Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню»

Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023
В МХТ им. А. П. Чехова представили первую премьеру в рамках юбилейной программы, приуроченной к собственному 125-летию, — спектакль «Дядя Ваня» в постановке Дениса Азарова. Режиссер не только рассказал историю про жизнь обитателей усадьбы Войницких, но и вывел на авансцену дворянскую прислугу, чья жизнь понятнее и проще. «Известия» побывали на премьере и оценили, не заигрались ли в классиков последователи Станиславского и Немировича-Данченко.

Замах на святое

Для режиссера Дениса Азарова, первый сезон сотрудничающего с МХТ им. А. П. Чехова, ставить «Дядю Ваню» было серьезным риском. «Это сложная пьеса сложного автора про сложных людей», — говорит Азаров. Но азарт переборол страх. Поставить Чехова к юбилею МХТ еще и ответственно. Тем более эта пьеса уже не раз инсценировалась на прославленных подмостках.

Впервые ее поставили в Художественном театре в 1899 году Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Это был второй сезон МХТ. Но этого могло бы и не произойти, потому что пьеса должна была идти в Малом театре. И шла бы, если бы Антон Павлович сократил ее. Чехов отказался, и «Сцены из деревенской жизни» (такой подзаголовок дал автор своему произведению) попали в Художественный театр.

А последний раз «Дядю Ваню» здесь ставили в 2004 году. Это был спектакль «Табакерки», репертуаром которой заполняли Основную сцену МХТ. В роли профессора Серебрякова — Олег Табаков, дядя Ваня — Борис Плотников, Елена Андреевна — Марина Зудина, Соня — Ирина Пегова.

В свой спектакль Денис Азаров пригласил не только артистов МХТ — Авангарда Леонтьева (Серебряков), Светлану Колпакову (Елена Андреевна), Павла Чинарева (Астров), Дарью Трухину (Соня), Дарью Юрскую (Войницкая), Ивана Дергачева (Телегин), но и коллег из других театров. Так, главную роль дяди Вани исполнил Сергей Епишев, известный по спектаклям Театра Вахтангова, а старую няню — Ирина Выборнова из Театра имени Гоголя.

— В труппе МХТ много замечательных артистов, но мне показалось, что наличие в спектакле высокого Сергея Епишева в роли дяди Вани и невысокого Авангарда Николаевича Леонтьева в роли Серебрякова — это уже решение, — рассказал «Известиям» Денис Азаров. — С Епишевым мы уже работали вместе, он играл Чичикова в «Мертвых душах» в Театре Романа Виктюка. И это важно — заходить в материал с артистами, с которыми тебе комфортно.

Лес да лес кругом

Спектакль начинается с изображения на экране соснового бора в лучах заходящего солнца. Открывается занавес, и на сцене — лес. Меж деревьев жители усадьбы Войницких, в которой происходит дело. В какой-то момент деревья превращаются в доски. Из них сколочен барский дом. Длинный стол с кипящим самоваром, дядя Ваня, строгающий рубанком деревяшку. По замыслу художника Николая Симонова пол засыпан опилками. То ли мастерская, то ли цирк, а может, и лесопилка. На скамье у стола доктор Астров. Он приехал по вызову к профессору Серебрякову, страдающему от подагры, а тому помощь не нужна.

«Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки, — говорит он. — А поживешь с ними года два-три, и мало-помалу сам незаметно для себя становишься чудаком».

Больная тема для Астрова — истребление лесов. Астров испытывает счастье от того, что сажает березки. И возмущается, что люди не осознают — исчезают и гибнут чудные деревья, мелеют реки. Топливо лежит на земле, а людям трудно нагнуться и поднять его. Он заявляет, что печки топить можно торфом, а сараи строить из камня. Дядя Ваня не любит всей этой философии. Он влюблен в Елену Андреевну, жену профессора Серебрякова. Он говорит ей о любви, но та признается, что тупеет от этого. Ей противны объятия дяди Вани. А тот знает: когда нет настоящей жизни, живут миражами.

Фам-фаталь Елена Андреевна — греза и Астрова, в которого влюблена Соня, дочь Серебрякова. Фигуристая женщина, то соблазняет мужчин своими оголенными плечами, то удивляет цветочным веночком на голове. Она может и рюмку выпить, и пойти на примирение с падчерицей Соней, признаться ей, что не права.

«Если бы Елена Андреевна захотела, то могла бы вскружить мне голову в один день… Но ведь это не любовь», — рассуждает Астров.

Свою неразделенную любовь доктор топит в водке. А утратив стойкость, падает под стол и оттуда ведет философские беседы с собутыльником дядей Ваней.

По мнению Сергея Епишева, это спектакль про интеллигентных людей, которые оказались в вынужденном соседстве друг с другом, и каждый из них переживает свой личный кризис. В спектакле чувствуется глубокое одиночество каждого героя. Все живут не своей жизнью и не хотят себе в этом признаться. Чехов разбирался в сложности взаимоотношений людей. А люди решают вопросы смысла жизни и смерти, ненависти и, конечно же, любви.

— Но вот проблема, все любят не тех, кто любит их, — считает режиссер. — Тут нет ни одной счастливой влюбленной пары. И ни у кого нет шансов на простое семейное счастье.

