, Иван Дергачев, Алексей Кирсанов — успешные артисты академического МХТ). В данном случае это комплимент, признание сложности задачи: чтобы так играть, надо слышать ту «симфонию», которая обычно заглушается житейскими звуками. Притом никуда не исчезает пронзительная человеческая история про людей, у которых никого нет, и подступает старость, и можно вляпаться в ситуацию, когда надо кому-то спасать жизнь, и когда ты сам на ее границе, или уже… Оригинал статьи Пресса Куда идём мы с Другом?, Ирина Винтерле, проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.08.2023 МХТ + Стешик + Шерешевский: симфония, Николай Песочинский, Петербургский театральный журнал, 5.04.2023 Спектакль-перевертыш: МХТ им. Чехова приготовил громкую премьеру, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.11.2022 Спектакль «Друг мой» назван лучшей работой первого этапа проекта «АРТХАБ», видеосюжет телеканала «Культура», 8.11.2022 «Пролётный гусь» — фильм к 20-летию спектакля (2022), Медиацентр МХТ, 25.02.2022 Нашумевший спектакль МХТ «Сережа» показали в Хабаровске, Губерния, 28.09.2021 Артисты московского художественного театра имени Чехова прибыли с гастролями в Улан-Удэ, видеосюжет ИА «Тивиком», 30.08.2021 В Улан-Удэ с гастролями приехали артисты театра МХТ им. Чехова, Антон Алексеев, Infpol.ru, 29.08.2021 «Бабушки в поликлинике были первыми зрителями»: Виктор Хориняк — о детстве в Минусинске, «Последнем богатыре» и BadComedian, Кадрия Катцина, NGS24.RU (Красноярск), 21.06.2021 Не[любовь] в доме Карениных. Как всё смешалось в спектакле Дмитрия Крымова и почему это так прекрасно?, Наталья Шадрина, Областная газета (Екатеринбург), 28.05.2021 Виктор Хориняк: «В письме Деду Морозу попросил собаку», Инна Федотова, Телепрограмма, 10.01.2021 «Золотая маска» в Петербурге завершилась показом спектакля «Сережа», Геннадий Дорошев, Санкт-Петербургские ведомости, 7.12.2020 «О Сереже позабыла ты». Триумфатор «Золотой маски» исключил из «Анны Карениной» Льва Толстого, Наталия Эфендиева, Фонтанка.ру, 29.11.2020 Гастроли спектакля «Серёжа» в Санкт-Петербурге в рамках «Золотой Маски». Фоторепортаж Владимира Постнова, 28.11.2020 Виктор Хориняк: «У меня много к себе вопросов, на которые я не нахожу ответов», Ольга Севрюгина, Нижегородская правда, 4.06.2020 Анна это ты, Ирина Пекарская, Startup, СТД РФ, 13.04.2020 В Ярославле театр МХТ представил спектакль «Серёжа», видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославль), 26.09.2019 Вечер драмы и комедии: спектакль МХТ имени Чехова в Сухуме. Фоторепортаж, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Святая и удивительная земля: актеры МХТ поделились впечатлениями об Абхазии, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Одним Серёжей меньше, Марина Шимадина, Театрал, 26.02.2019 «Человек-подушка» — страшная сказка Мартина МакДонаха и Кирилла Серебренникова, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.01.2019 Паровозом по живому, Анастасия Вильчи, index-art, 1.01.2019 Пульсирующий нерв живой материи, Любовь Лебедина, Трибуна, 20.12.2018 Обошлись без паровоза, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 27.11.2018 40 вопросов Толстому, или Как Анна Каренина попала под стол, Ника Ерофеева, Сноб, 26.11.2018 «Не дай бог скатиться до театра на потребу»: актеры трех поколений — о МХТ, Анна Михайлова, РИА Новости, 26.10.2018 Жизнь и судьба Анны Карениной, Виктория Пешкова, Культура, 18.10.2018 Был ли мальчик?, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 16.10.2018 Премьера в МХТ: «Каренина» быстро, нежно и страшно, Анна Балуева, Собеседник, 16.10.2018 Поезд в огне и Аз воздам, Елена Дьякова, Новая газета, 15.10.2018 Поезд ушел, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.10.2018 Толстой Гроссман Крымов, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 11.10.2018 О свойствах страсти, Мария Михайлова, Театрал, 10.10.2018 «Серёжа» в МХТ: «Где кончается любовь, там начинается ненависть», Ирина Даниленко, LOCALDRAMAQUEEN, 10.10.