Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Шекспир – это абсолютный панк»: спектакль «Как вам это понравится?» в постановке Муравицкого вышел в МХТ им. Чехова

Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2023
Пасторальная комедия Шекспира «Как вам это понравится?» не самая популярная из его пьес, но одну строчку вы знаете точно: «Весь мир – театр, в нём женщины, мужчины – все актёры…». Если бы требовался эпиграф к спектаклю, почти нет сомнений, режиссер Юрий Муравицкий взял бы эту цитату, ибо в его постановке границы между игрой и реальностью очень условны. И вообще существует ли жизнь вне игры?

Как и всегда у Шекспира страсти накалены до предела. Ближайшие родственники строят друг другу козни, которые врагам и не снились. У молодых героев случается внезапная любовь, но путь к счастью лежит через большие испытания. Герцог свергает своего старшего брата, чтобы захватил власть. Но это не мешает преданной дружбе их дочерей-кузин — Розалинды и Селии. Свергнутый брат вместе с вельможами прячется в Арденском лесу. Туда же сбегает его дочь, переодевшись в мужскую одежду, и её кузина. Но ни родной отец, ни влюбленный в Розалинду Орландо не сразу могут её узнать в образе юноши. В переодетую Розалинду влюбляется другая девушка… И это далеко не все перипетии. Смысла нет пересказывать сюжет, где куча действующих лиц, нелепых ситуаций, искрометных диалогов и, конечно, счастливый конец. В данном случае сюжет не важен, главное – игра актеров. В комедиях Шекспира страсти всегда утрированы, действие построено на гротеске. Злодея видно и слышно за версту, он даже смеется дьявольским смехом. У положительного героя благородство безмерно…

«Шекспир – это абсолютный панк», — считает режиссер Юрий Муравицкий. И соединяет в своем спектакле вроде бы несоединимое. С одной стороны, это театр елизаветинской эпохи (ХVI-ХVII вв.) и буффонада в традициях комедии дель арте, с другой, — во всём приметы панк-рок-культуры из 60-х прошлого века. Как будто Sex Pistols играет Шекспира на сцене лондонского театра «Глобус». Один из персонажей Жак Меланхолик (это он говорит знаменитый монолог про мир-театр) своим синим гримом напоминает героя сказочной пьесы Карло Гоцци «Синее чудовище». Вот вам пасхалочка от комедии дель арте. И в то же время старый герцог и его длинноволосые вельможи-менестрели (поют “As you like it?”, что в переводе с английского «Как вам это понравится?») — типичные хиппи, живущий в Арденском лесу. Не исключено, что покуривают волшебную травку.

Столь неожиданным стилистическим коллаборациям помогли родиться сценограф Николай Симонов, художник по костюмам Евгения Панфилова. Мужские туфли на каблуках, штаны с буфами, фижмы, корсеты, парча и высокие парики легким движением руки превращаются в куртки-косухи, ушанки, ботинки-мартинсы и рокерский ирокез.

Шекспировский текст в переводе Татьяны Щепкиной-Куперник остроумно дополнен современным сленгом и разными “O,Yes!”. В прологе артисты объясняют, что они играют английскую пьесу как бы в английском театре «Глобус», поэтому говорят с лёгким акцентом и скороговоркой. Игра слов: «пойдём в Хабенский лес» (вместо Арденского леса), импровизации, обращения к суфлеру и другие приколы, свободная пластика, непрерывное движение, интерактив со зрителями (пускай даже подсадными), которые тоже принимают участие в действии, — эта хулиганская история требует от артистов большой включенности в игру и энергетических затрат. В спектакле занята молодежь, которая прекрасно справляется со всеми задачами. Как выяснилось, репетиции спектакля проходили в этюдном формате, артисты предлагали свои идеи, режиссер отбирал, корректировал и лучшее пускал в дело.

У каждого персонажа есть своя партия, а вместе они образуют слаженный ансамбль, где трудно выделить кого-то одного (все хороши!). Но если требуется назвать солистов, то это Орландо (Кузьма Котрелёв), Розалинда (Полина Романова) и Селия (Наташа Швец). Эта группа похожа на рок-звезду и его фанаток, которые в своем молодежном протесте, в поисках счастья сбежали в Арденский лес.

Специалист по творчеству Шекспира Алексей Бартошевич считает, что комедии великого английского драматурга – это комедии восторга. Похоже, и Муравицкий, и занятые в спектакле артисты к его словам прислушались. «Взлететь в финале, как ракета, преодолев гравитацию. Вместе со зрительным залом» им удалось. Получилась легкая, динамичная комедия с большим юмором, которая сегодня как нельзя кстати.

Оригинал статьи
Пресса
Жанр стендапа приходит в театр, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 17.03.2024
Отдых в деревне, Алиса Литвинова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 18.01.2024
Самые заметные театральные премьеры декабря, Влад Васюхин, Известия, 31.12.2023
Сегодня умрешь, завтра скажут – поэт, Полина Зонова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 4.12.2023
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Красная рука вам будет сниться, Анастасия Ильина, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 25.05.2023
Премии «Аванс» удостоены Елизавета Ищенко и Кузьма Котрелёв, видеосюжет телеканала «Культура», 22.04.2023
«Проклятые поэты», Татьяна Власова, Театрал, 21.05.2022
В МХТ им. Чехова по-новому прочитали Ростана: Сирано отправили в ГУЛАГ, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 25.03.2022
Подлецов насквозь я вижу — зарубите на носу!, Вадим Рутковский, CoolConnections, 24.03.2022
Чипсы с майонезом, Ника Пархомовская, Петербургский театральный журнал, 29.01.2022
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
Черное небо любви, Марина Токарева, Новая газета, 29.01.2021
Месяц неисцелимых, Мария Хализева, Экран и сцена, 14.01.2021
Сырой Тургенев, Марина Шимадина, Театрал, 29.12.2020
В МХТ имени Чехова представили спектакль «Месяц в деревне», видеосюжет телеканала «Культура», 27.12.2020
МХТ им. Чехова представил «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.12.2020
В МХТ «Месяц в деревне» выдался дождливым, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.12.2020
Кузьма Котрелёв: «Я за минимум одежды в жизни», Наталья Васильева, Известия, 25.12.2020
По эту сторону занавеса, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 18.11.2020
Ника Пархомовская о «Чайке» Оскараса Коршуноваса, Дмитрий Трубочкин, «Новости. Подробно», телеканал «Культура», 24.09.2020
«Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020
Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020
Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020
Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020
Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020
Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020
«Чайка» — премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020
Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020
Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020
«Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020
«Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020
На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017
Без коварства — про любовь, Наталья Шаинян, Театрал, 5.01.2017