Режиссеры | «Дядя Ваня», приятный во всех отношенияхМарина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 В МХТ имени Чехова вышла премьера «Дяди Вани» — первое событие в обширной программе празднования 125-летия Художественного театра. Спектакль Дениса Азарова с участием звезд старшего и молодого поколения вполне справился с задачами постановки к юбилею многоуважаемого театра, считает Марина Шимадина.Новый «Дядя Ваня» создан к 125-летнему юбилею Художественного театра, который будет с размахом отмечаться весь этот год. Пьеса Чехова впервые была поставлена именно здесь Станиславским и Немировичем-Данченко в 1899 году, еще при жизни автора. Позже на этих подмостках ее воплощали Михаил Кедров в 1947 году и Олег Ефремов в 1985-м. Казалось бы, очередное обращение к знаковому тексту требует какого-то переосмысления пьесы и нашего к ней отношения. Но нет, постановка Дениса Азарова — как «дама, приятная во всех отношениях» из гоголевских «Мертвых душ». Она не выглядит старомодной, но и не раздражает радикальностью концепции, то есть решительно не может оскорбить ничьих чувств. Зато идеально подходит для культурного досуга зрителей, не видевших примерно 125 других интерпретаций и, возможно, пьесу не читавших. В первую очередь впечатляет сценография Николая Симонова — в меру условная, но все же вполне в русле «сцен из деревенской жизни», как Чехов обозначил жанр своего произведения: плетеная мебель, стружки под ногами, роща корабельных сосен на занавесе и бревна усадебного дома, уходящие куда-то высоко под колосники. С каждым актом пространство все более распахивается, перенося нас из комнат с самоваром (куда ж без него) в туманную космическую даль, где в финале над сценой зависают сразу три Луны, как в недавнем «Черном монахе» Кирилла Серебренникова, создавая настроение триеровской «Меланхолии». Этот «Дядя Ваня» выглядит очень стильно — в его декорациях можно устраивать фотосессии для модных журналов прямо в роскошных костюмах Марии Даниловой. А в антураже последнего акта хорошо бы смотрелась опера. Денис Азаров начинал свою карьеру именно как режиссер музыкального театра — работал в «Новой опере», Камерном театре Бориса Покровского и т. д., и в его драматических постановках тоже чувствуется этот оперный размах, статуарная красота мизансцен и величавая неторопливость. Кажется, вот сейчас герои запоют. Но им приходится говорить презренной прозой. И тут во мне как в зрителе просыпается дух Станиславского и говорит «не верю». Выбор исполнителей на главные роли у Азарова, мягко сказать, неординарный. Если Авангард Леонтьев в образе отставного профессора Серебрякова, напыщенного и самодовольного старичка, понятен и предсказуем, то все остальные персонажи вызывают недоумение. Роль роковой красавицы Елены Андреевны неожиданно досталась Светлане Колпаковой — актрисе скорее характерной, витальной, про таких говорят «кровь с молоком». А у Елены Андреевны, по словам дяди Вани, в «жилах течет русалочья кровь». Доктора Астрова, озабоченного спасением лесов, играет Павел Чинарев — и кажется, что он не верит ни одному слову своего героя-идеалиста, мечтающего о прекрасной жизни через каких-то двести-триста лет. Артист играет скорее опустившегося плейбоя, который пудрит женщинам мозги красивыми словами и не прочь укатить с ними в лесничество, но только без всяких серьезных отношений. Поэтому искренние и страстные порывы Сони (Дарьи Трухиной) его пугают и мгновенно отрезвляют. Другое дело — манкая, но равнодушная Елена Андреевна, красиво взлетающая над сценой на высоких качелях. Но самое экстравагантное решение — это приглашение Сергея Епишева на роль дяди Вани. Он уже работал с Денисом Азаровым раньше — играл блестящего комбинатора Чичикова в его «Мертвых душах» в Театре Романа Виктюка. Здесь роль совершенно другого плана: Епишев изображает большого ребенка, неловкого и неуклюжего — такого Епиходова двухметрового роста, который вечно спотыкается о стулья и что-то ломает. Но ребенок этот злой и завистливый, ненавидящий успешного Серебрякова и выходящий из себя, когда у него отнимают желанную игрушку. В своем истеричном монологе — «из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский» — он страшен, как человек, потерявший контроль и способный на любую дикую выходку. Такой запросто может схватиться за ружье и пристрелить по-настоящему. Мать Войницкого — «старую галку» — столь же неожиданно играет вполне молодая Дарья Юрская. Большая поклонница искусств, она упражняется в живописи, читает зубодробительные искусствоведческие тексты профессора Серебрякова и заставляет дворню говорить по-французски и заниматься