Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В МХТ объяснились в любви прямо со сцены

Анна Чепурнова, Труд, 3.11.2023
В МХТ им. Чехова отметили 125-летие театра. В юбилейный вечер здание в Камергерском переулке наполнилось именитыми гостями. Кого только здесь не было — и Михаил Швыдкой, и Константин Эрнст, и Владимир Спиваков с женой Сати, и худруки и директора, а также актеры других театров, например Алла Демидова, Сергей Безруков с супругой Анной Матисон, Владимир Урин, Кирилл Крок, Ирина Апексимова, Елизавета Боярская… Пришедших на праздник не утомляли со сцены долгими речами; собственно, прозвучала лишь одна их них — поздравление президента Владимира Путина зачитал его советник по вопросам культуры Владимир Толстой. А потом начался спектакль Дениса Азарова «9 ряд 10, 11 место» по пьесе драматурга Юлии Поспеловой, написанной специально к юбилею.

Когда открылся занавес, за ним оказался зал, зеркально почти повторяющий тот, где находилась публика, и в нем — Станислав Любшин и Наталья Тенякова. Увидеть этих патриархов МХТ им. Чехова (Любшину недавно исполнилось 90, но он по-прежнему элегантен и красив) вдвоем на сцене уже счастье. В спектакле они играют давно любящих друг друга людей, которых в молодости нелепая случайность развела в разные стороны. Только спустя много лет Он и Она встретились вновь на тех же местах в театре, на которых неизменно сидели когда-то, и поняли, что по-прежнему нужны друг другу.

«9 ряд 10, 11 место» создан по принципу коллажа из множества небольших миниатюр, в которых неизменно фигурирует театр. Например, в одной из них речь о гимназисте 1901 года, пришедшем на спектакль, чтобы в зрительном зале объясниться в любви своей учительнице (ее играет Евгения Добровольская, а подростка — юный артист Даниил Кучеренко). В другом сценическом рассказе, из сталинских времен, очень трогательны муж и жена, сыгранные красивой супружеской четой актеров — Артемом Быстровым и Ксенией Тепловой. Он отбывает срок в лагере и мысленно сочиняет супруге письмо. Мужчина надеется, что она по их старой традиции провела 31 декабря в театре. Гадает, какой их дочь, которая сейчас заканчивает школу, будет ко времени, когда он сможет ее увидеть. Наконец, все так же в воображении, встречается с женой, поднимает ее, и она в светлом платье, раскинув руки, становится похожей на символ театра — чайку.

Есть в спектакле и истории, напрямую посвященные театральной жизни. Немного иронично показан режиссер (Игорь Хрипунов), у которого не получается спектакль и не складываются отношения с обслуживающим сцену техническим персоналом. «Подозреваю, то, что я здесь делаю, вообще никому не интересно!», — кричит он. Но сам начинает приглядываться к работягам, интересоваться жизнью простых людей, особенно одного из них — монтажника Владимира. В этой роли выступает не кто иной, как худрук театра Константин Хабенский. И образ у него получается рельефный, персонаж чем-то напоминает героев фильма «Старый Новый год», в котором, кстати, играли мхатовцы. Меж тем, за режиссером с просьбой посмотреть на ее находки для роли — надо сказать, изрядно нелепые — прямо-таки бегает одна из актрис (ее очень комично играет Светлана Колпакова), а он удирает, поскольку сам пока не может ответить на ее вопросы. Две женщины-капельдинера (Мария Сокова и Полина Романова) то ссорятся, то трогательно поддерживают друг друга. А принципиальная билетерша (другая роль Евгении Добровольской) долго не желает продавать два последних билета лощеному мужчине (Игорь Золотовицкий) даже за взятку, зато в секунду отдает их юному влюбленному с букетиком цветов, спешащему на спектакль со своей девушкой.

Появляются в постановке и Немирович-Данченко (Михаил Пореченков), и Станиславский со своей ученицей Марией Осиповной Кнебель (Павел Чинарев и Вероника Васант). Правда, сцены с участием двух последних персонажей больше напоминают юбилейный капустник. Конечно, о некой экстравагантности в поведении Константина Сергеевича писали многие его современники, но они всегда отдавали дань и его гениальности. А здесь легендарный режиссер в поисках своих величайших решений производит довольно однозначное впечатление большого чудака.

Хотя в премьере пока есть и затянутые, и немного туманные места — все-таки главное создателям постановки удалось: она получилась объяснением в любви МХТ им. Чехова. И мы, зрители, вполне разделяем это чувство и желаем театру еще многих красивых юбилеев и талантливых спектаклей.

Оригинал статьи
Пресса
МХТ и Гамсун: встреча через сто лет, Анна Чепурнова, Труд, 29.03.2024
Счастье — есть, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.03.2024
МХТ имени Чехова представит премьеру спектакля «Голод», видеосюжет телеканала «Россия 24», 19.03.2024
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
Мария Сокова. Истории с сердцем, Александра Машукова, Ok!, 25.06.2023
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
«Простите, простите, простите меня!», Александра Машукова, Экран и сцена, 26.09.2019
Всяк сверчок знай!, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.09.2015
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013