Балет на сеновале

Режиссер решил копнуть глубже — не только в суть проблем высшего сословия, но и подсмотреть за жизнью людей, прислуживающих господам. Пока хозяева мучаются философскими изысканиями, вокруг бурлит жизнь. Оказывается, прислуга самовыражается в домашнем театре. Хозяйка Мария Васильевна, мать умершей первой жены доктора Серебрякова, ставит с дворовыми девками Агашкой, Стешкой и Машкой балет. Ее мужики потеют у станка, и не у токарного. Тянут носок, выворачивают стопу, делают па и плие. 

Войницкая-старшая то ли спятила, то ли реализует себя. В исполнении Дарьи Юрской Мария Васильевна больше похожа на классную даму, строгую с указкой в руках. Она зачитывается бредовыми статьями доктора, грезит балетом, пьет коньяк и говорит с прислугой на французском. Мужики по первому ее требованию приносят мольберт, где барыня пишет красной краской белиберду, не забывая четко вписать свои инициалы на полотне. Ее дворовые девицы, замотанные в платки, одетые в майки и балетные юбки, в четыре прыжка пересекают авансцену.

И если у господ дисконнект в отношениях, то у прислуги жизнь бурлит. Они ходят на свидания, встречают рассвет, стоят на голове, спят на сеновале. И не придают значения глупостям и мелочам.

— У них происходит что-то честное и простое, — рассказывает о замысле Денис Азаров. — Это нормальные люди, у которых всё просто. Увидел человека, полюбил, поженились, родились дети. И у главных героев есть некая зависть. Почему прислуга так может, а они — нет.

Человек убеждений

Серебряков Авангарда Леонтьева — человек убеждений, которые не все окружающие разделяют. Но он отстаивает себя до конца.

— У Чехова все несчастны. Они не знают об этом, но догадываются, — говорит народный артист России Авангард Леонтьев. — Чехов ведь доктор, он не любил, когда его называли писателем. А доктор не имеет права на ложь. Он обязан говорить правду пациенту. И мы все ждем ее от врачей и только от них. А так, мы любим всё розовое, сладкое.

Для Авангарда Николаевича Чехов — великий автор. Он когда-то начинал свой путь в «Современнике», где в спектакле Олега Ефремова «Чайка», управляя машинами, делал шумы за сценой, изображающие ветер, дождь. Потом были Епиходов и Гаев в спектаклях Галины Волчек.

— Роль для меня очень трудная, — поделился с «Известиями» Леонтьев. — Идеалом для меня является сцена в исполнении Андрея Мягкова (дядя Ваня) и Олега Борисова (Астров) из спектакля Олега Ефремова 1985 года в Художественном театре. Она всего четыре минуты, но как гениально они играют. Хотелось бы к этим эталонам, по возможности, стремиться.

«Надо, господа, дело делать! Надо дело делать!» — финальные слова Серебрякова звучат как установка.

В пьесе всё сконцентрировано на любви. И, конечно же, хорошо там, где нас нет. Чехов очень ироничный автор. Эту иронию попытались считать создатели спектакля.

Оригинал статьи
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 1, телеканал «Культура», 23.10.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Тоска по лучшей жизни (сны Татьяны), Ольга Вайсбейн, Петербургский театральный журнал, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
На Новой сцене МХТ имени Чехова покажут спектакль «Космос», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Актер Авангард Леонтьев: «Я хожу в театр, чтобы поплакать», Татьяна Филиппова, Литературная газета, 4.03.2022
Актёр Гоголя и Достоевского, Валерий Фокин, Литературная газета, 2.03.2022
В МХТ имени Чехова отметили юбилей Игоря Золотовицкого, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
Ученики Табакова открыли «Атом Солнца», Валерия Новокрещенова, Театрал, 15.12.2020
Гармаш, Костолевский, Симонова и другие: «МК» вручил театральную премию, Марина Райкина, Иветта Невинная, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 24.09.2020
«МК» ПЕРВЫМ объявляет свою театральную премию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.07.2020
Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019
Авангард Леонтьев довел зрителей в Казани до хохота, Анна Тарлецкая, Московский комсомолец (Казань), 22.04.2019
Пушкин — в Авангарде, Алексей Филипов, Российская газета, 19.09.2018
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017
«Он просто гениальный артист», Ольга Лунькова, Театрал, 27.02.2017
Авангард Леонтьев принимает поздравления с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2017
Авангард Леонтьев: «Гамлетов на всех не хватит», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 12.02.2017
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
Авангард Леонтьев: «Я считаю, что человек создал бога…», Ольга Суркова, Смоленская газета, 21.10.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Авангард культурного арьергарда, Анастасия Петракова, Рабочий путь (Смоленск), 16.09.2015
Классики живительная сила, Сергей Есин, Литературная газета, 25.03.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
Авангард Леонтьев в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 15.02.2015
В России стартовал Год литературы, видеосюжет Пятого канала, 29.01.2015
Авангард Леонтьев: «Романтизм — любимейшее мной свойство!», Светлана Микулина, Московский комсомолец в Саратове, 26.06.2013
Народный артист в Понырях, Курская правда, 27.04.2013
Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
День рождения Авангарда Леонтьева, Радио «Культура», 27.02.2012
Сегодня отмечает юбилей Авангард Леонтьев, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2012
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Разбить яйцо, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.01.2011
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007
Я и ангел, я и черт, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.02.2007
В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
Не все Островскому бытописание, Майа Одина, Сегодня, 28.01.2000
Кто первым сказал «мяу», Алиса Никольская, Культура, 13.01.2000
Не все скоту масленица, Елена Ямпольская, Новые Известия, 30.12.1999