Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Дяде Ване» выдали балетные юбки

Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
В Художественном театре в Камергерском показали премьеру — «Дядя Ваня». Эта пьеса А. П. Чехова — знаковая для МХТ, впервые здесь была поставлена в 1899 году основателями театра, еще при жизни автора. Затем были советские постановки, нынешнюю, кажется, четвертую по счету, осуществил режиссер Денис Азаров, до недавнего времени числящийся среди радикальных художников. С премьерного показа — обозреватель «МК».

Интрига новой версии пьесы Чехова будоражила театралов еще до ее явления на сцене. В первую очередь это связывали с выбором артистов на главные роли, которое многим уже тогда показалось странным. Так, на роль Ивана Петровича Войницкого в МХТ приглашен Сергей Епишев, который в свое время в Вахтанговском театре и в этой же постановке играл безымянного работника, неловкого здоровенного молчуна. Очень был там на месте. Но какой работник не мечтал бы стать дядей Ваней?

Но дело даже не в том, что прежде актер выступал на вторых и третьих ролях, — тут еще и фактура имеет значение: все-таки рост 206 см как-никак. Под стать ему подобрали Елену Андреевну — Светлану Колпакову, довольно высокую крупную девицу, и тоже в главных ролях не замеченную. Роль же ее супруга — профессора Серебрякова — режиссер отдал Авангарду Леонтьеву, актеру большого дарования, но роста скромного. Впрочем, возможно, такой каст был сделан не только из желания поэкспериментировать с фактурой (и Гамлеты в отечественном театре бывали коротышки да толстяки, да и сейчас в Театре Моссовета Офелия бьет все рекорды по объему талии), но все же больше из желания открыть новые имена. А кто-то против?

Сцены из деревенской жизни в четырех актах (так сам Чехов определял свою пьесу) начинаются красиво. Даже очень. Сначала бледная и круглая луна проплывает слева направо по занавесу, на котором фотопечатью застыл лес, за который душа болит у другого героя пьесы — уездного врача Астрова. После того как фотолес уплыл вверх, он же предстал уже натурально. Эффект от сценографии Николая Симонова оказался двойной: лес — он же дом, дом — он же лес. Помещичий дом, выполненный из ровных досок цвета мокрого песка, спускался из-под колосников как занавес — с авансцены до ее арьера. Я насчитала шесть или семь планов такого дома-леса, доски которого не плотно пригнаны одна к другой, а с хорошими просветами между ними, сквозь которые лился свет, теплый, атмосферный, и заливал все пространство. Такая декорация заслуживает аплодисментов, помогает и может спасти любую постановку.

Визуальную красоту, наведенную художником, поддержала и хореограф (Анна Закусова). Согласно замыслу режиссера она поставила вальс для юных крестьян и крестьянок, который они целиком или фрагментами исполняли на протяжении всего спектакля. «А при чем здесь „Дядя Ваня“ и крестьяне с танцами?» — задавались неуместным вопросом те, кто знает пьесу чуть ли не наизусть, видел не одно ее воплощение не в одном театре России и даже мира (Чехов всегда был привлекателен для сцены и экрана). Ну а те, кто еще не открыл для себя эту тонкую, полную драматизма пьесу, наверное, не удивились: где помещики, там и крестьяне. Могут и потанцевать вместо того, чтобы пьянствовать да разнудствовать.

К слову сказать, вальс как музыка (его написал Кирилл Таушкин) вполне себе симпатичный, и даже забавно смотреть было, как юные артистки, а скорее всего, студентки Школы-студии МХАТ, в воздушных юбках Жизели и в грубых сапогах, коих у Жизели быть не может, зависают на руках у парней в поддевках и картузах. Впрочем, хореографический элемент в чеховской пьесе объяснился дальше образом Марии Васильевны, матери главного героя (Дарья Юрская). Режиссер Азаров, похоже, пожалел почтенную даму, страстную поклонницу искусства, и развил скромный образ барыни, предоставив ей возможность милостиво образовывать челядь. Она им: «Жете, эскюзе», а они ей: «Пардон». Стоят навытяжку, постановка конечностей в бытовых ситуациях, как в танцклассе, — ноги в первой или второй позиции, рука перед собой и дугой над головой.