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Серёжа», 9.10.2018 «Анна Каренина» в новом прочтении: в МХТ имени Чехова премьера спектакля «Сережа», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 9.10.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Доверительный разговор с провинциальным зрителем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.06.2018 Виктор Хориняк: «Я не романтик, но каждая девушка требует своего подхода», Елена Грибкова, WomanHIT.ru, 25.04.2018 Виктор Хориняк. Последний богатырь из Минусинска, Мария Феоктистова, Вечерняя Москва, 2.03.2018 Ок на связи! Игорь Верник и Виктор Хориняк в прямом эфире, Ok.ru, 16.11.2017 Занавес открыт, Кузбасс, 31.08.2017 В Кузбассе завершаются гастроли МХТ имени Чехова, КузбассМаяк, 23.08.2017 В старом ТЮЗе Саратова аншлагом завершились гастроли МХТ им. Чехова, Екатерина Карпова, Московский комсомолец (Саратов), 3.05.2017 Гастроли Московского Художественного театра в Саратове завершаются, видеосюжет телеканала «Вести-Саратов», 28.04.2017 Столичные артисты привезли два спектакля в рамках гастролей МХТ, видеосюжет телеканала «Вести-Саратов», 25.04.2017 По щучьему веленью
, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.02.2017 Неидеальная идеальная любовь, КультМск, 4.02.2017 В МХТ им. Чехова рассчитали «Механику любви», Александра Солдатова , JungleFox, 29.01.2017 На Новой сцене МХТ готовятся к премьере комедии «Механика любви», видеосюжет телеканала «Культура», 3.01.2017 «Высокий идеал московских всех мужей» из будущего, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 31.12.2016 Спектакль «Механика любви», afishas.ru, 21.12.2016 «Механика любви» в фотографиях Михаила Гутермана, 21.12.2016 «Макбет» в фотографиях Леонида Казаринова, 15.04.2016 Виктор Хориняк: «Я был тронут добротой детей в Подмосковье», Денис Сутыка, Подмосковье сегодня, 29.01.2016 Телеверсия вечера-посвящения «Вне системы», телеканал «Культура», 17.01.2016 Преступление и наказание: «Боже, ты нас не слышишь
», ЯрНовости (Ярославль), 22.12.2015 Фоторепортаж: «Человек-подушка» на фестивале М. МакДонаха в Перми. II действие, Дмитрий Кириченко, 14.10.2014 Фоторепортаж: «Человек-подушка» на фестивале М. МакДонаха в Перми. I действие, Дмитрий Кириченко, 14.10.2014 Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014 Воронежцы увидят спектакли МХТ им. Чехова в режиме реального времени, видеосюжет телканала «Губерния» (Воронеж), 8.09.2014 «Круги» Жоэля Помра впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013 В МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Круги. Сочинения», видеосюжет телеканала «Звезда», 23.04.2013 Виктор Хориняк: «Запасного аэродрома у меня нет», Кира Шторм, Ok!, 22.03.2013 В Колумбии с аншлагом прошли гастроли МХТ имени Чехова, радио «Голос России», 3.02.2013 К 150-летнему юбилею Константина Станиславского его родной театр подготовил необычный спектакль, Первый канал, 17.01.2013 Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012 «Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012 «Белоснежка и семь гномов». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 8.12.2011 Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011 МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011 В МХТ им. А. П. Чехова сыграли сказку для детей с намеками для взрослых, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.11.2011 В МХТ поставили сказку для всей семьи «Белоснежка и семь гномов», РИА-Новости, 4.11.2011 |