Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Мы — пыльИрина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Спектакль Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами» по пьесе Семёна Саксеева (интересно, постановщик заказывает автору пьесы сюжет или драматург настойчиво подталкивает режиссёра к созданию спектакля?) в МХТ им. Чехова будет вызывать разные мнения в зависимости от ожиданий. А они есть и от театра, и от постановщика, и от исполнителей, и от как бы первоисточника — «Маскарада» Лермонтова. И это области не очень пересекающиеся — если построить графики, они у разных людей будут сильно не совпадать. Возможно, единственное, что объединит всех — билеты слишком дорогие (и после спектакля эта оценка вряд ли изменится). Сложнее всего придётся тем, у кого в приоритете Лермонтов (а «Маскарад» как-то не очень поддаётся постановке при наличии легендарных и интересных спектаклей). Если все ожидания на среднем уровне, должно быть интереснее.Прежде всего, это не Лермонтов. Действие происходит в наши дни, героев зовут как и персонажей пьесы Лермонтова, все совпадения в жизни случайны, но по-своему предопределены. Евгений Александрович Арбенин (Игорь Верник) изучает Лермонтова дольше, чем тот прожил на свете. Его жена Нина (Мария Фомина) — наверное, бывшая студентка, модельной внешности, совсем не дура. Новый герой — главный спонсор университета Адам Петрович Звездич (Евгений Перевалов), с вечеринки в доме которого начинается спектакль. Они в сильно пьяном состоянии пристаёт к Нине, но никто не смеет ничего сказать — ни жена, Инесса Викторовна Штраль (Юлия Витрук), ни гости. Разве что сын от первого брака Илья Звездич (Илья Козырев), не хочет садиться с ним за один стол, но это временное явление (сделать баронессу Штраль мачехой князя Звездича — оригинальное решение, можно и «Федру», и что ещё к этому прицепить — авторы это любят). Афанасий Павлович Казарин — телеведущий и, возможно, владелец игорного дома (Артём Волобуев просто перешёл в том же образе из «Идеального мужа»). Игра в карты здесь проходит за покерным столом, младший Звездич проигрывает деньги с папиной карты, Арбенин всё отыгрывает — как положено. Термин «покер фейс» не просто так придуман — люди сидят с бесстрастными, ничего не выражающими лицами, в то время как на кону стоят миллионы, а жизнь за этими лицами не то что кипит — взрывается. Со стороны выглядит скучно и не интересно, но знатоки, безусловно, могут оценить всё напряжение, которое комментарии ведущего, необходимые гостям и случайным свидетелям, могут только портить. Спектакль в целом тоже такой — тайной жизни иногда больше, чем явной. Люди страшно закрыты, хотя полагается быть душевным, всё понимающим, открытым, что изобразить тоже можно. Сам маскарад — тематическая вечеринка, птичьи головы скрывают людей надёжнее, чем покерфейсы, воплотить самые тайные мечты и желания ничто не мешает. К тому же это очень красиво и эффектно — к чёрно-серо-зелёному цвету спектакля добавляется чего-то мистического и красненького. Ну все и дорываются. А разбираться с последствиями придётся уже без масок, в реальной жизни. И младшему Звездичу, который уже без тормозов, когда понимает, что парный браслет — у Нины. И Арбенину, которому просто нельзя не ревновать, потому что сам не юн, а жена — молодая и красавица. И небаронессе Штраль, признающейся во всём пасынку и уходящей из дома. И более-менее равнодушному олигарху Звездичу-папе, пришедшему домой пораньше, чтобы посмотреть за пивом и чипсами финал Лиги чемпионов по футболу, и тут уже сын не отказывается сесть с ним за один стол (и это сразу после признаний мачехи). Маски сбрасываются только в состоянии чрезмерного употребления и, соответственно, расслабления — тогда уж хоть в реку головой — не то московскую, не то петербургскую, и всем тошно от долгого пьяного лепета. «Маскарад» Лермонтова ещё будет. Преподаватель-Арбенин разбирает пьесу. Сам читает за Арбенина, Звездич — за Звездича, остальные — за остальных. На вопрос, существует ли в наши дни понятие чести, студенты отвечают, что зато сегодня есть культура отмены и разглагольствуют на эту тему. Младший Звездич говорит, что ничего такого сегодня в жизни нет. А когда получает пощёчину, вовсе даже не рвётся на дуэль, а обещает пожаловаться ректору (или папочке), и Арбенина выставят так далеко, что никуда уже не возьмут. Остальные сокурсники поддержат — такое поведение неприемлемо. И девочка, желающая обнять и поддержать преподавателя, выглядит не менее нелепо. Никакая литература не воспитывает, никого и ничему не учит — всё выдумки. Звонит Нина — Евгений уже неделю не был дома. Он отвечает, что придёт, приносит мороженое (в отличие от пива, понятно какой марки). Говорит, что не будет её травить (а мог бы) — он же цивилизованный человек. Всё хорошо. Что не может радовать поклонников плохого конца, но вполне в парадоксальном духе режиссёра. Вроде все характерные приёмы в спектакле были на местах — и большие экраны, и еда, и сцена с кем-нибудь голым в душе, и частичное выворачивание классики, и эстрадные песни в ассортименте, и что-то ещё. Но победивший спокойный трезвый взгляд на мир понравится не всем. Оригинал статьи Пресса Расправил крылья: Константин Хабенский впервые выступил как режиссер, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2024 Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 «Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024 Такие разные «Чайки»: чем запомнится новая постановка на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Романцова, ТАСС, 30.11.2024 Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024 Хабенский поставил в МХТ имени Чехова «Чайку», ТАСС, 30.11.2024 Хабенский дебютировал в качестве режиссера постановкой «Чайки» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 29.11.2024 Михаил Швыдкой: Судьбу Эрдмана можно разыграть как трагедию, мелодраму или детектив, Михаил Швыдкой, Российская газета, 29.10.2024 «МК» объявил результаты своей театральной премии: Верник и Крегжде лучшие актеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.08.2024 В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024 Блиц-интервью Ильи Козырева в проекте «13», U MAGAZINE, 30.05.2024 Илья Козырев: «Когда тебе что-то дорого, ты этим не хвастаешься», Александра Машукова, U MAGAZINE, 7.05.2024 Илья Козырев: о Школе-студии МХАТ, Премии Художественного театра и статусе молодой звезды (аудио), Культурная страна (проект банка ВТБ), 22.04.2024 Крупным планом: Илья Козырев в программе «Театральная среда Вадима Верника», Вадим Верник, радио «Культура», 10.01.2024 Игорь Верник сыграл опасного лермонтоведа, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.12.2023 «Ничем не прикроешься»: спектакль «Речи немых» в МХТ Чехова вернул к корням, Виктория Сытник, Пятый канал, 14.12.2023 МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Речи немых», ТАСС, 25.11.2023 Цивилизованные люди, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 2.11.2023 Маска ложь, да в ней намёк, Наталья Шаинян, Театр, 29.10.2023 «Цыпкин, ты достал!»: Юлия Витрук и Илья Козырев, Москва FM, 20.10.2023 Мы — пыль
, Ирина Виноградова, Театральный смотритель, 11.10.2023 Исследование природы человека: Верник отмечает свой юбилей на сцене МХТ Чехова, видеосюжет Пятого канала, 11.10.2023 К юбилею братьев Верников МХТ им. Чехова подготовил премьеру «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2023 Наш земляк сыграет на сцене МХТ имени Чехова вместе с Игорем Верником, Евгений Стариков, Вологда Регион, 10.10.2023 В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Маскарад с закрытыми глазами», Оксана Арефьева, видеосюжет ТАСС, 10.10.2023 МХТ им. Чехова представляет премьеру — «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет Первого канала, 10.10.2023 В МХТ имени Чехова готовятся представить «Маскарад с закрытыми глазами», видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2023 |