Тем не менее такая танцевальная увертюра, предваряющая драму Ивана Петровича Войницкого, как и других обитателей помещичьей усадьбы, выглядела даже не оскорбительно по отношению к классике. И на том спасибо. Но, в конце концов, не танцев же ради почти полтора века на сцену выводят «Дядю Ваню». Но почему-то только этой пустяковой шалостью режиссера на следующий день вспомнился мне мхатовский «Дядя Ваня». Почему, думаю, здесь тема героя «пропала жизнь, пропала жизнь…» тронула меньше, чем какой-то танцевальный эпизод в роскошной декорации?

Потому что про пропавшую жизнь, про одиночество, что как повседневность уже на ментальном уровне вечно недовольного всем русского человека, одними внешними эффектами, фишками не расскажешь. Не тронешь душу современного зрителя ни пьяной сценой Астрова в первом акте, сыгранной Павлом Чинаревым вразнос, до физического безобразия, как в очередном сериале. Ни истерикой дяди Вани в сцене отъезда Серебряковых во втором, где все — внешне. Ни качелями на длинных цепях, где уставшая от всего и вся сидит Елена Андреевна (Светлана Колпакова). И лесов, что по мере сил спасает Астров (теперь как символ зеленой повестки, о которой не думал Чехов), тоже не жалко.

«Дядя Ваня» в МХТ проявил одну общую проблему, которая в режиссерском цеху в новых условиях будет проявляться все очевиднее. Радикальность подхода к классике, которую бесстрашно, но чаще без особого результата еще год назад практиковали режиссеры, в том числе Денис Азаров, объективно поднадоела. И к тому же сегодня из осторожности не особо приветствуется руководством любого театра. А игра по правилам нового, а вовсе не радикального театра с набором известных штампов, у многих не получается. Ну и кастинг в новом мхатовском спектакле, вызывавший вопросы еще на старте, не весь угодил в десятку.

Оригинал статьи
Пресса
Три Герды, Екатерина Ченчикова, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 3.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Женское закулисье, Татьяна Власова, Театрал, 20.10.2023
Дарья Юрская с коллегами вспомнили о своих театральных муках и радостях, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2023
Театры листают учебник истории, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 3.10.2023
МХТ приоткрывает «Занавес», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.09.2023
«Занавес». Премьера в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 28.09.2023
В МХТ имени Чехова приоткрывают «Занавес», Александра Сидорова, BFM.ru, 28.09.2023
Начните с воды, Полина Куревлева, проект «Молодые критики о Художественном театре», 10.08.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили спектакль о судьбе челночниц, Инга Бугулова, Российская газета, 7.12.2022
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Это мой город: актриса Дарья Юрская, Алина Комская, Москвич, 26.12.2020
Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек», Елена Владимирова, Театрал, 24.10.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Офелия больше не боится жить, Нина Дунаева, startup.ru, 17.12.2018
Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018
Офелия не умеет плавать, Лариса Каневская, Мнение, 28.11.2018
В королевстве всё неладно не по-датски, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.11.2018
Офелия боится воды, Эвелина Гурецкая, Кинорепортёр, 16.11.2018
В МХТ имени Чехова покажут спектакль «Офелия боится воды», видеосюжет телеканала «Культура», 9.11.2018
В МХТ имени Чехова прошел пресс-показ спектакля «Офелия боится воды», видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 9.11.2018
Пять вопросов о Москве: Дарья Юрская, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 30.11.2017
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016
Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016
Дарья Юрская: «Мой папа получается со всех сторон проблематичный», Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.03.2015
Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002