Режиссеры

Глеб Черепанов о своём новом спектакле «Луизиана»

Пресс-служба МХТ, 11.11.2014
8, 9, 15 и 26 декабря Московский Художественный театр имени А. П. Чехова готовится показать новую работу на Малой сцене. Режиссер Глеб Черепанов ставит современную пьесу Натальи Антоновой «Луизиана». В ролях: Евгения Добровольская, Виктор Хориняк, Сергей Сосновский, Светлана Колпакова, Яна Осипова, Максим Стоянов, Наташа Швец, Руслан Братов, Мария Зорина, Надежда Борисова, Эдуард Чекмазов, Наталья Кочетова, Георгий Ковалев, Антон Риваль, Алексей Краснёнков.

Режиссер Глеб Черепанов рассказал о готовящемся спектакле.

- Откуда этот материал взялся? Почему пьесу важно ставить сегодня?

 — Довольно давно пьеса «бродила» по театру, и мне предложили ее прочесть. Название сначала смущало — казалось, это коммерческая пьеса. Но прочел и понял, что невозможно отказаться — тема «Луизианы» важна сегодня как никогда. Любой твой маленький поступок влечет за собой цепь событий, которые невозможно себе вообразить. Любое твое «закрывание глаз», любое незнание не освобождает от ответственности. Мы изобретаем самим себе целую систему оправданий. У одного моего знакомого была отговорка на все случаи жизни: «Не мы такие, жизнь такая». И мы все так говорим: «Так жизнь сложилась, я не мог поступить иначе». И мы все и всегда сами себя оправдываем.
В основе пьесы Натальи Антоновой — реальная история катастрофы теплохода «Булгария» в Татарстане. Но речь идет не только о теплоходе: не теплоход потерпел катастрофу, а, возможно, мы все. Рвутся семьи, многие в своих семьях друг другу чужие. Мы не ощущаем ответственности ни за кого и ни за что. Нас ничто не связывает друг с другом. Мы все — пассажиры этого теплохода, каждый в своей каюте. Именно поэтому, возможно, мы и терпим катастрофу. Вот темы, вокруг которых мы пытаемся сделать спектакль.

- В пьесе действительно есть этот водораздел: распад общества начинается с раскола в семье.

 — Да, между матерью и сыном, а в другой семье — между сыном и матерью. Это пьеса о том, что мы все соучастники. Как чиновник Маринина является соучастником гибели людей на теплоходе, так и Рашид является незримым соучастником гибели матери — они оба «закрыли глаза». Не захотели знать, потому что было удобно не знать.

- Можно ли в таких сюжетах избежать нравоучительности?

 — Мне кажется, да. Мораль должна возникать не из слов и увещеваний, а из самой истории, фабулы, из событий. Мы пытаемся ситуации в пьесе обострить, довести до абсурдного состояния. Но область выводов — только в сознании зрителя. И даже финальный монолог несколько преобразуется, чтобы избежать прямых выводов: он у нас о том, что золотая мечта человека, в данном случае, чиновника — чтобы никого не было рядом, чтобы никто не мешал, не путалась под ногами масса, которая докучает своими проблемами.

- Для Вас постановка современной пьесы — это новый опыт?

 — Нет, я как раз начинал с постановок современной драмы. Делал «Болото» Марины Крапивиной — пьеса, которую я предлагал многим театрам, но у всех она пока вызывает оторопь. В Боярских палатах идет наш спектакль по осовремененному сценарию фильма «Прошу слова» с Оксаной Мысиной в главной роли.

- Можно ли раскрыть детали постановки?

 — В пьесе очень много мест действия, как в кино – в каждой сцене новая обстановка. И мы решили, что они все сразу находятся на площадке и существуют словно одновременно. Будет много видео, которое частично снимается специально. Будет много юмора — жесткого, но все же. Стараемся совместить «киношный», очень достоверный стиль существования с гротесковым. Артисты занимают очень активную позицию по отношению к материалу, вкладываются еще и человечески. Думаю, что эти роли станут важными для их творческой жизни.
Пресса
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Удивительное путешествие «Арлекина», Лилия Шитенбург, Санкт-Петербургские ведомости, 14.05.2015
То ли люди, то ли куклы, Надежда Стоева, Петербургский театральный журнал, 23.04.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
А ты моё сердце склеил?, Ирина Пекарская, startup.ru, 27.01.2015
Кто боится кролика Эдварда?, Марина Шимадина, Театр — Детям!, 22.01.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Одиссея фарфорового Эдварда, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.11.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
От ульяновской гимназии к сцене МХТ, Елена Зыкина, Симбирский курьер, 12.04.2014
Глеб Черепанов в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 6.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Табаков, вручая премию, вспомнил про один процент на культуру, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013