классическим танцем (хореограф Анна Закусова). Кордебалет дворовых девушек в воздушных юбках и тяжелых сапогах, которых кавалеры таскают по сцене туда-сюда, как бревна на субботнике, производит комический эффект и не дает зрителям заскучать на протяжении долгих трех часов. Но примерно такое же впечатление производят остальные персонажи — словно актеры примерили роли «с чужого плеча». Возможно, с помощью нетривиального кастинга режиссер хотел сломать стереотипы нашего восприятия, сбить привычную оптику и заставить посмотреть на чеховский конфликт свежим взглядом. Но единственный свежий вывод, который напрашивается после спектакля,— что нам, сегодняшним, Чехов вообще не по плечу и, может, стоит его оставить в покое лет так на 125, до следующего юбилея. Оригинал статьи Пресса Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024 В МХТ представили «Стоиков» Дмитрия Данилова, Инга Бугулова, Российская газета, 1.05.2024 Премьера «Стоики» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Анатолия Морковкина, Татьяна Власова, Театрал, 30.04.2024 Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024 Видеоверсия спектакля «Дядя Ваня» (режиссёр Денис Азаров), Культура.РФ, 26.04.2024 В МХТ им. Чехова вышел спектакль «Стоики» по пьесе Дмитрия Данилова, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2024 МХТ им. Чехова представил спектакль «Стоики», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.04.2024 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «Стоики», видеосюжет телеканала «Культура», 26.04.2024 В МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Стоики», ТАСС, 25.04.2024 «Это Москва. Люди»: «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Декорации и костюмы», телеканал «Москва 24», 12.04.2024 «Это Москва. Люди»: спецпроект «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Режиссура», телеканал «Москва 24», 5.04.2024 Телеканал «Москва 24» покажет процесс создания премьер в МХТ имени Чехова, телеканал «Москва 24», 3.04.2024 Крупным планом: Денис Азаров гость программы «Театральная среда Вадима Верника», радио «Культура», 15.11.2023 «Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023 В МХТ объяснились в любви прямо со сцены, Анна Чепурнова, Труд, 3.11.2023 Денис Азаров – о юбилейном спектакле в МХТ имени Чехова, видеосюжет платформы «Смотрим», 29.10.2023 Любовь в девятом ряду. О чем могут думать Он и Она на юбилейном спектакле МХТ им. Чехова?, Инга Бугулова, Российская газета, 28.10.2023 «Мы занимаемся хулиганством со смыслом»: Хабенский в день 125-летия МХТ им. Чехова представил необычный спектакль, Сергей Черных, The Voice Mag, 27.10.2023 В МХТ имени Чехова представили новый спектакль-сборник к юбилею театра, Александра Сидорова, BFM.ru, 27.10.2023 МХТ им. Чехова празднует 125-летие: чем сейчас удивляют зрителей?, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.10.2023 МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023 125-летний юбилей отмечает легендарный МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023 Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023 «Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова: «Когда нет настоящей жизни, проживу миражами», Елена Вилле, Мир 24, 19.05.2023 МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023 Во МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня»: кадры с пресс-показа, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 22.03.2023 Прислуга в пачках говорит на французском: новое видение чеховского «Дяди Вани», видеосюжет Пятого канала, 22.03.2023 «Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова, Инесе Понелис, КиноРепортер, 21.03.2023 «Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023 «Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023 «Дядя Ваня» в версии Дениса Азарова на сцене МХТ им. Чехова, Инга Бугулова, Российская газета, 20.03.2023 Второстепенные люди: в МХТ имени Чехова поставили «Дядю Ваню», Зоя Игумнова, Известия, 20.03.2023 Денис Азаров поставил в МХТ «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2023 В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023 МХТ показал первый спектакль к 125-летию театра, РИА Новости“, 18.03.2023 Сергей Епишев, Павел Чинарев, Авангард Леонтьев волею случая оказались на одной сцене, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 18.03.2023 Денис Азаров: «Я решил пойти путём риска», Александра Машукова, Ok!, 16.03.2023 Денис Азаров представил пьесу «Дядя Ваня» Московском Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 10.03.2023 В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022 |